МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Г
ОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«САРАТОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ СТРОИТЕЛЬСТВА МОСТОВ
И ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ»
КОМПЛЕКТ ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ
по выполнению практических работ по
профессионально-ориентированному содержанию
по дисциплине «История»
по специальности:
35.02.12 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»
Саратов, 2025
Комплект инструкционно - технологических карт по профессионально-ориентированному содержанию составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта СПО для специальности: 35.02.12 «Садово-парковое и ландшафтное строительство» и Рабочей программой учебной дисциплины «История».
ОДОБРЕНО на заседании предметной комиссии «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин» | УТВЕРЖДАЮ зам. директора по учебной работе ГАПОУ СО «СКСМГС» |
Протокол № 1, дата « » августа 2025г. Председатель комиссии ________/Матыцина И.А. | _______________/С.В. Видяшев / «_____» ______________ 2025 г. | Составитель: Матыцина И.А., преподаватель ГАПОУ СО «СКСМГС» высшей квалификационной категории |
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | |
ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ | |
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ | |
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Комплект инструкционно-технологических карт предназначен для выполнения практических работ по дисциплине «История» и нацелен на оказание практической и методической помощи обучающимся в выполнении практических работ, в организации самоконтроля, формировании навыков анализа своей деятельности на уроке, повышения общей компетентности.
Курс дисциплины «История» рассчитан на 136 аудиторных часов, из которых 10 часов - практические занятия по профессионально - ориентированному содержанию, которые проводятся после изучения разделов.
Практические занятия по профессионально - ориентированному содержанию способствуют более прочному усвоению теоретического материала и формированию умения применять теоретические знания в практических целях. Основные задачи этих занятий сводятся к тому, чтобы научить обучающихся, самостоятельно мыслить, способствовать расширению общей исторической культуры. В ходе занятий обучающиеся должны научиться применять выработанную методику в практике конкретно-исторических исследований. В процессе практических занятий обучающихся выполняют различные задания, работы. Практические работы могут носить репродуктивный, частично - поисковый характер. Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении обучающихся пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения порядок выполнения работы, таблицы, учебная и специальная литература. Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся не пользуются подробными инструкциями, им не задан порядок выполнения необходимых действий, от обучающихся требуется выбор способов выполнения работы, инструктивной и справочной литературы. Работы, носящие поисковый характер, отличаются тем, что обучающиеся должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.
Содержание практических занятий является решением разного рода задач, работа с литературой, справочниками, составление таблиц, схем, и др.
Тематика, содержание и количество часов, отводимое на практические занятия по профессионально - ориентированному содержанию, зафиксировано в рабочей программе дисциплины истории. Состав практических заданий планируется с таким расчетом, чтобы за отведенное время обучающиеся смогли их качественно выполнить.
После выполнения практической работы подводятся итоги. Обучающиеся сдают выполненные работы.
В ходе практической работы проводятся индивидуальные беседы. Критериями оценки являются правильные и точные ответы, глубина раскрытия вопросов, а также правильные ответы на контрольные вопросы.
В состав комплекта вошли инструкционно – технологические карты по практическим работам:
Сады «Серебренного века» в России в начале ХХ в. .
Основные стилевые направления садово-паркового искусства в 20-30гг. в СССР.
Садово – парковое искусство об увековечивании памяти о Великой Отечественной войне.
Развитие садово-паркового искусства в СССР в 1960-1970 гг.
Преемственность технологий и элементов садово-паркового наследия России для современного зеленного строительства.
В результате выполнения совокупности практических работ по дисциплине «История» у обучающегося должны быть сформированы следующие общие и профессиональные компетенции:
35.02.12 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»
Общие компетенции
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
Профессиональные компетенции
ПК 1.2. Осуществлять оперативное управление производством работ одного вида на территориях и объектах
ИНСТРУКЦИОННО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ
Практическая работа ПОС № 1
Тема: Сады «Серебренного века» в России в начале ХХ в.
Цель занятия: - рассмотреть основные тенденции и особенности развития садово-паркового искусства в России в начале XX в.;
- способствовать формированию умений оперировать историческими понятиями и представлениями, систематизировать научный материал, раскрывать причины и итоги исторических процессов.
Формируемые компетенции: ОК 01 ,ОК 02 ,ОК 04,ОК 05,ОК 06,ПК 1.2
Студент должен:
знать:
основные тенденции развития садово-паркового искусства в России в начале XX в.;
основные архитектурно-композиционные особенности объектов садово-паркового строительства России в начале XX в.;
значение понятий «садово-парковое строительство», «модерн», «общественный парк», «ландшафтное строительство», «городской сад»
уметь:
систематизировать материал о состоянии садово-паркового искусства страны в указанный период;
охарактеризовать развитие садовых технологий в начале XX века;
анализировать основные направления развития садово-паркового строительства в России в данный период
Задание №1. Заполнить таблицу «Паркостроение в СССР в 1960-1970 гг.»
Название парка | Архитектурно-композиционная характеристика |
Парк Дендрарий (Сочи) | |
Парк Сокольники (Москва) | |
Аткарский городской сад | |
Лопатинский парк (Смоленск) | |
Сад «Эрмитаж» (Москва) | |
Парк «Южные культуры» (пгт Сириус) | |
Задание №2. Установить соответствие между мемориальным парком и городом:
1) Бабушкинский парк А).Тула
2) «Выставочный сад» Б) Орел
3) Парк им. П.П. Белоусова В).Москва
4) 1-й гимназический сквер Г) Нижний Новгород
5) парк «Дворянское гнездо» Д) Таганрог
Задание №3. Дайте определение понятиям «садово-парковое строительство», «модерн», «общественный парк», «ландшафтное строительство», «городской сад»
Задание №4. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а так же применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода
А.А. Гаврилова «Бульвары, сады и парки Москвы на рубеже XIX–XX вв.»
К концу XIX в. (данные на 1896 г.) город имел 48 бульваров2 и 16 садов и скверов. Из пород деревьев преобладали липа, тополя, ясень, дуб, береза, из кустарников – боярышник, акация, сирень. Для выращивания молодых растений город имел питомники и оранжереи в Екатерининском парке, кроме того, растения для посадки доставлялись из Сокольников и из-за границы.
Городское самоуправление приобретало в городских окрестностях. участки земли с зелеными насаждениями, высаживало деревья на некоторых улицах, ходатайствовало перед казной и Дворцовым управлением о передаче в ведение города принадлежавших им старинных садов, парков, лесных дач.
К 1913 г. в пределах города имелось уже 26 общественных садов, скверов и парков, 23 бульвара с газонами, 125 бульваров без газонов, в том числе улицы, обсаженные деревьями. Самыми значительными по размерам из находящихся в ведении Городского управления были парк на Девичьем поле, Екатерининский парк и Александровский сад. В окрестностях Москвы городу принадлежали обширные лесные участки – Сокольники, Воробьевы горы, Мамоновская дача.
Сокольники до перехода в собственность города принадлежали Министерству государственных имуществ и представляли собой вековой лес, за которым практически не велось никакого ухода. Приблизительно с середины XIX в. в Сокольниках стали сдаваться участки под постройку дач. Городское самоуправление задавалось целью привести парк в надлежащее состояние и в 1879 г. Сокольники были приобретены Москвой. В парке была произведена расчистка и высажены насаждения, улучшены дороги, улучшен подъезд к парку, проложены трамвайные пути, проведен водопровод. В начале XX в. Сокольники стали излюбленным местом народных гуляний.
1) Каковы причины расширения садово-паркового строительства в Москве на рубеже 19-20 веков?
2) Какие садовые культуры преобладали в городских садах и парках Москвы в данный период?
3) Какие объекты садово-паркового искусства были благоустроены Городской Думой Москвы в начале XX в.
Практическая работа ПОС № 2
Тема: Основные стилевые направления садово-паркового искусства в 20-30гг. в СССР.
Цель занятия: - рассмотреть основные тенденции и особенности развития садово-паркового искусства в 20-30гг. в СССР;
- способствовать формированию умений оперировать историческими понятиями и представлениями, систематизировать научный материал, раскрывать причины и итоги исторических процессов.
Формируемые компетенции: ОК 01 ,ОК 02 ,ОК 04,ОК 05,ОК 06,ПК 1.2
Студент должен:
знать:
основные тенденции развития садово-паркового искусства в СССР в 20-30-е гг.;
основные архитектурно-композиционные особенности объектов садово-паркового строительства в СССР .в данный период;
значение понятий «охрана памятников природы и культуры», «план монументальной пропаганды», «парк культуры и отдыха», «памятники садово-паркового искусства», «ландшафтный объект»
основные типы садово-парковых объектов советской России первой половины ХХ в.
уметь:
систематизировать материал о состоянии садово-паркового искусства страны в указанный период;
охарактеризовать особенности садово-паркового искусства советской России в данный период;
анализировать основные типы садово-парковых объектов советской России первой половины ХХ в.
выявить роль плана монументальной пропаганды для развития садово-паркового искусства СССР.
Задание №1. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а так же применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода
Декрет Совета Народных Комиссаров. «Об охране памятников природы, садов и парков»
Совет Народных Комиссаров постановил:
1. Участки природы и отдельные произведения (животные, растения, горные породы и т. д.), представляющие особую научную и культурно-историческую ценность, нуждающиеся в охране, могут быть объявляемы Народным Комиссариатом Просвещения по соглашению в каждом отдельном случае с заинтересованными ведомствами и учреждениями неприкосновенными памятниками природы.
2. Более значительные по площади участки природы, замечательные своими памятниками, объявляются заповедниками и национальными парками. Сады и парки историко-художественного значения, созданные по заданиям художественного-паркового искусства или связанные с архитектурными сооружениями, представляющими с ними одно художественное целое, могут быть объявляемы Народным Комиссариатом Просвещения, по соглашению с заинтересованными ведомствами, неприкосновенными памятниками садово-парковой культуры музейно-академического значения.
3. Земли под заповедниками и национальными парками не могут быть обращаемы под обработку или разработку естественных богатств без разрешения Народного Комиссариата Просвещения, а равно на площади заповедников и национальных парков охота и ловля зверей и птиц, собирание яиц и гнезд и ловля рыбы не допускается без такового же разрешения.
4. Неприкосновенные памятники природы и памятники садово-парковой культуры музейно-академического значения находятся в ведении Народного Комиссариата Просвещения по Отделу по делам музеев и охране памятников искусств и старины.
1) Какие объекты были отнесены Декретом к памятникам природы и садово-парковой культуры?
2) Какие меры принимались для охраны памятников природы?
3) Каково значение данного документа для развития садово-паркового искусства?
Задание №2. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а так же применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода
Декрет о памятниках Республики
В ознаменование великого переворота, преобразившего Россию, Совет Народных Комиссаров постановляет:
1) Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера.
2) Особой комиссии из народных комиссаров по просвещению и имуществ Республики и заведующего Отделом изобразительных искусств при Комиссариате просвещения поручается, по соглашению с художественной коллегией Москвы и Петрограда, определить, какие памятники подлежат снятию.
3) Той же комиссии поручается мобилизовать художественные силы и организовать широкий конкурс по выработке проектов памятников, долженствующих ознаменовать великие дни Российской социалистической революции.
4) Совет Народных Комиссаров выражает желание, чтобы в день 1 мая были уже сняты некоторые наиболее уродливые истуканы и поставлены первые модели новых памятников на суд масс.
1) Какие памятники подлежали снятию. согласно данному декрету?
2) Каким историческим деятелям воздвигались памятники в первые годы советской власти?
3) Каково значение и цели ленинского плана монументальной пропаганды?
4) Назовите три памятника возведенные в Саратове согласно плану монументальной пропаганды.
Задание №3. Дайте определение понятиям «охрана памятников природы и культуры», «план монументальной пропаганды», «парк культуры и отдыха», «памятники садово-паркового искусства», «ландшафтный объект»
Задание №4. Установить соответствие между парком и годом его создания:
1) Центральный парк культуры и отдыха им. М. Горького А). 1931 г
(Москва)
2) Детский парк (Саратов) Б) 1928 г
3) парк им. И.В. Сталина В).1933 г.
4) Центральный парк культуры и отдыха имени С. М. Кирова Г) 1932 г.
5) Парк культуры имени С. М. Кирова (Ижевск) Д) 1936 г.
Задание №5. Заполнить таблицу: Сады и парки в СССР в 1920-1930-е гг.
Название парка | Архитектурно-композиционная характеристика |
Марсово поле | |
Усадьба-музей Ясная Поляна | |
Центральный парк культуры и отдыха им. М. Горького | |
Нагорный парк имени С. М. Кирова (Баку) | |
Центральный парк культуры и отдыха имени С. М. Кирова (Санкт-Петербург) | |
.
Практическая работа ПОС № 3
Тема: Садово – парковое искусство об увековечивании памяти о Великой Отечественной войне.
Цель занятия: - рассмотреть роль садово-паркового искусства в увековечивании памяти о ВОВ;
- способствовать формированию умений оперировать историческими понятиями и представлениями, систематизировать научный материал, раскрывать причины и итоги исторических процессов.
Формируемые компетенции: ОК 01 ,ОК 02 ,ОК 04,ОК 05,ОК 06,ПК 1.2
Студент должен:
знать:
основные формы увековечивания памяти погибших в годы ВОВ;
основные архитектурно-композиционные особенности мемориальных парков посвященных ВОВ;
значение понятий «мемориальный парк», «мемориальный камерный ансамбль», «парк памяти», «мемориальный комплекс», «малые архитектурные формы»
уметь:
систематизировать материал о объектах садово-паркового искусства посвященных ВОВ;
охарактеризовать значение мемориальных парков в истории и культуре современного общества;
анализировать основные типы мемориальных парков.
Задание №1. Заполнить таблицу «мемориальные парки посвященные ВОВ в СССР.»
Название парка | Год создания | Архитектурно-композиционная характеристика |
Парк Патриотов (Воронеж) | | |
Парк Победы (Москва) | | |
Сквер Победы (Биробиджан) | | |
Парк 40-летия Победы (Зеленоград) | | |
Московский парк Победы (Санкт-Петербург) | | |
Парк Победы (Уфа) | | |
Парк Победы (Казань) | | |
Задание №2. Установить соответствие между мемориальным парком и городом:
1) Мемориальный комплекс Журавли А). Брянск
2) Мемориальный комплекс «Курская дуга» Б) Санкт-Петербург
3) Мемориальный комплекс «Партизанская поляна» В) Москва
4) Приморский парк Победы Г) Саратов
5) Сквер имени В.В. Талалихина Д) Курск
Задание №3. Дайте определение понятиям «мемориальный парк», «мемориальный камерный ансамбль», «парк памяти», «мемориальный комплекс», «малые архитектурные формы»
Задание №4. Проанализируйте данные таблицы и сделайте вывод о распределении площади функциональных зон мемориального парка. Почему большую площадь парка занимает зона тихого отдыха?
Распределение функциональных зон мемориального парка
Зона | Распределение посетителей, % от общего количества | Норма площади на одного посетителя, м2 | Занимаемая площадь, % от общей площади |
Мемориальная | 15…50 | 100…150 | 20…25 |
Тихого отдыха | 45…50 | 100…150 | 50…55 |
Культурно-информационная | 10…15 | 25…35 | 4…5 |
Оздоровительная | 12…15 | 70…100 | 10…15 |
Детская | 8…10 | 50…70 | 5…7 |
Хозяйственная | - | - | 1…3 |
Задание №5. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а так же применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода
Коляда Екатерина Михайловна «Мемориально-ландшафтный комплекс как объект истории и художественной культуры»
… мемориальные парки могут иметь и разные эмоциональные характеристики, т.е. разделяться на парки торжественного и траурного содержания. Парки торжественного содержания, как правило, наполнены символами триумфа (образы победы в войне, трудовые подвиги народа, покорение космоса и др.). На территории таких парков размещаются макеты или сохранившее орудия – свидетели военных и трудовых подвигов, остатки укреплений и т.д. Главным организующим элементом объемно-пространственной композиции таких парков является так называемая «Аллея Славы» и мемориальный музей, в котором могут быть представлены кино и фотодокументы, картины, личные вещи участников славных дел. Парки траурного содержания имеют в своей пространственной композиции надгробные памятники, вечный огонь, различные монументы, выражающие скорбь и печаль, расположенные вдоль «Аллеи Памяти».
В зависимости от характера мемориально-ландшафтного комплекса, его размера и рельефа местности применяются разные планировочные приемы, проводится зонирование территорий, возводятся сооружения. Как правило, на территории крупных мемориально-ландшафтных комплексов организуется несколько функциональных зон ограниченного характера, включающих в себя разные мемориальные объекты и культурно-просветительские сооружения. При этом парки траурного содержания ни в коем случае не должны иметь зон развлекательного характера. Планировочное решение будет зависеть от особенностей рельефа. На ровном рельефе, как правило, применяется регулярная планировка, последовательно раскрывающая смысловое значение мемориальных объектов в парке. В случае же с ярко выраженным рельефом применяется свободная система организации пространства.
1) Какие существуют типы мемориальных парков?
2) Каковы архитектурно-композиционные особенности мемориальных парков?
3) Какие планировочные приемы применяются при строительстве мемориальных парков?
4) Охарактеризуйте роль и значение мемориальных парков в истории и культуре современного общества.
Практическая работа ПОС № 4
Тема: Развитие садово-паркового искусства в СССР в 1960-1970 гг.
Цель занятия: - рассмотреть основные тенденции и особенности развития садово-паркового искусства в 1960-1970 гг. в СССР;
- способствовать формированию умений оперировать историческими понятиями и представлениями, систематизировать научный материал, раскрывать причины и итоги исторических процессов.
Формируемые компетенции: ОК 01 ,ОК 02 ,ОК 04,ОК 05,ОК 06,ПК 1.2
Студент должен:
знать:
основные тенденции развития садово-паркового искусства в СССР в 1960-1970-е гг.;
основные архитектурно-композиционные особенности объектов садово-паркового строительства в СССР .в данный период;
значение понятий «парк Дружбы народов», «натуроцентризм», «спортивный парк», «пешеходная зона», «парк планировочного района»
основные типы садово-парковых объектов СССР в 1960-1970-е гг. .
уметь:
систематизировать материал о состоянии садово-паркового искусства страны в указанный период;
охарактеризовать особенности садово-паркового строительства в СССР в данный период;
анализировать основные задачи парков городского и районного значения в СССР.
Задание №1. Заполнить таблицу «История Парка Победы г. Саратова»
Год год | Основные мероприятия |
1975г | |
1982г. | |
1999г. | |
2003г. | |
2015г. | |
Задание №2. Заполнить таблицу «Паркостроение в СССР в 1960-1970 гг.»
Название парка | Год создания | Архитектурно-композиционная характеристика |
Лесопарк имени 60-летия Советской власти (Самара) | | |
Южно-Приморский парк им. В. И. Ленина (Ленинград) | | |
Парк Дружбы народов (Ульяновск) | | |
Парк имени XXII съезда КПСС (Москва) | | |
Парк «Боевой славы» (Ташкент) | | |
Парк Воинов-интернационалистов (Кременчуг) | | |
Приморский парк (Таганрог) | | |
Задание №3. Дайте определение понятиям «парк Дружбы народов», «натуроцентризм», «спортивный парк», «пешеходная зона», «парк планировочного района»
Задание №4. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а так же применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 7 апреля 1965 г. N 445 «О мероприятиях по охране зеленых насаждений, созданию садов, парков и озеленению населенных пунктов, проводимых с участием населения и общественных организаций»
Совет Министров РСФСР и Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов отмечают, что за последние годы в РСФСР проделана большая работа по озеленению городов и поселков, … по приумножению и рациональному использованию лесных богатств, являющихся достоянием всего народа, и воспитанию бережного отношения и любви к родной природе.
Однако в ряде автономных республик, краев и областей, особенно в Башкирской АССР, Архангельской, Астраханской и Иркутской областях, где к этой работе недостаточно привлекаются общественные организации и население, крайне мало создается садов, парков, лесных и других зеленых насаждений и не организована должным образом работа по их охране.
В ряде мест допускается гибель молодых насаждений, потрава их скотом, наносится ущерб водоохранным лесам, лесным полосам вдоль дорог, садам и другим зеленым насаждениям вокруг городов и других населенных пунктов. Имеют место случаи, когда охотники, туристы и отдыхающие граждане допускают поломку деревьев, захламление лесных участков и территорий вокруг водоемов, оставляют непогашенными костры, что нередко приводит к возникновению лесных пожаров.
В целях создания новых лесов, садов, парков и виноградников, а также усиления охраны и обеспечения разумного использования лесных богатств Совет Министров РСФСР и Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов постановляют:
1. Обязать Советы Министров автономных республик, крайисполкомы, облисполкомы, совнархозы, Главлесхоз РСФСР, Министерство сельского хозяйства РСФСР, … ежегодно проводить повсеместно "Месячник леса, озеленения городов и других населенных пунктов" и "Неделю сада", привлекая к этому делу широкие массы трудящихся, профсоюзные, комсомольские и пионерские организации, учащихся, студентов, пенсионеров и другое население.
Считать основными задачами при проведении "Месячника леса, озеленения городов и других населенных пунктов" и "Недели сада":
создание в колхозах, совхозах и на школьных участках новых садов, в городах и других населенных пунктах, при больницах, предприятиях и учреждениях - парков, скверов, аллей и бульваров;
озеленение свободных участков территории городов и других населенных пунктов, не подлежащих застройке;
облесение магистральных и проселочных дорог, берегов каналов и водоемов, оврагов и балок;
оказание помощи органам лесного, сельского и коммунального хозяйства, колхозам и совхозам в проведении работ по уходу за зелеными насаждениями, борьбе с вредителями и болезнями лесных насаждений и плодово-ягодных культур, созданию новых лесов и защитных лесных насаждений, а также по охране зеленых насаждений;
наведение порядка в существующих садах, парках, скверах и в лесах зеленой зоны, являющихся местами отдыха трудящихся;
организацию питомников для выращивания посадочного материала;
проведение семинаров с общественностью по агротехнике посадки и ухода за зелеными насаждениями.
1) О каких проблемах садово-паркового хозяйства говорится в документе
2) Какие меры принимались для решения данных проблем?
3) Охарактеризуйте основные стилевые направления садово-паркового искусства в СССР.
Задание №5. Установить соответствие между парком и городом:
1) "Алые паруса» А) Уфа
2) Парк Жилибера Б) Санкт-Петербург
3) Парк культуры и отдыха им. М. И. Калинина В) Свердловск
4) Сквер Академика Лихачева Г) Воронеж
5) Парк имени 50-летия ВЛКСМ Д) Гродно
Практическая работа ПОС № 5
Тема: Преемственность технологий и элементов садово-паркового наследия России для современного зеленного строительства
Цель занятия: - рассмотреть основные тенденции и особенности развития садово-паркового искусства в России в современный период;
- способствовать формированию умений оперировать историческими понятиями и представлениями, систематизировать научный материал, раскрывать причины и итоги исторических процессов.
Формируемые компетенции: ОК 01 ,ОК 02 ,ОК 04,ОК 05,ОК 06,ПК 1.2
Студент должен:
знать:
основные тенденции развития садово-паркового искусства в России на современном этапе;
основные архитектурно-композиционные особенности объектов садово-паркового строительства в данный период;
значение понятий «тематический парк», «линейный объект ландшафтной архитектуры», «национальный парк», «ландшафтная архитектура», «линейный парк»
основные типы садово-парковых объектов России в конце ХХ – нач. ХХI века.
уметь:
систематизировать материал о состоянии садово-паркового искусства страны в указанный период;
охарактеризовать особенности садово-паркового строительства в России в конце ХХ – нач. ХХI века.;
анализировать основные тенденции развития садово-паркового искусства в Саратовской области в 1992-2022 гг.
выявить основные задачи и функции парка в современный период
Задание №1. Заполнить таблицу «Паркостроение в Саратовской области в современный период.»
Название парка | Год создания | Архитектурно-композиционная характеристика |
Парк покорителей космоса имени Юрия Гагарина | | |
Хвалынский национальный парк | | |
Парк «Энергетик» (Балаково) | | |
. Сквер «Сад Петра I» (Петровск) | | |
Парк культуры и отдыха "Солнечный" (Саратов) | | |
Парк культуры и отдыха (Новоузенск) | | |
Ландшафтный парк «Летний» (Балаково) | | |
Задание №2. Дайте определение понятиям «тематический парк», «линейный объект ландшафтной архитектуры», «национальный парк», «ландшафтная архитектура», «линейный парк»
Задание №3. Установить соответствие между парком и городом:
1) «Сестрорпарк» А) Владивосток
2) Парк 70-летия Победы Б) Санкт-Петербург
3) Сквер Политехников В) Екатеринбург
4) «Малый Исток» (природный парк Г) Казань
5) Парк Тысячелетия Д) Москва
Задание №4. Заполнить таблицу «Национальные парки России»
Название парка | Регион | Характеристика | Животный и растительный состав |
Хвалынский национальный парк | | | |
Смольный национальный парк | | | |
Токинско-Становой национальный парк | | | |
. «Удэгейская легенда» | | | |
«Смоленское Поозерье» | | | |
«Сенгилеевские горы» | | | |
Национа́льный парк «Шанта́рские острова́» | | | |
Задание №5. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а так же применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода
Козлова Л. Н., Жукова А. Ю. «Анализ современного проектирования садово-парковых территорий»
Концептуальный смысл современного проектирования парковых пространств создается за счёт нетрадиционного, иногда парадоксального сочетания естественных и искусственных компонентов ландшафта. Обращение к эмоциям посетителя парка, стремление «сказать» ему что-то новое проявляется в использовании символов и ассоциативных элементов.
… В современном мире, разрабатывая озелененные территории специального назначения, выявили такое понятие, как однофункциональный или тематический парк. К нему можно отнести какой-либо конкретный тип парка, спроектированный в определенной манере, и выполняющий одну основную роль. Например, образовательную, реставрационную, культурно-просветительскую, или же спортивную.
В современном мире задумываются об экологии садово-парковых объектов, сохраняя или воссоздавая природный ландшафт. Защищая объекты «зеленого зодчества» от городской урбанизации, используют безвредные или вторично переработанные материалы. Парки нового экологического типа, главная задача которых изучать, охранять и распространять экологические знания, находятся на особом вооружении городских властей и общества.
Поиск обновлённого эстетического содержания городских открытых пространств путём их превращения в современные парки – одна из перспективных областей применения ландшафтного дизайна. Максимальное сохранение природных компонентов ландшафта, в первую очередь озеленения, дополняется новой геометрией средовых объектов. Это позволяет достичь образной выразительности парковых пространств и функционально адаптировать многие ранее пустовавшие территории к потребностям рекреационного использования.
1) Охарактеризуйте основные тенденции развития садово-паркового строительства в конце ХХ – нач. ХХI века.
2) Какие задачи стоят перед современным садово-парковым искусством на современном этапе?
3) Какие новые материалы используются в садово-парковом строительстве в современный период?
4) Какие новые типы объектов садово-паркового искусства появились конце ХХ – нач. ХХI века?