СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексная работа стекстом. Пособие

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самая сложная и необходимая работа по развитию связной речи, улучшению орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, воспитанию чувства национального достоинства – комплексный анализ текста с применением лингвоконцептологии. Комплексный языковой анализ создает представление о языке как о целостной функциональной единице. Учащиеся, работая над анализом текста, выполняют исследовательскую работу, которая требует от них не только  теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья. Комплексный анализ текста может проводиться как в устной, так и в письменной  форме, но следует  учитывать, что три содержательные линии заданий к тексту должны оставаться: это знание системы языка, правописания и речевой деятельности.

            В своей работе над комплексным анализом текста с учащимися я в первую очередь руководствуюсь возрастными особенностями ребят, потому что эта работа  ведется мною с пятого класса. Соответственно возрасту составляется текст и подбираются задания к нему. Если в 5-6  классах в основном для анализа пользуюсь текстами художественного стиля, в 7-9 классах – это и публицистический, и научный стили речи. По мере прохождения того или иного материала мною составляются тексты различного уровня сложности.

Начиная с 5 класса, обращаю внимание на изобразительно-выразительные средства, с помощью которых автор текста воздействует на читателя.

Работе над комплексным анализом текста уделяю и 10 минут урока, и весь урок, повторяю при этом значительный объем учебного материала. Для качественной и эффективной работы использую мультимедийные презентации, что позволяет значительно сократить время на выполнение того или иного задания, а также методическое пособие, созданное мной, «Комплексный анализ текста».  Начинаю эту работу с 5 класса частично, а с 6 класса уже ввожу в постоянную практику.  Работая над анализом текста, выделяю различные категории (виды) проб­лем.

  1. Философские проблемы затрагивают самые об­щие особенности развития природы, общества, мышления.
  2. Социальные проблемы касаются устройства и жизни общества.
  3. Политические проб­лемы связаны с деятельностью государственной вла­сти, партий

         или общественных групп.

  1. Экологичес­кие проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей

         среды.

  1. Нравственные (этические) про­блемы связаны с внутренними духовными

         качества­ми, которыми руководствуется человек, с опреде­ленными правилами  

         поведения.

Комплексную работу с текстом я провожу поэтапно.