СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурс по логоритмике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная жизнь ставит новые проблемы перед музыкальным воспитанием в детском саду.

Просмотр содержимого документа
«Конкурс по логоритмике»

«Развитие двигательной активности у детей с общим недоразвитием речи путем включения логоритмических упражнений и игр в традиционные музыкальные занятия»


Современная жизнь ставит новые проблемы перед музыкальным воспитанием в детском саду. Они порождены новой социально – культурной ситуацией : слабое физическое здоровье, неблагополучие внутри семьи и дефицит общения со взрослыми, экологические катастрофы, чрезмерное загрязнение города вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей и многое другое.

Анализируя процесс музыкального образования в детском саду я заметила, что с каждым годом увеличивается количество детей со сложными речевыми расстройствами, для устранения которых требуется комплексное воздействие логопедов и музыкальных руководителей дошкольных учреждений.

Исходя из этого было решено адаптировать модель логоритмики к традиционной программе музыкального воспитания дошкольников, дополнив тем самым ее содержание.

Логоритмика – это система музыкально-двигательных, музыкально-речевых заданий и упражнений. Она основана на использовании связи слова, музыки и движений. Музыка, движение и слово в логоритмике сочетаются различным образом, но какова бы ни была доля музыки и слова, музыки и движения в упражнениях – в комплексе они формируют и упорядочивают двигательную сферу ребенка, его деятельность, положительно влияют на личность. И важно то, чтобы у ребенка эти процессы нормализовались неосознанно и естественно.

Музыка является могучим средством в решении коррекционных, воспитательных и развивающих задач. Поэтому решение задач музыкального воспитания в сочетании с решением коррекционных является в наше время актуальной проблемой.

Речь ребенка формируется постепенно, к пяти годам ребенок должен овладеть не только четким произношением всех звуков, но и справляться с несложными ритмическими структурами речи. Недостатки ритмического развития корректируются, поэтому вводить элементы логоритмики в занятия необходимо.

В своей работе я использую следующие средства логопедической ритмики:

  1. Ходьба и маршировка в различных направлениях. Они должны научить детей первоначальным навыкам ходьбы. Ходьба включается в каждое занятие. Она является естественным видом движения и вместе с тем достаточно сложным по координации. У детей с расстройствами речи часто отмечается нарушение координации движений во время ходьбы. Они широко расставляют ноги, шаркают ими, наблюдается неустойчивость в ходьбе, замедленность движений.

  2. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Эти упражнения проводятся в соответствии с этапами логопедической работы в начале коррекционного курса. Цель упражнений – способствовать нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата. Упражнения на развитие дыхания способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности. В упражнения на развитие дыхания также включается речевой материал, произносимый на выдохе. Необходимо воспитывать силу, высоту, длительность звучания и выразительность голоса, которая определяется его тембром. Упражнения в развитии голоса проводятся с музыкальным сопровождением и без него. Воспитанию четкой дикции способствуют дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения. Необходимо развивать диапазон голоса.

  3. Упражнения, регулирующие мышечный тонус. Эти упражнения позволяют занимающимся овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями. В содержание этого раздела входит усвоение понятий «сильно», «слабо» как понятий большей или меньшей силы мускульного напряжения. В работе по воспитанию умения регулировать мышечный тонус можно выделить общеразвивающие и коррекционные упражнения. Общеразвивающие упражнения многообразны. Помимо всестороннего развития на организм с помощью этих упражнений можно избирательно воздействовать на развитие мышц спины, живота, плечевого пояса, ног и др. Коррекционные упражнения применяются для укрепления мышц стоп и туловища, для развития функции равновесия, формирования правильной осанки.

  4. Упражнения, активизирующие внимание. Этими упражнениями воспитывается быстрая и точная реакция на зрительные и слуховые раздражители, развиваются все виды памяти: зрительная, слуховая, моторная. Воспитанию внимания способствуют также сигналы: слово, музыка и жест. Смена музыкальных отрезков, темпов, ритмов, контрастность регистров, характер и сила звука, форма музыкального произведения позволяют регулировать смену движений, составляющих упражнение, и привлекать внимание занимающихся к изменяющейся музыке, а значит – и движению. На занятии проводится обычно одно упражнение на развитие слухового внимания. Оно помогает детям различать мажорные и минорные окончания музыки, слышать и передавать в движении короткие музыкальные фразы, плавность движений совершенствуется.

  5. Упражнения для развития чувства музыкального размера или метра. Они заключаются в том, что дети должны научиться прислушиваться и различать отдельные ударные моменты на фоне звучания равной силы, а затем давать на них ответную реакцию условным движением.

  6. Упражнения для развития чувства музыкального темпа. Сначала темп усваивается на простых движениях: хлопках, на ударах в барабан, взмах руками и т.д. Затем включаются движения ногами на месте, бег. Для занятий сначала берутся две темповых скорости: нормальная ходьба и бег. Далее переходят к постепенному ускорению и замедлению темпа. Коррекция нарушений темпа особенно важна для лиц с заиканием, спотыканием, дизартрией. Нормализация темпа помогает установить правильный речевой темп.

  7. Ритмические упражнения. Звучащий ритм служит средством воспитания и развития лиц с речевыми нарушениями чувства ритма в движении и включения его в речь. Детям различные ритмы целесообразно давать в форме игр, драматизаций, подражаний движениям птиц, животных и т.д. В ритмические упражнения обязательно включается речь. Работа над речью проводится комплексная: над звуком, жестом, то есть над всей просодией.

  8. Пение. Сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса, то есть взаимодействие певческой интонации, слухового и мышечного ощущений. Пение и движение на фоне музыки оказывают положительное воздействие на лиц с разного рода речевыми нарушениями. Органическим элементом пения является слово. Музыка и слово вырабатывают чувство организованности. Человек подсознательно чувствует, что после одного звука следует другой. Особенно важным лечебным средством является пение хором. Тексты песен должны стимулировать интерес, возбуждение поющих делать богаче их эмоциональные переживания. В таком психологическом состоянии уменьшаются отрицательные комплексы, а благодаря этому легче преодолеваются речевые затруднения. Приступая к пению, обязательно нужно напомнить, что во время пения не нужно напрягаться, сидеть или стоять прямо, тело должно быть расковано, дышать свободно и легко. Воспитывая вокальные навыки следить, чтобы пели напевно, без крика, не делали вдоха в середине слова или музыкальной фразы. Вдох должен быть быстрым, глубоким и бесшумным, а выдох медленным. Дикция четкая и ясная. Не нужно забывать , что все это формируется постепенно.

  9. Упражнения в игре на инструментах. Музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль, поскольку они вовлекают ребенка в сферу музыки, помогают развить творческие способности. Игра на музыкальных инструментах – игрушках способствует развитию движений кисти руки, развитию дыхания (игра на дудочках), развитию голоса, артикуляции при исполнении песен и попевок, развитию слуха при подборе знакомых песен, прибауток.

  10. Музыкальная самостоятельная деятельность. Она способствует развитию координации слуха, голоса и движения, тонального и ритмического чувства, воспитанию любви к музыке и пению, обогащению эмоциональной жизни детей и взрослых. Музыкальная самостоятельная деятельность детей тесно связана с музыкальной игрой. Занимающиеся по своей инициативе подбирают мелодии на детских ил настоящих музыкальных инструментах, поют, водят хороводы, исполняют пляски. Музыкальная деятельность детей проявляется в детских утренниках, в выступлениях в кукольном театре, в праздниках и развлечениях, в индивидуальных занятиях. Детские утренники являются своеобразным отчетом о проведенной работе. При подготовке к утренникам используются материалы всех видов музыкальной работы с детьми. Выбор речевого материала проводится с учетом речевых возможностей ребенка в данный момент. Праздничный сценарий обсуждается совместно с логопедом.

  11. Игровая деятельность. Физическая и эмоциональная нагрузка в играх зависит от характера игры. Игры можно классифицировать по анатомическому признаку, в зависимости от того, какая часть тела больше принимает участие во время игры : с преимущественным участием верхних и нижних конечностей или с общим воздействием. В зависимости от числа играющих групповые игры можно разделить на игры на месте (статические), малоподвижные , подвижные игры. Подвижные игры по содержанию в них двигательного и речевого материала делятся на сюжетные, несюжетные, игры с элементами спорта.

  12. Упражнения для развития творческой инициативы. К этим упражнениям относятся свободные двигательные импровизации под музыку, двигательные инсценировки песен, двигательно – музыкальные упражнения, в которых на первый план выдвигаются импровизация и творчество.

  13. Заключительные упражнения. Цель этих упражнений - успокоить занимающихся, переключить их внимание на другие занятия. Заключительные упражнения могут проводиться в различной форме: это может быть обыкновенная маршировка под музыку, перестроения, слушание музыки с последующим определением характера произведения и т.д.

Система логоритмических средств варьируется на занятиях в зависимости от речевого нарушения, состояния двигательной сферы детей.

Рассматривая возрастные и психологические особенности дошкольников старшего возраста, я пришла к выводу, что дети с общим недоразвитием речи и здоровые дети имеют различия в обучаемости. Дети в логопедических группах отстают от здоровых по физическим показателям , у них плохо сформирована система управления движениями, поэтому страдает быстрота, точность, координация движений и техника их выполнения. В основных и танцевальных движениях у детей с общим недоразвитием речи страдают ритмичность и способность удерживать заданный темп. Эти дети мало эмоциональны и не уверены в себе, застенчивы и замкнуты, что сказывается на выразительности и пластичности их исполнительской деятельности.

Доступность логоритмики, увлекательная игровая форма, интересный по содержанию музыкально – речевой материал создают на музыкальном занятии положительный эмоциональный настрой и стимулируют потребность детей в общении, развивая не только основные музыкально – ритмические навыки, но и нарушение общей моторики и речевого недоразвития детей.

В заключение хочется отметить, что дифференцированное использование на музыкальных занятиях в детском саду элементов логоритмики, развивает у дошкольников музыкальность, обеспечивает формирование двигательной сферы в целом, а также повышает эффективность коррекционного воздействия на восприятие ими ритмической структуры речи.