Тема: «Искусство скульптуры.
Композиция «Лисы».
Педагог дополнительного образования: Крутикова Елена Викторовна
Дата проведения: 10.12. 2020 г.
Занятие 1.3
Теоретическая часть:
Пора выбрать род лисицы, а их девять видов (хотя выбрать нужно было на предыдущем занятии, но и сейчас ещё не поздно, работа в самом начале).
Самый популярный вид – рыжая лисица, её мы и будем лепить.
Напоминаем, что лисы принадлежат к той же семье, что и собаки, и у нихочень много общих черт, таких как общая форма тела, глаза, лапы, уши, нос, морда и хвост.
Строением черепа лиса также схожа с собакой и волком. Мордочка лисицы длинная, острая с подвижным влажным кончиком носа. Голова лисы широкая с плоским лбом, на ней расположены большие к низу широкие, а к кончикам острые уши, улавливающие любой звук. Уши всегда острые и треугольные (только очень молодые и некоторые из одомашненных лисиц могут иметь гибкие уши).
Голова основывается на алмазной форме. Сплющенный череп с продолговатой мордой. Длинные характерные бакенбарды. Чем меньше меха, тем меньше выглядит шея. Когда появляется больше меха, голова кажется слитой с шеей.
Только уши арктической лисицы кажутся короткими и округлыми, глубоко скрытыми в меху, кажется, что голова скрыта с пушистой шеей. Пушистая голова арктической лисицы похожа на белого медвежонка, мех изменяет пропорции головы.
Голова серого лиса (ещё один вид лисицы) небольшая с короткой мордой. Она меньше, чем у рыжей, с короткой мордой и больше выглядит похожей на щенка.
Очень симпатичная лисица феннек - она принадлежит к настоящему семейству лисиц. Голова фенека маленькая, с короткой мордой, огромными глазами и ушами и маленьким носом. Тело похоже на щенка.
Практическая часть:
Начну с того, что мне пришлось убрать арматуру в одной из лисьих заготовок, так как в дальнейшем вылепленные звери будут обжигаться, а каркас может повредить изделию, оно просто порвётся. Тулово разрезали вдоль, получилось две скорлупки, которые соединили между собой, предварительно убрав подходящим инструментом лишнюю глину изнутри. Делаем бороздки, проходящие через соединяемые детали и закладываем в них жгуты из плотной подсохшей глины.
Лепка головы:
Вспомним схожесть формы головы с формой алмаза, вылепим его (следим за пропорциями, соотношением размера головы с размером туловища)
Вытягиваем мордочку (все пять пальцев правой руки обрабатывают, вытягивают нижнюю часть «алмаза»)
Оставляем голову широкой, лоб образуется путём движения подушечки большого пальца по линии овала. Несколько движений по этой округлой линии дадут плоскость лба.
Делаем вмятины для глаз – глазные яблоки.
Присутствуют щёки. Под глазной впадиной располагаем небольшой кусочек глины (можно круглый), круговыми движениями пальца по этому добавленнму кусочку глины растираем его по плоскости получая необходимую возвышенность для формы щеки.
Следим, чтобы лоб был не слишком высокий. Лишнюю часть можно или снять стеком или переместить глину в то место, где объём необходим.
По необходимости удлиняем морду дополнительным наложением глины.
Можно примазать нижнюю губу.
Вспоминаем о бакенбардах. За щеками пусть появится нечто похожее на приземистый конус, одну сторону которого немного вдавливаем. Примажем конус.
Перед примазыванием головы проверим её соответствие тулову – маленькую увеличим, большую уменьшим сделав заново. Или же добавляем необходимый объём на сформированную голову к местам щёк, по обе стороны мордочки, увеличение ширины головы.
По обе стороны мордочки добавить кусочки глины для придания объёма «пасти» и загладить получившуюся выпуклость.
В случае уменьшения лишнего объёма с вылепленного черепа перегоним глину в пользу шеи. Это конечно будет недостаточно, в дальнейшем размер шеи увеличим.
Получится нечто похожее на стержень внизу головы – это послужит ростом шеи в ширину и в длину в дальнейшем.
В случае длины «стержня» превышающего необходимую для неё длину, часть её вмажем в слепленное ранее тулово – для большей прочности. Только вначале подготовим место для присоединения шеи. В широкой части тулова сделаем отверстие приблизительно круглого диаметра. Погружение шеи в торс по минимуму должно быть где- то милиметров на 10.
Добавим необходимое колличество глины к «стержню» в необходимых местах. Получаем подобие шеи.
Сформированное тело лисы не есть окончательный результат. В процессе дальнейшей работы над лисой её образ будет меняться и не стоит унывать, если что- то не получается и идёт не так, как бы хотелось.
Прорезанной бороздкой наметим вспомогательную линию для позвоночника, если поза животного динамична и фигурка требует постоянного внимания к своему силуэту. Стараемся сохранить его во всё время работы.