Тема: « Плошка костромская. Формовка по болванкам. Техника отщипывания»
Педагог дополнительного образования: Павлючкова Елена Викторовна.
Дата проведения: 7.04.2020 г.
Занятие № 1
Теоретическая часть
Гончарный промысел в Костромской губернии существовал во всех уездах, и в каждом были свои секреты, как замесить глиняное тесто, чтобы горшок стал поистине волшебным.
Обследования гончарного промысла показали, что в период гражданской войны производство глиняной посуды явилось одним из главных источников существования. В большинстве случаев глиняные изделия не продавались, а производился их обмен на хлеб, картофель и разные предметы, необходимые в быту.
Гончарным ремеслом занимались обычно мужчины, работа производилась в основном в жилой избе, но в некоторых уездах работали мастера в специальных мастерских. Гончарные мастерские обычно ставили за деревней, где находились горн для обжига посуды, полки для сушки и сам гончарный круг, на котором изготовлялась посуда. Гончарство оставалось семейным ремеслом, которое передавалось от отцов и дедов сыновьям.
Но были и такие гончарные мастерские, где делалась продукция на поток.
Если глины в округе было мало, приходилось брать её даже взаймы друг у друга. Спрос на глину был очень большой. За глину, взятую взаём, отрабатывали на «жнивье» или платили деньги.
В 1920-х годах глиняная посуда занимала особое место. Ею пользовались для приготовления пищи, при хранении жидких и сыпучих продуктов, транспортировки дёгтя и льняного масла.
Ассортимент посуды довольно большой, она была разных размеров: это огромные горшки- водяники для хранения воды, ёмкостью от 15 и более литров, корчаги под пиво, кувшины, горшки для приготовлени пищи, кринки для молока, опарницы для теста, плоские миски, детские горшки-кашники и многие другие ёмкости, необходимые в крестьянском хозяйстве.
Гончары изготавливали посуду как для личного пользования, так и по заказу, на продажу. Это тазы с дырками на дне для откидывания творога, блюда разных размеров, маслёнки, плошки для топки масла, сковородки, цветочницы.
Изготовляли корчаги бельевые- парили бельё, кувшины, очень крупные (ведра на 4) дегтярные горшки, они были высокие и с узкими горлами. Делались онт обычно в два приёма: сначала одну половину сделают нижнюю, а другую на следующий день, «чтобы сосуд не сел». Крупные горшки делались размером до 12 литров, высотой до 1 метра.
В большом количестве изготовлялась сенокосная посуда, в которой носили еду в поле. Это кувшины под воду, «рукоятки»- два небольших соединённых между собою ручкой.
Из гончарных техник самой распространённой была техника налёпа, чаще всего спирального: каждый сосуд изготовлялся из длинного жгута глины, но маленькое изделие могло делаться и из небольшого жгута. Такой жгут назывался «свёртень.»
Многие гончары дно своих кринок делали таким образом, свивая жгут в плотный круг, а потом его расплющивали. А другие мастера дно любого изделия предпочитали выделывать из цельного комка глины, расколачивая его на круге.
При изготовлении посуды обычно пользовались тряпкой- «помазухой» для сглаживания стенок изделия снаружи и внутри, для смачивания которой рядом всегда стояла миска водой.
Для очистки только-что изготовленного изделий от лишней глины использовался деревянный нож — длинный и короткий (коротыш) с тупыми краями. Образец «стругали», то есть выравнивали стенки сосуда деревянным ножом снизу вверх. Часто мастера на своих изделиях ставили клейма, иногда в виде креста.
На сегодняшнем занятии мы возьмём такой вид костромской гончарной утвари как плошка.
Расшифруем. Плошка — плоский, круглый сосуд из глины, расширяющийся кверху, миска, чашка. Предназначалась для выпечки хлебов, приготовления вторых блюд, обрядовой пищи — так называемой плошки.
Эти изделия имели круглую, овальную, квадратную или прямоугольную форму с невысокими бортиками, плоским дном и широкой горловиной - плоскодонный сосуд, распространённый в былые времена в Костромской области.
Формы плошек, размеры, оформление зависели от назначения. Для выпечки хлебов использовались плошка круглая. Для приготовления вторых блюд — картофеля, мяса, рыбы были овальные, квадратные, прямоугольные плошки с высокими бортиками. Для удобства у таких плошек иногда делалась небольшая петлевидная ручка.
Пользовались плошками для приготовления холодных блюд. Эти плошки необычны по оформлению, их не ставили в горячую печь для приготовления пищи, а они служили формой для холодных блюд.
В связи с этим оформлению плошек уделялось особое внимание. Ёмкость плошек заполнялась рельефным или контррельефным изображением растений, животных или просто геометрическим орнаментом в виде кружков, квадратиков, линейными или волнообразными линиями.
Почти все плошки этого вида имеют коническую форму, узкое дно, широкую горловину, высокие или низкие стенки. Горловина этих плошек разнообразна: округлая, фигурная, квадратная.
В домашнем хозяйстве употреблялись плошки- маслёнки, предназначенные для растапливания масла, для смазывания сковороды, для выпечки блинов. Эти плошки небольших размеров. Были плошки обрядовые, на донной внутренней части которых в рельефном исполнении — изображение восьмиконечного креста.
Практическая часть; лепка плошки по болванке
На предыдущих занятиях мы познакомились с техникой отщипывания, при которой небольшие глиняные шарики укладываются во внутреннюю поверхность болванки. На сегодняшнем занятии наша задача- создание сосуда (изделия) простой сферической или прямоугольной формы по болванке — гончарной утвари, применяемой в Костромской области ранее.
В качестве эскиза можно взять предложенные изображения или подыскать своё.
Формовка на болванке сферической формы. В качестве болванки мы будем использовать пластиковую тарелку (чашу), которую необходимо предварительно обернуть полиэтиленом или другим мягким материалом во избежание прилипания к ней возведённых нами стенок и для облегчения снятия с неё вылепленных полусфер. Не забываем о смачивании полиэтилена водой по тем же самым причинам.
Раскатываем шарики и постепенно выкладываем ими внутреннюю поверхность чаши, помня, что шарики примазываются друг к другу, а не к тарелке, которая придаёт только форму сосуду и используется нами только в качестве своеобразного барьера.
Шарики желательно не просто укладывать, а плотно соединять и буквально втискивать друг в друга для удаления воздуха. Для примазывания брать половину их высоты (радиуса), перегоняя глину с одной «горошины» на другую, при необходимости заполнять пустоты между ними отдельно взятыми кусочками, что повысит плотность и крепость стенок, так как не все сосуды будут нами обжигаться.
Диаметр шариков зависит от степени жирности взятой для лепки глины, оптимальный диаметр, который используем мы, это около 3-х,4-х сантиметров, увеличение запланировано с учётом снятия глины при обточке готового тулова или самой вазы и стенки станут значительно тоньше.
Присоединение и укладка очередного шарика происходит только после соединения предыдущих. При этом на начальной стадии заполнения тарелки желательно удерживать получившийся из них шариков пласт (используя все пальцы левой руки) при примазывании к нему очередной «горошины», так как при давлении примазываемого «кругляша» к частично сформированной стенке, она от давления на неё шарика будут отодвигаться и «убегать», а пальцы левой руки выступают в данном случае ограждением перемещения слепливаемого пласта по болванке.
Выравнивание внутренней поверхности желательно производить подушечкой большого пальца правой руки, так как именно он из всех пяти пальцев имеет самую большую «рабочую» поверхность и обладает наибольшей силой давления (не забываем смачивать рабочую поверхность пальца по мере прилипания к гему кусочков глины и не ранее)
По мере приближения к краям тарелки растущей стенки, заполнение пустого пространства тарелки можно производить или шариками меньшего диаметра или обычным жгутиком, диаметр которого равен высоте незакрытой болванки.
Дав немного подсохнуть нашей полусфере (если она слишком влажная), производим её выемку из болванки. Благодаря пакету она должна хорошо отделилась от болванки и стала готовой к дальнейшей обработке. Чтобы наружняя поверхность изделия изделия должна стала гладкой, то следует произвести «ямочный ремонт» и замазать все впадины глиной.
Следует напомнить, что заглаживание поверхности пальцем только тогда приведёт к наилучшему результату, если подушечка большого пальца совершает трение о поверхность на одном месте и только один раз, тут же перемещаясь далее по рабочей поверхности изделия. В противном случае «топтание» на одной поверхности пальца приведёт к появлению граней и плоскостей, а у нас поверхность сферическая.
Донышко можно сделать из жгута, методом расплющивания его в пластину, и примазывания к предварительно намеченному низу изделия по заранее намеченному диаметру, не забывая делать насечки в местах «стыковки» частей. Материалом для ножки (основания) должна послужить более плотная глина, так как именно на неё приходится весь вес сосуда, и именно ножка может в первую очередь деформироваться от давления веса почти всего изделия. Во избежание этого мы подкладываем в середину кольцевого основания какой-нибудь плоский предмет (высота его должна равняться высоте основания), который и будет удерживать на себе вес нашей «конструкции», позволяя донышку благополучно засыхать и сохранять вылепленную нами форму.
Работу завершает губа сосуда, которая в отличие от горлышка должна быть почти у любой гончарной утвари. Для венчика подойдёт жгут, который благодаря примазыванию превращается в губу сотворённого нами изделия.
Продекорировать изделие выбранным заранее способом или раписать сосуд после высыхания. Для оттиска служат собранные в объединении изделия из различного материала, разной формы и объёма, будь то пуговицы, колпачки или другие подходящие предметы или аксессуары.
Соблюдаем ритм нанесения элементов, возможна инверсия (обратное расположение узоров), нанесение элементов орнамента вертикально или горизонтально.