Тема: « Плошка костромская (формовка по болванкам). Обточка и декорирование плошки.»
Педагог дополнительного образования: Павлючкова Елена Викторовна
Дата проведения: 09.04. 2020 г.
Занятие №2
Подсушенное изделие (задубевшее) теперь пригодно для дальнейшей работы. Почему желательно было его оставит на некоторое время подсушить… Толщина стенок основания слишком влажного сосуда может деформироваться под давлением на него вышележащего тулова. Жидкая глина не выдержит его веса, донышко расплющиться. Или же можно по окончании лепки основания оставить сушиться плошки кверху донышком.
1. Формовка донышка. Какой-либо острый предмет поможет определить центральное положение плошки, нанесём им окружность на основание. Снимаем лишнюю глину вдоль кромки каким -либо деревянным ножом, шпателем и т.д..
2. Обточка. Внешнюю поверхность закругляем направляя инструмент от основания к горлышку.
Отдельно можно остановиться на инструменте для «правки» изделия. Деревянных ножей для этой части работы было несколько видов: нож-срезка, нож- «кривыш», дугообразной формы, нож для обточки плечиков сосуда, нож- «подденок» со скошенным кончиком, нож- «подденок» с выгибом. Размеры их были небольшие.
При выравнивании стенок изнутри и снаружи можно использовать влажную тряпки, раньше она называлась «помазухой» или «мазилка».
3. Придать форму основанию поможет прямоугольный гребешок. Он же снимет тонкие стружки глины. Полукруглый гребешок закруглит внешнюю поверхность основания.
4. Стенки донышка. Удаляя внутреннюю часть глины с основания не полностью, оставляя на толщину её стенки примерно 1 см..
Орнамент. В разные времена для нанесения тиснённого узора гончары использовали соломинки, стебли тростника и древесные ветки. Со временем кончики деревянных палочек стали скруглять, заострять, срезать под разными углами и, наконец, вырезать на их торцах простейшие фигурки.
В современное время к таким инструментам присоединяются крестовые отвёртки, всевозможные трубки, шестерёнки, гвозди и шурупы.
Штампики приставляли под прямым углом к поверхности изделия и, слегка нажимая, вдавливали в глину. Комбинируя и чередуя оттиски в определённой последовательности, получали выразительные узоры. Если же штампики с круглым или прямоугольным сечением вдавливали в глину не под прямым углом к поверхности, а под острым, то образовывался узор из скобкообразных и когтеобразных вмятин. Несмотря на простоту, подобный узор выгодно подчёркивал форму глиняного сосуда, придавая ему особую выразительность.
Узор, полученный вдавливанием в глину простейших штампиков, называют «ямочным».
Основным фоном орнамента являются круглые глубокие или нет ямки, расположенные отдельными зонами. Их дополняют полосы.
Гравирование- узоры, прочерченные на поверхности глиняного изделия всевозможными палочками. Гребёнкой с острыми зубцами выполняют так называемый «прочерченно-процарапанный» орнамент — ряды параллельных заглублённых линий с выступающими бороздками по краям.
Если гребешок остаётся в руке неподвижным, то линии будут получатиься прямыми. В узоре прямые линии нередко сочетаются с волнистыми, которые в древности символизировали воду. Они были своеобразным пожеланием того, чтобы сосуд всегда был полным, а его хозяева имели бы постоянный достаток. Постепенно магический смысл волнистых линий был забыт, и их продолжали наносить на посуду исключительно как украшение. При проведении волнистых линий гребешок слегка смещают то вниз, то вверх.
Характер волнистых линий зависит также от того, насколько равномерно происходит смещение гребешка. Если его плавно опускают вниз, а потом резко поднимают вверх, образуются волнистые линии с характерным изломом. При резком смещении гребешка через короткие промежутки на поверхности изделия возникает своеобразный, напоминающий сетку орнамент.
Если кончики зубцов гребёнки или просто палочки скруглить и отшлифовать, то они уже будут не процарапывать поверхность изделия, а вдавливать и уплотнять глину. В результате бороздки по краям исчезнут, а в углублениях появиться глянцевидный блеск.
Сосуды, фрагменты сосудов с ямочно-гребенчатым орнаментом находили археологи на территории Костромской области.
Кстати, нанесение орнамента желательно производить на подсохших стенках изделия для более чёткого получения узора, на так называемом «задубевшем» изделии.