СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект "Язык и культура Вятского края"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект "Язык и культура Вятского края"»

Внеклассное занятие «Язык и культура Вятского края»

Автор разработки учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ с УИОП «Железнодорожный образовательный центр» г.Кирова

Галимзянова Лилия Маратовна

Цель занятия:

Знакомство с историко-культурным наследием Вятки, формирование бережного отношения к наследию вятских народов, развитие чувства гражданственности, ответственности, гордости за свою малую родину, национальной сознательности, толерантности, культуры межличностных отношений, воспитание чувства патриотизма.

Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, патриотизм, любовь к малой родине.

Продолжительность занятия: 40 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа-обсуждение. Занятие предполагает использование видеоролика, интерактивных заданий, включает в себя анализ информации.































1. Мотивационный этап (5 минут)

(Слайд 1)

- Добрый день, ребята. Сегодня мы будем говорить об одном отдалённом местечке Русского государства. Попробуйте догадаться по промыслам этого края.

(Слайд 2)

Учитель: Верно, сегодня мы поговорим о нашем родном Вятском крае. Здесь формировалась своя самобытная культура, образ жизни, быт, обычаи, нравы, разговорная речь.

Наложило свой отпечаток и взаимопроникновение русской культуры и культуры коренного населения – марийцев, удмуртов, татар, чувашей, коми – народностей угро-финского и тюркского происхождения.

(Слайд 3)

Знаменитый на весь мир русский певец Фёдор Шаляпин писал:

«Поразительно, каких людей рождают еловые леса Вятки! Выходят из вятских лесов и появляются на удивление изнеженных столиц люди, как бы из самой этой древней скифской почвы выделанные. Массивные духом, крепкие телом богатыри! Такими были братья-художники Васнецовы».

Согласны ли вы с этим утверждением? Почему?

(Слайд 4-6)

Учитель: Дорогие ученики, так как иметь знание о своей малой родине – это иметь настоящее сокровище, то мы с вами превратимся в кладоискателей.

В каждом из коробов потаённые дары. Балакай правильно – получи блага!

Ох, я и не покумекал, что тут так много накопилося…Ну дак айда разгребать!

Часть 2. Основная (20 минут)

Учитель: Откроем первый короб! Самобытный вятский говор значительно отличался, да и теперь еще отличается от разговорного языка центральных и южных районов России. Своеобразная лексика, построение фраз, произношение слов «особливо у простолюдинов употребительные», давно привлекли внимание краеведов и ученых.

Учитель: Ребята, давайте перейдём с вами к первому сундуку и посмотрим его содержимое.

(Слайд 7-11)

Одной из главных отличительных особенностей вятского говора является ….. Ответ: Оканье.

Безударный звук «о» произносится как краткое «а». Вятские люди как говорили, так и писали: корова, а не карова; молоко, а не малако; погода, а не пагода и т.д.

Следующей особенностей является употребление вместо «Щ» буквы «ШШ». Ответьте на вопросы на слайде. Овощи – овошши; Щука- шшука; Еще-ешшо.

Всё верно! Вы быстро всё разумеете! Давайте узнаем, что было в ящике!

Ура, мы получили с вами корзинку грибов. Открываем следующий короб!

(Слайд 12-13)

В вятском говоре несклоняемые иностранные слова тоже склоняли по падежам. Посмотрим на слайде, как вы думаете склоняли слово пальто, кино?

Ответы: «В польте, по радиву, после кина». «Радива – то у нас нету. С кином приехали, кину обрадовались, опосля кина пляшут». «Пошно в пальте – то сидим?».

Давайте попробуем прочитать вместе небольшие вятские диалоги на слайде.

(Слайд 13-18)

Учитель: Молодцы! У вас прекрасно получилось.

Мы получили замечательные сани для зимних забав!

С вятским краем связаны имена известных в истории России людей. В своих воспоминаниях они подчеркивали причастность к взрастившей их земле.

(Слайд 19-20)

Это Ермил Костров – первый русский переводчик Гомера, академики Николай Рудницкий, Александр Бакулев, Владимир Бехтерев.

Учитель: Отгадайте этих людей родной Вятки и скажите, что вы о них знаете.

Ответы:

1. Художники Виктор и Аполлинарий Васнецовы.

2. Композитор Пётр Чайковский.

3. Певец Фёдор Шаляпин.

4. Писатель Михаил Салтыков-Щедрин.

5. Писатель Александр Грин.

(Слайд 21-23)

Богатейшие традиции культуры в Вятском крае развиваются и в настоящее время.

Область является хранительницей свыше трех тысяч памятников архитектуры, культуры, истории. В Вятском крае находится порядка двухсот охраняемых естественных территорий. У нас расположено свыше 700 общедоступных библиотек, 39 музеев, выставочные залы. Сможете назвать их?

(Слайд 24-26)

В старину многие вятские кустари говорили такую пословицу: «Ремесло за плечами не висит, а хлебом кормит». Каким ремеслом славится Вятка? В регионе не канули в лету традиционные народные промыслы: изделия из капо-корня, дымковская игрушка, кукарское кружево, матрешка, керамика, вышивка, изделия из соломки, лозы, бересты. А как умело, наши мастера художественно обрабатывают дерево, какие дивными узорами ведут роспись по дереву!

Давайте обсудим некоторые из них поподробнее.

(Слайд 27-28)

В то время многие крестьяне создавали потрясающие изделия из капокорня.

Учитель:Что же такое капокорень? Найдите его на слайде.

Ответ: 1

Учитель: Молодцы! Кап – это нарост на дереве, удивительный по своим качествам материал. Иначе, в народе капокорень называли деревянным малахитом. Исследования ученых показали, что такие наросты вовсе не свидетельствуют о болезни дерева, напротив, это характерное явление для наиболее здоровых деревьев. Капов корень выполняет защитную функцию для дерева, являясь своеобразным биологическим иммунитетом. Некоторые этимологи склонны к версии о том, что это понятие очень древнее и своими корнями оно восходит к праиндоевропейскому слову «капут», что в переводе означает «голова». И действительно, если обратить внимание на форму капокорня, то он несколько напоминает форму человеческой головы. В прежние времена 8-килограммовый капокорень по цене приравнивался к стоимости крупного породистого быка. До революции вес капокорня равнялся весу золота.

(Слайд 29-31)

Учитель: Найдите на слайде изделие из капокорня.

Ответ: 3

Учитель: Всё верно! Переходим к следующему сундуку.

(Слайд 32-33)

Возникновение дымковской игрушки берет свое начало в XV — XVI столетиях. Изначально красочные игрушки из глины имели форму свистулек. Матери делали их для забавы своих детей из доступных в данной местности природных материалов. Яркие забавные фигурки с успехом продавались на ярмарке, которая проводилась в честь весеннего праздника Свистуньи. Он устраивался через месяц после Пасхи, и был посвящен памяти погибших в Хлыновском побоище в 1418 году.

Для росписи глиняных дымковских игрушек издавна использовалась богатая цветовая палитра.

Посмотрите на слайд и скажите какие цвета обычно используются при росписи такой игрушки?

Ответы:

  • красный

  • оранжевый

  • желтый

  • синий

  • зеленый

(Слайд 34-36)

В 2010 году в центре Кирова была установлена скульптурная группа «Семья», созданная в соответствии с классическими канонами изготовления дымковской игрушки.

Скажите из кого состоит эта группа? Она состоит из мужчины с гармонью, барыни в пышной юбке с младенцем на руках, ребенка со свистулькой, а также небольших фигурок собаки и кошки.

Учитель: Вы молодцы!

(Слайд 37-40)

Вятская матрёшка — наиболее северная из всех традиционных российских деревянных кукол. Она сформировалась вслед за сергиево-посадской, мериновской, семёновской и полхов-майданской матрёшками.

А вы сможете отличить их друг от друга и найти именно вятскую матрёшку?

Ответ: 1- сергиево-посадская, 2- мериновская, 3-вятская, 4-полхов-майданская.

Вятская деревянная кукла изображает девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой и приветливым личиком в красочном платке и сарафане.

Особенности росписи и узора вятской матрёшки:

  • Инкрустируются соломкой.

  • Изображена девушка-северянка с голубыми глазами и светлыми волосами.

  • Лицо приветливое с открытой улыбкой, румянцем.

  • Светлые платок и сарафан украшены красными маками или голубыми незабудками.

  • В руках какой-либо предмет — букет цветов, поднос.

(Слайд 41-45)

Кукарское кружево является на сегодняшний день одним из самых громких брэндов Кировской области. По сей день является загадкой, откуда пришло на Вятскую землю искусство кружевоплетения.

Давайте попробуем с помощью вырезанных фигур, фонарика и нашего таланта показать небольшой спектакль театра теней (Приложение 1).

Спектакль: Один знатный плотник, жена которого была голландка, был послан указом Петра I на строительство кораблей в Воронеж. Однако, за провинность он был подвержен казни, но чтобы ее избежать, бежал в вятские леса, а со временем обосновался в Кукарке. Здесь он занимался плотничьими работами, а его жена плела кружева и обучала кружевоплетению местных женщин.

Учитель: Молодцы! Вот мы и узнали легенду о появлении этого кружева.

В то время на Вятской земле знали только один вариант кружева – крестьянское кружево. Его плели из домашней пряжи самым простым рисунком. Таким кружевом украшали в то время полотенца, которые дарили на свадьбу молодоженам. Между тем, к концу XIX века кружево все больше входило в моду, а состоятельные граждане и представители дворянского сословия предпочитали им украшать свои одежды.

Вятское кружево является наглядной демонстрацией богатой творческой фантазии мастериц, они создают оригинальные разработки растительного и цветочного орнаментов. В Кукарском кружеве как бы раскрывается душа Вятского народа.

(Слайд 46)

Наше мероприятие подходит к концу, мы все получили с вами ценные сокровища и узнали много нового о своей Родине.

Спасибо за работу!









































П


риложение 1