Конспект интегрированной НОД с элементами квест-игры для старшей группы «Люблю свой край родной»
Подготовила: воспитатель Чудаева Светлана Ивановна
МБДОУ детский сад «Родничок» р.п. Мокшан
Цель: продолжать формировать представления воспитанников о Родине.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное и физическое развитие.
Задачи: формировать представления о малой Родине, уточнять и расширять знания о родном поселке Мокшан и его достопримечательностях; воспитывать интерес и уважение к истории поселка , любовь к родному краю;
развивать связную речь, активизировать словарь по теме;
формировать нравственные ценности;
развивать познавательные способности детей, любознательность, творческое воображение, память;
продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Индивидуальная работа: контроль над речью детей, оказание помощи при ответах на вопросы.
Словарная работа: лукавство, пензенец, кондитер, герб
Предварительная работа: беседа о Пензенской области, поселке Мокшан, рассматривание книг, альбомов и открыток о поселке, стране и планете в целом, заучивание стихов, просмотр презентации о своем крае, выставка работ детей и родителей на тему: «Мой край», экскурсии в музей им. А.Г. Малышкина и краеведческий музей на базе Агротехнологического колледжа р.п. Мокшан
Материал и оборудование: слайд-фото «Достопримечательности моего поселка», компьютер, мультимедийная доска; фотографии достопримечательностей, магнитная доска, мешочек для игры, свисток, указка, половик, детская книга, конфета; чугунок, ухват, кочерга, прялка.
Ход НОД
Звучит песня «Наш край» (привлечение детей к образовательной деятельности)
-Мы живем в замечательном месте в Пензенской области. Нашей области в прошлом году исполнилось 80 лет. А кто догадался, сколько лет исполнилось нашей области в этом году?
-Скажу, друзья, вам не лукавя,
Красивых мест не сосчитать!
Но краше Пензенского края
Для пензенца не отыскать!
Просмотр презентации о родном крае.
-Мы гордимся нашей великой Родиной, её природой, её трудолюбивыми и талантливыми людьми. Но у каждого из нас есть своя малая Родина- тот уголок земли, где мы родились, где прошло наше детство, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом.
Мокшану много уже лет,
Но для меня он вечно молод.
Я говорю ему «Привет!
Родной мой, славный, ты – как город!»
-Я приготовила для вас сюрприз! (не находит сюрприз)
А где же он? Кто его взял? Вы не брали? Он исчез. Помогите, пожалуйста, найти, мне одной не справиться (дети находят конверт)
-Что это? Кто его подбросил? Письмо адресовано нам, сейчас узнаем от кого оно (читает):
« Дорогие ребята из детского сада «Родничок»! Свои сюрпризы вы получите, если соберете все части картинки, на которой и будет подсказка, где я их спрятал.
Я хочу проверить ваши знания о родном крае, о вашем поселке Мокшан. Выполните все мои задания, соберите картинку из частей и найдете ваш сюрприз. Я приготовил для вас интересные задания!
Ваш Домовенок».
-Ну что же, ребята, готовы к выполнению заданий? Не забывайте, чтобы получить наш сюрприз надо все правильно выполнить.
(после выполнения каждого задания вручается часть мозаики)
-Внимательно слушайте первое задание.
Наш поселок очень красивый, в нем много жителей, много улиц, зданий и парков- сейчас проверим хорошо ли вы их знаете.
-Назовите, на какой улице вы живете? ( отдельно остановиться на названии улиц Клочкова и Поцелуева -это улицы носят фамилии героев ВОВ, наших земляков)
-На столах лежат картинки с изображением достопримечательностей, вам нужно выбрать и рассказать о тех, которые есть в нашем поселке, но есть и обманки, будьте внимательны! (Дети выбирают изображения музея, библиотеки, детского сада и т.д.), воспитатель вывешивает снимки на доску, дети по очереди рассказывают о том здании, которое нашли.
-Вот второе задание.
-В нашем краю обитает много зверей и птиц.
-Перечислите, каких зверей и птиц нашего края вы знаете?
-А теперь я предлагаю вам составить изображение животных из разрезных частей ( работа в парах- тройках по желанию)
-Справились и с этим заданием!
-Следующее называется: «Исправь ошибку»
Надо правильно ответить на вопрос – да или нет.
Вопросы:
Наш детский сад называется «Капелька»?
Мокшан- столица России?
Через наш поселок протекает река Мокша?
В нашем поселке есть музей им. А,Г. Малышкина?
Жители нашего поселка –москвичи?
Поселок Мокшан назван так, потому что расположен на реке Мокша?
-Следующее задание:
Будем с вами мы играть и профессии называть.
- А вспомните, ребята, кем работают ваши родители?
-Я предлагаю вам поочередно достать из мешочка по одному предмету и назвать , к какой профессии он относится и определить место работы человека с данной профессией.
(Указка-учитель-школа, половник- повар – столовая или кафе, детская книга-воспитатель- детский сад, свисток- тренер –спортшкола или ФОК, конфета- кондитер-кондитерская фабрика «СвитЛайф» и т.д.)
- В нашем поселке Мокшан есть замечательный парк. Там растет множество деревьев, назовите их?
-Все верно здесь растут клены, осины, тополя, березы- они стали настоящим украшением нашего поселка. Здесь много места для прогулок и игр, может, и мы поиграем?
Хороводная игра «Березка»
-Вот и последнее задание, здесь приготовлены предметы быта, которые сейчас уже не используются, попробуйте догадаться, для чего они нужны.
Демонстрация предметов быта
-Чугунок- вид посуды, который применяется в деревне для приготовления пищи в печках. В основном для варки картошки, щей, каши.
-Ухват. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь глиняные горшки и чугунки.
- Кочерга – это железный прут с загнутым концом для перемешивания дров в печи.
- Прялка – это орудие труд, на котором пряли нитки, из которых в дальнейшем изготавливали ткань, а затем шили одежду.
-Ребята, вот и последняя часть мозаики, нам осталось сложить изображение и узнать куда спрятал сюрприз шутник –домовенок.
(Дети складывают мозаику на столе)
-Итак, что у вас получилось?
-Правильно- это герб нашей малой Родины, поселка Мокшан. А вот и сюрприз! (спрятан около доски, где выкладывается герб)
Раздаются медали с изображением герба поселка Мокшан.
Мы узнали о нашей малой Родине чуть больше, и чтобы наш поселок оставался таким же красивым, чистым и ухоженным следует выполнять правила.
-Чего делать нельзя? (загрязнять природу, мусорить, уничтожать растения и животных, нарушать правила поведения в общественных местах)
-А что делать нужно? (беречь природу родного поселка его растительный и животный мир, быть воспитанным и дружелюбным по отношению к его жителям, знать и любить историю своего родного края)
-Вот и закончилось наше приключение, вам оно понравилось? А что оказалось самым трудным? А самым интересным?
Результаты образовательной деятельности:
У детей расширились знания о родном крае;
Дети начали проявлять интерес к событиям в жизни поселка и вовлекать родителей к совместному более глубокому знакомству с историей поселка;
Повысился интерес к окружающему миру;
Дети стали более любознательны, внимательнее относится к окружающим;
Дети с гордостью делились своими знаниями о малой Родине с друзьями из других групп детского сада;
Обогатился речевой запас по данной теме.