СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект к уроку чтения по теме "Г. Скребицкий. Скворушка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка к уроку чтения по теме "Г. Скребицкий. Скворушка" предназначена для третьеклассников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обучающихся по АООП (1 вариант). 

Просмотр содержимого документа
«Конспект к уроку чтения по теме "Г. Скребицкий. Скворушка"»

Конспект к уроку чтения

«Г. Скребицкий. Скворушка»


Тема данного урока рассчитана на 2 часа. Данный урок является первым по данной теме.

Тема: Г. Скребицкий «Скворушка».

Цель: Познакомить учащихся с произведением Г. Скребицкий «Скворушка».

Образовательные. Продолжать формировать навык чтения целыми словами. Продолжать формировать умение работать с текстом на основе графических схем и анализировать произведение.

  • Коррекционно-развивающие. Развивать диалогическую речь посредством беседы. Развивать и активизировать словарь через уточнение и объяснение значения «трудных» слов и выражений;

  • Воспитательные. Воспитывать любовь к русской природе, бережное и внимательное к ней отношение.

Тип урока: комбинированный

Формы организации учебной деятельности: Фронтальная и индивидуальная работа.

Методы обучения: Чтение, беседа, рассматривание схем, лексико-грамматические упражнения, составление целого из частей (синтез), дидактическая игра.


Оборудование: Раздаточный материал на каждого учащегося: набор схем к рассказу, отображающих последовательность событий в рассказе; набор слов для составления пословицы.

Наглядный материал на доску: слоговая пирамида формат А-4; карточки со словами для чтения справа налево формат А-4; картинка скворца формат А-4;


Ход урока:

  1. Организационный момент

– Здравствуйте, сели прямо, удобно, правильно, расправьте плечики и положили руки на место. Теперь я вижу, что все готовы к уроку, и мы начинаем работать. Урок чтения.

  1. Зрительная гимнастика

Учащиеся выполняют движения глазами, следя за рукой учителя.

- Девочки, прежде чем приступить к чтению поработаем глазами, чтобы они легко скользили по строке.

- Глаза вверх – вниз.

- Вправо – влево.

- Глазки бегают по кругу

- «Ленивые» восьмёрки.


  1. Отработка навыка чтения и развитие оперативного поля зрения чтения

Учащиеся смотрят на точку в центре и читают буквы и слоги по цепочке с опорой на устную инструкцию учителя.

  • Чтение гласных (парами, четвёрками);

  • Чтение слогов: ЗА, ЗО …;

  • Чтение слогов: КЗА, КЗО …;

  • Чтение слогов: РКЗА, РКЗО ….


  1. Актуализация знаний

Прочитать слова справа налево

ЬЛЕПАК – капель

ЙЕЧУР – ручей

ЗОРОМ – мороз

АНИЛАТОРП – проталина

- Какое слово лишнее?

- Что объединяет эти слова?

- Правильно, весна.


  1. Основная часть

  1. Подготовка к восприятию рассказа

И мы продолжаем работать по лексической теме «Весна в окно стучится» и сегодня познакомимся с новым произведением о весне.

- Девочки, я предлагаю вам отгадать загадку, слушайте внимательно:

Он прилетает каждый год,

Туда, где домик его ждёт.

Чужие песни петь умеет,

А всё же голос свой имеет. (СКВОРЕЦ)

- Правильно, это скворец. И сегодня мы познакомимся с рассказом Г. Скребицкого «Скворушка».


  1. Знакомство с рассказом «Скворушка»

  • Чтение рассказа учителем.

  • Чтение «трудных» слов.

- Девочки, прежде чем приступить к чтению рассказа, давайте прочитаем трудные слова, которые встретятся в рассказе.


  • С ТРО – И – ЛИ ПРИ – СТРО – И – ЛИ ПРИСТРОИЛИ

- Как вы понимаете слово «пристроили»?

- Правильно, это значит построить в дополнение к чему-нибудь. В рассказе «Скворушка» скворечник пристроили, это значит – приладили, приделали, прикрепили. Девочки, скажите, пожалуйста, как можно приделать скворечник к дереву?

- Можно ли скворечник приколотить к дереву гвоздями?

- Правильно, нельзя прибивать гвоздями к дереву, потому что дерево может погибнуть.


  • З ЕЛЁНЫЙ ЗЕ – ЛЕ – НО – ВА - ТЫЙ ЗЕ – ЛЕ – НО – ВА – ТЫМ

- Девочки, как вы понимаете это слово?

- Правильно, это значит, что скворец чёрного цвета, но с зелёным отливом.


  • У – СТРА – И – ВА – ЛИ УСТРАИВАЛИ

Устраивали гнёзда – это значит, приводили в порядок.


Физкультминутка

Дети выполняют соответствующие движения:

Потрудились – отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.


      • Чтение по цепочке.

– Девочки, мы немного отдохнули и продолжаем дальше работать. Вы внимательно прослушали рассказ, прочитали и выяснили значение трудных слов, а теперь приготовились читать рассказ по цепочке. Внимательно следим по тексту.


  1. Первичное закрепление материала

      • Беседа по содержанию сказки.

– Чем заняты птицы ранней весной? (Строят и ремонтируют гнёзда).

– Что сделала Марья Ивановна? (Построила скворечник). Найдите в тексте.

– Прочитайте, как выглядел скворец, которого подарили детям?

– Что предложила Марья Ивановна? (Отпустить скворца).

– Почему Марья Ивановна не захотела оставить скворца в клетке?

– Кого увидели ребята в скворечнике? (Двух скворцов).

– Молодцы, я вижу, что вы внимательно слушали и читали рассказ «Скворушка».


  • Составление графического плана

- Девочки, сейчас мы попробуем с вами составить графический план к рассказу. На парте у каждого лежат карточки со схемами к рассказу и отрывками из рассказа «Скворушка». Карточки с отрывками разложите по порядку в соответствии с порядковыми номерами.

- Хорошо, теперь нам надо к каждому отрывку подобрать соответствующую схему. Вы выстраиваете план на парте, а я на доске. Начинаем работать. Читаем по порядку отрывки:

  1. Кончилась зима, наступила весна.

  2. У птиц начались большие хлопоты: они устраивали гнёзда.

  3. Марья Ивановна сколотила из дощечек птичий дом. Скворечник пристроили в саду на дереве.

  4. Скворец подошёл к открытой дверце и легко вылетел из клетки.

  5. В скворечнике поселились два скворца и стали строить там гнездо.

- Молодцы, вы хорошо справились с планом.


  1. Дидактическая игра «Составь предложение»


Хорошо

1

птичке

2

в

3

а

6

золотой

4

клетке,

5






того

7

лучше

8

на

9

зелёной

10

ветке.

11


- Давайте прочитаем, что у вас получилось. Как вы понимаете эту пословицу?

- Птица привыкла жить на воле и летать в небе, и как бы хорошо за ней не ухаживали и заботились, как бы ей сытно не жилось в неволе, птица всегда будет скучать по небу. И в неволе она может от тоски погибнуть. Поэтому если уж природа так распорядилась, что дикие птицы – это вольные птицы, то ни в коем случае их нельзя содержать в клетке.


Домашнее задание.

– Девочки, сегодня на уроке мы познакомились с рассказом Г. Скребицкого «Скворушка». На следующем уроке мы продолжим работать с этим произведением. А дома вы должны подготовить краткий пересказ с опорой на схемы.


  1. Итог

– Хорошо. Скажите, какой урок у нас был? (Чтение).

– С каким рассказом мы познакомились? (Скворушка).

– Кто автор этого произведения? (Г. Скребицкий).

– Молодцы! Вы все хорошо работали. Урок закончен. Всем спасибо!