I. Вводный | - Сегодняшний классный час посвящен великому мужеству человека. Мужеству людей с большой буквы. - Какая дата изображена на доске? - Кто может сказать, что произошло в это время? - В память о всех гражданах Российской Федерации, погибших в радиационных авариях и катастрофах, 26 апреля – день катастрофы на Чернобыльской АЭС, Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22.04 1993 г. внесен в государственный календарь как «День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах». Также этот день считается Международным днём памяти жертв радиационных аварий и катастроф. Этот день - дань памяти всем погибшим в радиационных трагедиях и дань уважения всем, кто ликвидировал тяжелейшие последствия аварий и катастроф, всем, кто пострадал от радиационного заражения, кто вынужден был покинуть свои родные места. - Первая рукотворная глобальная катастрофа до сих пор остается одним из фактов мировой политики. Она изменила отношение людей к прогрессу как к благу. Впервые после упоения и восторга и поклонения природе , произошедшая трагедия заставила думать об окружающей среде не как об абстракции, не как о вечном неисчерпаемом богатстве, а как о хрупком, нежном, целесообразном и гармоничном мире, который можно легко разрушить и уже никогда не восстановить. - Глобальность этой катастрофы определяется и тем, что даже мировое сообщество экономически не в состоянии ликвидировать последствия этой трагедии. Только благодаря патриотизму и самоотверженности участников ликвидации последствий аварии был изолирован очаг радиационного заражения ценой их собственной жизни и здоровья. - Прочитайте стихотворение. - Какова тема нашего классного часа? - Сформулируйте цель. - Ребята, на какие вопросы вы хотели бы найти ответ по данной теме? | - 26 апреля 1986 года. - День катастрофы на Чернобыльской АЭС. - Простые добрые ребята, Их тысячи и их не счесть. Они здесь потому, что надо! Чернобыль – совесть их и честь! - Международный день жертв радиационных аварий и катастроф. - Ознакомиться с информацией о Чернобыльской катастрофе, её причинами и последствиями. - Что даёт атомная электростанция человеку? - Сколько лет прошло со дня этой трагедии? - Каковы причины катастрофы? - Какова была хроника событий? - Кто такие ликвидаторы АЭС? - Почему их считают героями? - Что такое «зона отчуждения»? - Каковы последствия этой катастрофы? - Можно ли защитить человечество от атомной катастрофы? - Почему Чернобыльскую катастрофу считают страшной трагедией 20 века? | На доске: 26 апреля 1986 года На слайде: Простые добрые ребята, Их тысячи и их не счесть. Они здесь потому, что надо! Чернобыль – совесть их и честь! Евсюкова Д. Тема на слайде Цель на слайде |
II. Основной | - Что вы знаете о городе, в котором произошла трагедия? - 6 апреля 1986 года 1 час 23 минуты 47 секунд – взрывом реактора закончился эксперимент на Чернобыльской АЭС. С крыши четвертого энергоблока, как из жерла вулкана, стали вылетать сверкающие сгустки. Они поднимались высоко вверх. Черный огненный шар взвился вверх, образуя облако, которое вытянулось по горизонтали в черную тучу и пошло в сторону, сея смерть, болезни и беду в виде мелких-мелких капель. 1 час 28 минут – к четвертому блоку прибыл дежурный караул станции во главе с лейтенантом Правиком: 14 пожарных принялись тушить кровлю. 1 час 35 минут – на станцию прибыл караул города Припять. Борьба со стихией шла на высоте 72 метра. Внутри помещений тушением занимался дежурный персонал станции. О том, что реактор раскрыт, пожарные не знали, они не догадывались, что работают в зоне очень высокого радиационного излучения. 6 часов 35 минут – пожар полностью ликвидирован. Пожарным, принявшим на себя первый удар, было присвоено звание «Герой Советского Союза», многим – посмертно. - Предлагаю вам посмотреть видеоролик, чтобы поподробнее узнать о причинах аварии. - Какие же предполагаемые причины аварии на Чернобыльской АЭС? - Авария расценивается как крупнейшая в своём роде за всю историю ядерной энергетики, как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от её последствий людей, так и по экономическому ущербу. - Как вы думаете, к каким последствиям привела эта авария? - Радиоактивному загрязнению подверглось более 200 000 км², что вызвало вынужденное переселение сотен тысяч человек и привело в негодность одни из самых плодородных земель в Европе. - Посмотрите, как Припять выглядела раньше. И что с ней стало после аварии... - Кто устранял последствия аварии? - За прошедшие годы среди российских ликвидаторов с дозами облучения выше 100 мЗ в (это около 60 тыс. человек) несколько десятков смертей могли быть связаны с облучением. Всего за 20 лет в этой группе от всех причин, не связанных с радиацией, умерло примерно 5 тысяч ликвидаторов. - Как вы думаете, можно ли сказать, что эти люди совершили подвиг? - Почему? - Ребята, у вас есть такие лепестки. Я предлагаю вам написать на этих лепестках слова, которыми можно охарактеризовать тех героев, самоотверженно отправившихся ликвидировать последствия аварии на Чернобыльской АЭС. Мы сделаем ромашку. | - Чернобыльская атомная станция расположена на Украине вблизи города Припять, в 18 километрах от города Чернобыль, в 16 километрах от границы с Белоруссией и 110 километрах от Киева. Печально известна в связи с аварией, произошедшей 26 апреля 1986 года. Ко времени аварии на станции функционировало 4 реактора. Всего планировалось ввести до 12 реакторов. Смотрят. - Реактор был неправильно спроектирован и опасен; персонал не был проинформирован об опасностях; персонал допустил ряд ошибок и неумышленно нарушил существующие инструкции, частично из-за отсутствия информации об опасностях реактора; отключение защит либо не повлияло на развитие аварии либо не противоречило нормативным документам. - Радиационное загрязнение. - Ликвидаторы. - Ликвидаторы – так называли людей, которые боролись с аварией ценой собственной плоти и жизни, ценой собственного здоровья выполняли свой долг перед Родиной. - Да. - Они понимали, что идут на смерть. Пишут на лепестках. | Слайд Видеоролик Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Лепестки, ромашка на магнитах |
III. Заключительный | - Прошло 30 лет, а черный день Чернобыльской трагедии продолжает волновать людей: и тех, кого он зацепил своим черным крылом, и тех, кто позднее родился далеко от искалеченной земли. Этот день не прошел бесследно, он расплодил по миру много трагедий; он будет всегда объединять всех одним воспоминанием, одной печалью, одной надеждой. Невиданного масштаба трагедия свалилась на плечи нашего народа. Кто же виновен в ней? Конкретно будто никто ничего специально не делал. Это не провокация, это халатность. Проявления безответственности и легкомысленности накапливались и накапливались - и в один прекрасный апрельский день - вдруг взрыв… - Но где гарантия, что не повторится эта трагедия? Люди, будьте бдительны и осторожны, безответственность порождает трагедию. - Какой теме был посвящён наш классный час? - Что вы узнали? - Что бы вы ещё хотели узнать? - Наш классный час окончен. Всем спасибо! | - Международный день жертв радиационных аварий и катастроф. - Я узнал, какие причины привели к этой аварии. - Как сейчас обстоят дела в Припяти. | Слайд |