Конспект комплексного занятия для детей среднего дошкольного возраста с приоритетом экологических задач
«Капелька воды»
Образовательные задачи: формировать у детей представление о воде в жидком состоянии (прозрачная, без запаха, являющаяся растворителем сахара); расширить экологическое сознание, экологическую воспитанность; упражнять в навыках экологического поведения; продолжать упражнять детей отвечать на вопросы и выражать собственное мнение полными предложениями, подбирать прилагательные к существительным, в рисовании предметов с использованием трафарета; закрепить знания детей о значении воды для живых существ, считать предметы в пределах 3; развивать мышление, внимание, связную речь, память, мелкую и общую моторику; воспитывать желание заботиться о воде и водоемах, эстетическом вкусе, чистоплотности.
Оборудование:
Демонстрационный: конверт с заданием, крупная бумажная капелька, маленькие бумажные капельки, картинки с изображением водоемов, макет озера с рыбками, ведерко, музыкальное сопровождение, ватман с изображением облака и травы.
Раздаточный: бумажные стаканчики с водой, ложки, пипетки, гуашевые краски, тампончики, сачки, влажные салфетки, трафареты: деревьев, зайцев, птички.
Предварительная работа: рассмотрение иллюстраций, беседы о водоемах. ХОД ЗАНЯТИЯ: I. Вводная часть.
(Дети заходят в группу, становятся полукругом)
Приветствие:
Мы улыбаемся солнышку: Здравствуй, золото!
Мы улыбаемся цветочку – Пусть он цветет!
Мы улыбаемся дождику: Лейся как из ведра!
Друзьям улыбаемся – Желаем им добра!
Воспитатель. И вы улыбнитесь друг другу.
Сюрпризный момент:
- Послушайте, что это за звуки? (звуки дождя). Появляется капелька. Дети, посмотрите, кто это к нам сегодня пришел в гости? Какое настроение у Капельки? Как вы думаете, почему?
- Давайте послушаем что она нам хочет рассказать и узнаем что же случилось.
Родничок высох,
Ручеек заслаб.
А капелька из крана Кап – кап – кап.
Мелеют реки и моря
Не теряйте воды,
Потому что будет беда.
- О чем, рассказывает Капелька?
- Что же нужно делать, чтобы беречь воду?
II.Основная часть. Мотивация.
- Дети, Капля пришла к нам расстроена, потому что она растеряла своих подружек. Она хочет, чтобы мы ей помогли их найти. Поможем ли мы Капельке? А чтобы нам их найти, нужно выполнить задания, которые находятся в конверте. (Капельки разложены у каждого задания). Открываем конверт.
Первая задача «Вспомнить, где живут капли?».
- Времени не теряем на поиски капель отправляемся.
Дидактическая игра «Где живет капля воды?».
(На столе лежат картинки, дети берут по одной картинке и по содержанию картины дают полный ответ, затем размещают каждый свою картинку на доску поочередно).
-Молодцы, первое задание мы выполнили. И вот посмотрите, на столе появились подружки Капли.
-Сколько капель? Давайте, мы капельки положим в ведерко.
Вторая задача. «Какая может быть вода».
-Сейчас мы с вами и проверим. Времени не теряем в исследовательский центр отправляемся. Чтобы нам начать нужно одеть спецодежду. Садитесь за стол. (Дети садятся за стол, у каждого ребенка пластиковый стаканчик с водой, ложки, в стаканчиках сахар, 1 стаканчик на 2 ребенка).
- Возьмите стаканчики и посмотрите, что это у нас в стаканчиках? А как вы думаете, какая она? Понюхайте. Отведайте. Какая она? Возьмите ложки и опустите в стакан. Вы видите ложку? Что мы можем сказать, какая вода?
-Как вы думаете, если мы в стаканчик добавим ложку сахара? Какая будет вода?
-Давайте проверим. Возьмите ложку, наберите сахар и положите в стаканчик, тщательно перемешайте. Давайте, посмотрим, сахар растворился? Отведайте. Какой стала вода?
-Мы с вами узнали, что вода если без примесей, то она безвкусно, и без запаха, а если добавить в воду любую примесь, например как мы добавляли сахар то вода уже будет иметь и вкус. Молодцы, мы выполнили с вами задание. Посмотрите, вот мы нашли подружек нашей Капли.
-Сколько их? Положите в ведерко. Дети, вы уже устали? Давайте отдохнем. Физминутка под песню «Дождик капает со крыши»
(Дети становятся в круг держась за руки, на проигрыш идут по кругу) Облако белое – белое, в небе голубом, (Руки поднимают вверх, машут)
Вдруг потемнело, и послышался гром, (С поднятыми руками вверху, наклоны туловища вправо, влево)
Дождик не медлил, он пел песни,
В окно постучал мне. (подскоками прыгают вокруг себя)
Дождик капает из крыши, кап-кап-кап, (Стоят в кругу ссорящимся указательным пальцем правой руки)
Я ступаю тихо-тихо, кап-кап-кап, (руки на поясе, кружащиеся вокруг себя) Грустно мне идти по суше, кап-кап-кап, (Ссорятся указательным пальцем левой руки)
Я по лужицам гуляю, кап-кап-кап. (руки на поясе, кружащиеся вокруг себя)
- А теперь времени не теряем на поиски капли спешим.
3 задачи. «Засоренное озеро».
- Мы шли, шли, шли и к озерцу подошли.
II.Основная часть. Мотивация.
-Дети, посмотрите, кто так мог засорить озеро? А можно ли так поступать? Давайте, мы озеру поможем, расчистим его. (У «озера» стоит ведерко с сачками на каждого ребенка. Дети берут сачки и вылавливают мусор из воды, мусор складывают в ведерко).
- Какие вы молодцы помогли озеру? Оно стало чистым и прозрачным. Посмотрите, кто в озере живет?
Дидактическое упражнение «Посчитай жителей в озере».
Давайте посчитаем жителей в озере. (По указанию воспитателя, дети считают рыбок).
-Задание мы с вами выполнили, вот мы нашли капельки. Сколько капель? Кладите их в ведерко. Времени не теряем в мастерскую спешим.
Нас там ждет 4 задания. Задача не простая, а волшебная. По бумаге покалдуем, кому водичка нужна нарисуем. (На столе лежит ватман с изображением облака и травы, тампончики на каждого ребенка, трафарет дерево, заяц, птичка, краска гуашь коричневого, серого, черного цветов, влажные салфетки).
- Мы сейчас волшебными тампончиками нарисуем через трафарет кому нужна вода.
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальцы в кулачок)
Пальчики с дождем пошли гулять,
По лужицам побежали. ( По очереди перебирают пальцами)
Намокли, замерзли и спрятались в домик. (Зажимают пальцы в кулачок) .
-Тампончики в руки возьмите и изображение оживите. Работа детей.
-Вот мы и нашли капельки. Сколько капель? А сейчас мы все капельки соберем к облачку. Сделаем дождик.
-Молодцы, дети! Для кого же нужен дождик? Да, дождик нужен для всего живого.
Итог: Обратите внимание на нашу гостью. Какое у нее настроение? Да, она нам улыбается. Капелька вас благодарит, что вы ей помогли найти подружек. – Кому мы сегодня помогали?
– Какие задачи для вас были самыми сложными?
– Что вам понравилось делать больше всего?
– От кого зависит чистота воды в реках?
– Сегодня вы все большие молодцы! И я уверена, что будущее водоемов нашей планеты находится в надежных руках.