Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития по теме: «Геометрическая фигура КРУГ» (первый год обучения).
Форма проведения: индивидуальная.
Цель: Сформировать зрительное и тактильное восприятие геометрической фигуры КРУГ.
Задачи:
зрительное восприятие формы;
тактильное восприятие;
учить называть и различать круги по цвету и величине;
учить находить геометрическую фигуру круг в различных предметах;
учить выделять круг по эталону - образцу формы среди других геометрических фигур однородного цвета;
формировать понятие, что форма не зависит от размера, цвета и количества;
1.Знакомство с фигурой круг.
Нет углов у меня, и похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку, на кольцо, на колесо,
Кто же я такой, друзья, назовите вы меня.
-Кто догадался что это?
Круг: - Я круг. Могу быть большим и маленьким, красным и желтым, и вообще любого цвета.
2.Многократное обведение контура геометрической фигуры пальцем в сопровождении слова, которое завершается скользящим движением ладони по всей поверхности фигуры.
3.«Вырисовывание» контура геометрической фигуры в воздухе, на песке, на столе.
4.«Пробовательные» действия для выявления свойств геометрических фигур (прокатить, просунуть в отверстие).
5.Выделение основного признака (круглый).
6.Учимся узнавать и находить в реальных предметах геометрическую фигуру круг.
«Игра в прятки».
Круг: - Я буду прятаться в различных предметах, а ты меня будешь искать.
На столе раскладываются различные предметы: машинка (колесо), крышки различных размеров, блюдце, чашка и др.
После нахождения круга в предмете делаем проверку обведением по контуру.
Круг:- Покажи, где я.
7.Учимся выделять круг по эталону - образцу формы среди других геометрических фигур однородного цвета.
Игра «Украшения для божьей коровки».
Рассматривается и анализируется форма божьей коровки (круглая).
Ребенок самостоятельно ищет украшения (кружки 2-х размеров) среди других геом. фигур и накладывает на белые круги.
8.Различаем круги по цвету.
Игра «Разноцветное мороженое» («Продавец мороженого»).
Оборудование: рожки для мороженого из картона, разноцветные круги из картона.
В первом варианте ребенок подбирает шарик мороженного по эталону цвета, либо по словесной инструкции. Далее дидактическую игру можно перевести в сюжетную игру, где ребенок является продавцом мороженого.