Тема Звук [И]. Буква И, и. Союз И в простом предложении.
Цель: Познакомить с гласным звуком [и] и буквой И
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- учить правильно произносить звук [и];
- учить выделять слова со звуком [и] из потока речи;
- закреплять правило об обозначении звуков на письме;
- формировать графо - моторные навыки.
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать словесно-логическое мышление;
- развивать мелкую моторику;
- развивать зрительно-двигательную координацию.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать умение вести себя на занятии и слушать других.
Ход занятия
I. Организационный момент
-Здравствуйте, дети!
-Начнем наше занятие.
-Скажите, пожалуйста, какой сегодня месяц? А какой день недели?
-Молодцы!
Пальчиковая гимнастика: «В нашем огороде»
В нашем огороде много овощей
Их пересчитаем, станет веселей.
(сжимаем – разжимаем пальцы)
Морковка, лук и огурец,
Помидор и перец.
(загибаем пальцы, начиная с большого)
Пять видов овощей назвали,
Пять пальчиков в кулак зажали.
(сжимаем – разжимаем пальцы)
II. Основная часть
Отгадаем загадки:
Это детская площадка.
Мячик здесь, ведро, лопатка.
И мальчишки, и девчушки
Принесли с собой... (Игрушки)
Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами – стук,
Как зовут его – (Индюк).
Ждёт меня подружка –
На макушке – ушко.
Если танцевать пойдёт,
Всё заштопает, зашьёт. ( Иголка )
Л: Игрушки, индюк, иголка. Назовите первый звук в каждом слове? (Звук И)
Л: Как произносится звук И?
Л: Губы растягиваем в улыбке, открываем рот и произносим «И».
(Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)
Л: А нам помогла улыбка, спасибо ей.
Скажите помешали нам губы, зубы и язык произнести этот звук? (Нет. Звук не встретил преграды).
Этот звук всегда поется,
Этот звук, как песня, льется.
Звук, свободно ты лети,
Нет преграды на пути!
Л: Какой же этот звук? (Гласный).
Л: Каким цветом обозначаем гласные звуки? (Красным).
Упражнения на за понимание буквы.
«Буква И наискосок примеряла поясок.
Снизу-вверх его тянула –
К правой ножке пристегнула»
(показ иллюстрации на экране)
Сложите букву И из карандашей. Сколько карандашей понадобилось?
Построим из пальцев букву «И».
Указательные пальцы
Словно столбики застыли.
Средний левой чуть нагнулся,
Пальца правой дотянулся.
Л: Я буду произносить звуки, когда вы услышите звук [И], поднимите красный флажок.
У, А, И, У, У, И, А, А, У, А, Э,
А теперь в слогах: АП, ИХ, АН, НУ, НИ, ТЫ, ТИ
А теперь в словах: ДОМ, МИР, КОТ, ИНДЮК, САД, КОМ, ИГРУШКИ, ИГОЛКА.
- Наш звук [И] может прятаться в разных словах. А сейчас вы сами попробуете догадаться, где спрятался звук [И] (работа с диском «Мерсибо» Игра «Меткий стрелок»).
Л: А сейчас, ребята, посмотрите внимательно на мой рот и губы, я хочу вам сказать одно слово, а вы должны догадаться – какое это слово (немая артикуляция звукосочетаний АИ, УИ, ИА, ИУ, ИИ, показывает логопед).
Дети угадывают звукосочетание, повторяют его.
Физминутка
У нас славная осанка,
стоят по стойке «смирно»
Мы свели лопатки.
сводят лопатки
Мы походим на носках,
ходьба на носках
А потом на пятках.
ходьба на пятках
Пойдем мягко, как лисята крадутся.
Дети проходят и садятся за столы.
Знакомство с частицей И, составление и анализ словосочетаний.
- А давайте подумаем в чьих именах есть звук И? Дети подбирают имена.
- Я попрошу выйти и взяться за руки Екатерину и Илью.
- Получилась пара: Екатерина и Илья.
- Звук И присутствует не только в разных словах, но и соединяет их.
- Звук И является маленьким самостоятельным словом, которое соединяет слова. Например, девочка и мальчик.
- А теперь вы подберите два слова, которые можно соединить И.
III. Итог занятия:
– Над каким звуком, и какой буквой мы сегодня работали?
- Звук [И] какой? Каким цветом будем его обозначать на схемах?