Конспект логопедического занятия по теме «Поздняя осень» для детей старшей группы
Составитель:
Почетнова Эльвира Васильевна
Учитель-логопед
Цель: закрепление знаний детей о признаках поздней осени, ее приметах.
Задачи: образовательные – уточнить и закрепить знания ребенка о признаках поздней осени;
коррекционно-развивающие – развивать мышление, развивать логическое мышление (4-й лишний по теме «Птицы зимующие и перелетные»), упражнять в использовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать относительные прилагательные от существительных; развивать речь (умение строить фразу с опорой на схему, продолжать учить составлять описательные рассказы; развивать умение согласовывать речь и движение, развивать мелкую моторику;
воспитательные – воспитывать эмоциональную адекватность, адекватно реагировать на свою неудачу.
Демонстрационный материал: картинки (солнце, символы дня и ночи – черная и желтая полоски разной длины. Синий зонтик, снежинка, «голое» дерево, листья под деревом, птицы, теплая одежда).. Картинки птиц.
Раздаточный материал: картинки – птицы, солнце, тучи, ель, земля с листьями, разноцветные осенние листья, «голые» деревья.
Ход занятия
Организационный момент
Игра «Повтори, не ошибись»
Зима-весна-лето, лето-осень-зима, весна-лето-осень, осень-зима-весна
Основная часть
Беседа
— Какие слова повторяли? (Времена года)
— Какое сейчас время года ? (Поздняя осень)
— Какой месяц обозначает начало осени?. (Сентябрь)
— Назовите месяцы осени по порядку. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
— Назовите последний месяц осени. (Ноябрь)
Повторение признаков осени с одновременной демонстрацией каждого признака
— Картинка «Солнце» (Солнце мало светит и греет)
— Символы дня и ночи – черная и желтая полоски разной длины (День становится короче, ночь – длиннее)
— Зонтик синего цвета с каплями дождя и снежинками (Часто идут холодные дожди, бывает дождь со снегом)
— Снежинка (По ночам бывают заморозки)
— Дерево без листьев, листья под деревом (Деревья стоят «голые», листья опали)
— Куртка, шапка, сапоги (Люди одевают теплую одежду, теплые головные уборы, теплую обувь).
Пальчиковая гимнастика
«Осень»
Солнышко греет уже еле-еле; (растопыриваем пальцы на обеих руках и соединяем
ладошки вместе, затем соединяем пальчики)
Перелётные птицы на юг улетели; (машем ручками. как крылышками)
Голы деревья, пустынны поля, (разводим ручками)
Первым снежком принакрылась земля. (плавно опускаем ручки вниз)
Река покрывается льдом в ноябре – (сжимаем ручки в замок)
Поздняя осень стоит на дворе. (разводим руками перед собой)
Игра «Погода осенью» (игра с мячом)
«Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать»
Кому я дам мяч, тот должен ответить на мой вопрос: какая бывает погода осенью?
--Когда идет дождь — дождливая.
Когда дует ветер – ветреная.
Когда светит солнце — солнечная.
Холодно — холодная.
Пасмурно — пасмурная.
Сыро — сырая.
Хмуро — хмурая.
Ясно – ясная.
Логопед: А вот скажите, пожалуйста, какие птицы бывают?
Дети: перелётные, зимующие
Логопед: А что изображено экране? (слайд - Птицы улетают на юг)
Как вы думаете, почему птицы улетают на юг?
(Рассуждения детей)
А все ли птицы улетают?
Игра «Улетают, не улетают»
Логопед: Я вам буду называть птицу, если она будет зимующая вы говорите чик-чирик, если перелётная - машете руками. (Воробьи, вороны, дикие утки, сороки, лебеди, синицы, грачи, домашние гуси, дятлы, глухари, голуби) Логопед: Почему зимующие остаются у нас зимовать? (У этих птиц оперенья гуще, они прилетают ближе к жилью человека. Человек о них заботится)
Игра «Четвертый – лишний»
Логопед: У вас отличные знания о птицах.
Игра «Четвертый – лишний» (птицы перелетные и зимующие)
А что вы можете сказать о животных, как они готовятся к зиме? (слайд - медведь, ежик, лиса, барсук, волк )
Логопед: Какие изменения происходят в жизни зайца?
Ребята, а ведь наши зайцы спрашивают, пора ли менять шубку с серой на белую? Давайте мы в этом убедимся, проверим, надо ли менять зайцам шубку или нет. Пройдите к столу.
На столах: лист А4, силуэты зайцев.
Логопед: Перед вами белый лист бумаги и силуэты зайцев. Положите серого зайку на лист и скажите его хорошо видно? Это для зайки плохо или хорошо?
Логопед: А теперь давайте, приложим белого зайку, его будет видать зимой? Это плохо для зайки или хорошо? (Осенью заяц меняет серую шубку на белую и становится не заметным на снегу. Поэтому легко, и не боясь хищников, передвигается по глубокому снегу. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не дают ему провалиться в снег)
Логопед: Как мы зайцам сообщим, что наступила поздняя осень, и зайцам пора менять серую шубку на белую?
Дети отвечают: Написать письмо.
Логопед: Ребята, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам про осень? (слайд - Осень) (Осень наступила. Уже выпадает снег по ночам. Деревья голые Травка повяла. Исчезли насекомые. Улетели птицы на юг. Прилетели зимующие птицы в наши края. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят)
Логопед: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень прошла через наш город и направилась в лес, что зайцам пора менять шубки серые на белые, потому что к нам приближается зима. И вот эти доказательства мы отправим зайцам в письме. Я отнесу его на почту. Логопед: А вам, ребята, я предлагаю весело провести время на прогулке, а потом самостоятельно придумать рассказ и зарисовать его маленькими рисунками-схемами. И мы с вами создадим свою книгу интересных рассказов.Конверт с изображением признаков осени.
— Какое сейчас время года? (Осень)
— Возьмите конверты и посмотрите что у вас там лежит. (Солнце, тучи, птицы, «голые» деревья и т.д.)
— Давайте с вами составим картину «Поздняя осень».
— Какое осенью солнце ? (Ребенок прикрепляет солнце – солнце мало светит и греет).
— Какое небо? ( тучи с дождем – осенью часто идут холодные дожди)
— На земле осенью что лежит? (земля с опавшими листьями – На земле лежат опавшие листья)
– О чем , мы сегодня говорили? Что бывает поздней осенью?