СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект на тему "Имя числительное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект на тему "Имя числительное"»

Орфографический: тяжёлая ноша, объёмный капюшон, неряшливый ученик, лебединые перья, северо-западное направление, преспокойный взгляд, расположиться рядом, зеленовато-серые глаза, сорокакилометровый кросс, рельсо-прокатный, общественный деятель, прелестная акация, наложение санкций, серебряное украшение.

Сделайте морфологический разбор прилагательного: мамин платок.

Мамин платок

1. мамин (чей?) – прил., т.к. обозначает признак предмета (принадлежность)

Н. ф. – мамин

2. Постоян.: притяж. прил. (суф. –ин-).

Непостоян.: в ед.ч, в Им. п.

3. Платок (чей?) мамин.

- Мы с вами продолжаем изучать раздел «Морфология», с какой частью речи мы познакомимся сегодня, вы узнаете, отгадав загадку:

«Быстро предметы оно сосчитает,

Строгий порядок при счёте их знает.

На два вопроса ответит вам только,

Это вопросы «Который?» и «Сколько?»

Цифры частенько его заменяют,

Люди его в устной речи склоняют,

Часто при этом они ошибаются,

Как его звать, кто скорей догадается?»


- Верно, запишите тему урока в тетрадь «Числительное как часть речи».


-Сформулируйте, пожалуйста, цель нашего урока.



-Ребята, давайте подумаем, нужны ли нам вообще числительные, на каких уроках мы встречаемся с ними?

- А в повседневной жизни, где нам встречаются числительные? (-На математике (это числа, и их количество).

-На истории (это обозначение дат, веков)

-На физкультуре (при построении, при выполнении нормативов).

Дома (часы), в школе (номера кабинетов, этажей), на улице (номера домов, автобусов).



- Значит, какой мы делаем вывод? (-Что без этой части речи нам не обойтись.)



- Сейчас мы узнаем о числительном из учебника, откройте 43 страницу, параграф №70.

Читайте внимательно, потом буду задавать вопросы.

1. Что такое  числительное?

2. На какие вопросы отвечают числительные?  

3. На какие разряды делятся имена числительные?

4. Как изменяются числительные?

5. Какими членами предложения могут быть числительные?

(1. Самостоятельная часть речи, которая обозначает кол-во предметов, число, порядок предметов при счете.

2. Сколько? Какой?

3. Количественные и порядковые. 4. По падежам. 5. Разными: подлежащим, сказуемым, определением и т.д.)


-Выполним письменно задание, я буду диктовать словосочетания, вам нужно будет найти числительное и определить разряд:

1. Шестое чувство (чувство какое? шестое, порядк.),

2. заблудиться в трех соснах (в скольких соснах? в трех, колич.),

3. два длинных слова (сколько слов? два, колич.),

4. до седьмого пота (до пота какого? седьмого, порядк.),

5. сорок километров (километров сколько? сорок, колич.),

6. с первого взгляда (с какого взгляда? первого, порядк.),

7. быть на седьмом небе (на небе каком? седьмом, порядк).


- Числительное определяем по вопросу, колич. отвечает на вопрос «сколько?», порядк. «какой?».

-Цифрами.


- Ребята, а как, если не прописью, мы можем еще записать числительное?

- Верно, а другие части речи мы можем цифрами записать? (например, сущ. «дом»)

- Значит, что мы еще можем сказать про числительное? (Оно имеет как буквенное, так и цифровое оформление)


- Выполним письменно задание. Я буду диктовать предложения, вам нужно указать количественные и порядковые числительные и определить какими членами предложения они являются.

1. Витя освободился в три часа (когда? во сколько? колич.).

2. Лук семь (сколько? колич.) недугов лечит.

3. Пока первый (какой? порядк.) ученик выполнял задание, второй (какой? порядк.) бездельничал.

4. Три братца (кто? колич.) пошли купаться.

5. Разделите десять на пять (что? колич.)

6. Мой друг живет на четвертом (каком? порядк.) этаже.


- Ребята, числовое значение может иметь не только числительное, но и другие части речи, а какие, мы с вами выясним, выполнив 441 упражнение на 45 странице.


Сущ.

Прил.

Числит.

Глаг.

1.Четверка (что?);

2.четверть (что?);

3.пятак (что?);

4.пятиклассником (кем?)

5. пятерня (что?).


1.Столетний (какой?);

2.пятиэтажный (какой?).

1.Четвертый (какой по счету?;

2.четыре (сколько?);

3.сотый (какой?);

4.сто (сколько?);

5.пять (сколько?);

6.пятый (какой?).




- Из правила, прочитанного ранее, мы выяснили, что имя числительное как изменяется?

- Давайте вспомним, какие падежи вы знаете, и на какие вопросы они отвечают?

Им. п.- три ворона; седьмой стул;

Р. п. – трех воронов; седьмого стула;

Д. п. – трем воронам; седьмому стулу;

В. п. – трех воронов; седьмой стул;

Т. п. – тремя воронами; седьмым стулом;

П. п. – о трех воронах; о седьмом стуле.

Обратите внимание, порядковое числительное склоняется, как какая часть речи? (прилагательное. Склоняются по типу прилагательного)

1) Им. п.- пять яблок; второй этаж;

Р. п. – пяти яблок; второго этажа;

Д. п. – пяти яблокам; второму этажу;

В. п. – пять яблок; второй этаж;

Т. п. – пятью яблоками; вторым этажом;

П. п. – о пяти яблоках; о втором этаже.



(Устно) Сформулируйте задание самостоятельно:

Вскоре 7я 40 о5 сядет за 100л, блещущий чи100той. Сес3цы 40и е2 ухи3лись пре2рительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир.

Заменить цифры словами / расшифровать текст.

Вскоре семья сорок опять сядет за стол, блещущий чистотой. Сестрицы сороки едва ухитрились предварительно приготовить обед, отыскать вместо осетрины столько устриц, что предстоит целый пир.