СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект на тему _не с глаголами_

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект на тему _не с глаголами_»




Тема: Не с глаголами

Цель урока: расширить и углубить знания о правописании НЕ с глаголами.

Задачи урока:

1.Обучающая-формировать умение грамотно писать глаголы с частицей не

  1. Развивающая - развивать орфографические, пунктуационные навыки, устную и письменную связную речь; работать над устойчивостью внимания; способностью анализировать материал.

  2. Воспитывающая - повышение мотивации и интереса к изучению родного языка, развитие коммуникативных способностей, взаимовыручки, сотрудничества.

Тип урока: Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний

Ход урока

  1. Организационный момент

- Добрый день, дорогие ребята ! Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей», как пел Крошка Енот. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами активно поработаем. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка и память.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

И начнем наш урок с повторения изученного. Сделаем это в форме самотестирования, переходящего в ответ-сообщение. Прочитайте тест. Из правильно выбранных ответов составьте ответ-сообщение.

  1. Глагол - это часть речи:

а) самостоятельная ; 6) служебная

  1. Глагол отвечает на вопросы:

а) какой? какая? какое?; 6) кто? что?; в) что делал? что делает? что сделает?

  1. Глагол обозначает:

а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета

  1. У глагола есть три времени: и

  2. Спряжение глаголов - это:

а) изменение глаголов по лицам и числам; б) изменение глаголов по родам; в)изменение глаголов по временам

  1. Только в прошедшем времени глаголы изменяются:

а) по падежам; б) по родам и числам в) по лицам и числам

  1. В предложении чаще всего глагол бывает

  2. Глаголы нашу речь.

*Молодцы, ребята! Большую роль в жизни человека играют пословицы. Недаром говорят: «Без пословицы не проживёшь». Прочитайте пословицы вслух. В них речь идёт о том, как не надо поступать, о неправильном поведении человека. Во всех пословицах есть одинаковая орфограмма, которую мы сегодня будем изучать. Какая?

  • Без пословицы не проживёшь

  • В чужом доме (не) указывают.

  • (Не) хвали сам себя, есть лучше тебя.

  • Лодырю всегда (не) здоровится.

  • Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

3_Постановка учебной задачи

Сформулируйте тему нашего урока, опираясь на общий орфографический признак глагола.

Тема нашего урока: Правописание НЕ с глаголами.

Открываем тетради, записываем дату и тему урока.

- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на доске.

  • 1) расширить и углубить знания о...;

  • 2) учиться находить и правильно писать....;

Цель урока: расширить и углубить знания о правописании НЕ с глаголами; учиться находить и правильно писать НЕ с глаголами,

-Ребята, прослушайте грамматическую сказку «Сила любви». Попытайтесь сформулировать правило написания не с глаголами.

Грамматическая сказка «Сила любви»

Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».

Частица Не никогда не подходила к глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».

Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности... Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица Не жить друг без друга не могут. (По Ф. Кривину) -Попытайтесь сформулировать правило написания не с глаголами.


Запомните слова исключения: недоумевать, неволить, ненавидеть, негодовать,, недомогать, * неистовствовать, нездоровится....


5.Первичное закрепление

Давайте поиграем, используя наших помощников. Я читаю начало пословицы, вы заканчиваете, используя глагол с частицей не

(Игра «Найди словечко»)

1.Семеро одного (не ждут )

2. Каши маслом (не испортишь)

3. Кто не работает, тот (не ест).

4. За двумя зайцами погонишься, ни одного (не поймаешь).

5 После драки кулаками ( не машут)

6. Без труда (не выловишь) и рыбку из пруда)

7. Что написано пером (не вырубишь топором).


Работа с учебником


-сейчас, ребята, я предлагаю вам заполнить таблицу, распределив слова на два столбика, работаете вы в парах. Конечно же, помощь и взаимовыручка приветствуется. Та пара, которая первой поднимет руку и правильно ответит на вопросы, получает отличные оценки. Я надеюсь, что вы все справитесь с заданием. Итак, начинаем.

1столбик - глаголы, в которых частица не пишется раздельно






2 столбик - глаголы, в кото

эых не пишется слитно

глаголы, в которых частица не пишется раздельно

глаголы, в которых не пишется слитно












(Не) участвовал в игре, (не) находил ответа, (не) навидел предателей, больному (не) здоровится, (не) любил шумных компаний, враг(не) годовал, (не) был давно в гостях, учитель (не) доумевал, (не) нуждался в помощи, ураган (не) истовствовал.

(проверка по эталону, остальные пары оценивают друг друга, меняясь листочками)


Физминутка

- Ребята, мы с вами много работали и устали. Давайте сейчас немного отдохнём.

«» (дети выполняют движения в соответствии со словами педагога)

В руки вы цветы возьмите

И на них вы посмотрите

А теперь их поднимите

Вверх, на них вы посмотрите

Вниз цветы вы опустите

Но на них вы не глядите

Цветок вправо,

Цветок влево.

«Нарисуйте «круг умело.

Цветок близко, вот вдали,

Ты внимательно смотри

Вот такой у нас цветок

Улыбнись ему, дружок . Какой глагол с частицей НЕ прозвучал? Как вы его напишите?

6. Самостоятельная работа

-Молодцы, ребята. Сейчас я хотела бы проверить, насколько успешно вы усвоили материал. Предлагаю написать сочинение-миниатюру(7-8 предложений) на тему «Пробуждение весны», используя глаголы с частицей не. А помогут вам в этом опорные слова (Не )пригрело, (не)могу (не восхищаться, (не)доумевать, (не Сомневаться (,не )сидится, ветра(не )было, (не)здоровится, но;(не) налюбуешься, ещё (не)появились, (не) боится


глаголы с частицей не, где бы она писалась и слитно, и раздельно.4-только

случаи раздельного написания. Но я также буду учитывать красоту слова, многообразие предложения...


Домашнее задание

7.Рефлексия деятельности (итог)

-Что нового мы узнали на уроке?

-Чему научились?

-Как пишется не с глаголами?


Не с глаголом отдельно пиши: Учитель!

Не сердись, не скучай, не спеши.

Не выучил - не делай,

Не знаешь - не спеши.

С глаголами отдельно частицу НЕ пиши.

Но не забывай о глаголах-исключениях, которые без Не не употребляются и поэтому пишутся слитно.