Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Перелетные птицы» для целой группы детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет.
Интеграция образовательных областей: развитие речи, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Задачи :
Образовательная:
1. Закреплять знания детей о птицах, об их жизни в весенний период.
2. Расширять представление об особенностях внешнего вида, повадках птиц.
Продолжать знакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнезда (различные виды гнезд).
Развивающая:
1. Развивать интерес к жизни птиц.
2. Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память детей, учить их выбирать и запоминать из потока информации нужное.
3. Развивать связную речь, обогащать их словарь.
4. Учить понимать образный смысл загадок.
Воспитательная:
1. Воспитывать чувство любви к родной природе, доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.
2. Воспитывать любознательность, сочувствие.
Развитие словаря:
1. Продолжать развивать связную речь детей.
2. Учить давать полные ответы на вопросы воспитателя.
3. Активизировать словарь словами: «грач», «ласточка», «скворец», »скворечник», «гнездо», «чирикают».
Предварительная работа:
1 .Наблюдение за птицами во время прогулок.
2. Чтение художественной литературы: С.Городецкий «Как птицы учились строить гнезда»,Т. Нужина «Воробьи», «Ласточка», и др.
3.Прослушивание аудиокассет» «Звуки окружающего мира», «Природа, птицы и животные».
4. Загадывание загадок.
5. Дидактические игры «Назови птичку, которой не стало».
6. Подвижные игры «Кто где живет».
Методические приемы:
Наглядные: наблюдения, иллюстрации, ИКТ.
Словесные: беседа, рассказ, вопрос-ответ.
Практические: дидактические игры, конструирование.
4. Физкультминутка.
Материал к занятию:
1. Демонстрационный материал: «Птицы».
2. Звуковая фонограмма «Звуки леса».
3.Аудиозапись физкультминутки.
4.Птичье гнездо с яйцами.
5.Дерево (живые ветки берёзы).
6. Изображение дерева с наклеянными скворечниками.
7. Круги (литки).
8. Следы птиц.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Посмотрите, здесь чьи то следы. Чьи это следы?
Дети : Это следы птиц.
Воспитатель: Давайте мы пойдём по этим следам и посмотрим куда они нас приведут. Следы привели нас на полянку.
1 часть. Игра «Доскажи предложение».
Давайте присядем, послушаем звуки леса и расскажем о весне. Поиграем в игру «Доскажи предложение».
Воспитатель: Дети, какое сейчас время года?
Дети: Весна.
Воспитатель: Какое солнышко весной?
Дети: Теплое, яркое.
Воспитатель: Какая погода весной?
Дети: Солнечная, весенняя, теплая.
Воспитатель: Снег что делает весной?
Дети: Тает, нагревается от солнышка.
Воспитатель: Во что превращается снег весной?
Дети: В водичку, образуется ручей.
Воспитатель: Весной какая травка вырастает?
Дети: Маленькая, зеленая.
Воспитатель: Весной птицы что делают?
Дети: Поют, чирикают, прыгают, строят гнезда, возвращаются из тёплых стран.
Воспитатель: Возвращаются какие птицы?
Дети: Перелетные.
Воспитатель: - А каких птиц называют перелетными?
Дети: - Которые осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются обратно.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это ещё растет на поляне?
Дети: Это дерево.
Воспитатель: Кто сидит на дереве?
Дети : Птички.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на птичек и скажите чем они все похожи?
Дети: У всех птиц есть голова, клюв, глаза, туловище,крылья,хвост, две лапки. Тело покрыто перьями.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?
Дети: Это гнездо.
Воспитатель: А что лежит в гнезде?
Дети: Яички.
2 часть. «Отгадай загадку».
Воспитатель: Птички хотят с вами поиграть, они оставили вам яички с заданиями.
Птички просят отгадать загадки. Если вы правильно отгадаете загадку, то увидите отгадку которая лежит в этом сундуке.
Вместе с этой чёрной птицей, к нам весна в окно стучится.
Зимнюю одежду прячь!
Кто по пашне ходит?(грач).
Как на доме, на карнизе
Прилепила птичка снизу
Гнёздышко, как вазочка
Это птичка(ласточка).
Детки домик смастерили
И на дерево прибили.
Поселился в нём певец…
Как зовут его? (скворец).
Воспитатель: Молодцы, отгадали загадки.
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы стать птичками?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Повторяйте за мной :
1, 2, 3 – (хлопают в ладоши) повернись (пов.), быстро в птичку превратись.
А сейчас весёлые птички мы с вами поиграем.
Проводиться физкультминутка.
Воспитатель: Повторяйте за мной: 1, 2, 3 – (хлопают в ладоши) повернитесь (пов.), быстро в деток превратитесь.
Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на свои места. Выпрямите спину, руки положите на колени.
Интересно, какое следующее задание спрятано в яйце?
3 часть. Игра «Назови кого не стало».
Воспитатель: Птички просят вас поиграть в игру «Назови кого не стало».
Когда вы отвернетесь, я спрячу одну из птиц, повернувшись, вы должны назвать ту птицу, которой не стало.
Проводится игра «Назови, кого не стало»
Воспитатель: -Как вы думаете, ребята, куда мог полететь скворец?
- Правильно в свой домик. Что вьют птицы весной?
Дети: - Гнёзда.
Воспитатель: - Для чего нужны гнезда птицам?
Дети: - Птицы откладывают яйца потом из яиц вылупляются маленькие птенчики.
Воспитатель: - А где живет скворец?
Дети: В скворечнике.
Воспитатель: Кто делает скворечники птичкам?
Дети: Люди.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на этом дереве уже висят скворечники. Но скворцы не могут в них залететь. Посмотрите внимательно и скажите, чем отличаются эти скворечники?
Ребёнок: В этих скворечниках есть окошки, а в этих их нет.
Воспитатель: Что нам нужно ещё доделать чтобы скворцы заселились в скворечники?
Дети: Сделать окошки.
Воспитатель: Молодцы ребята, скворушка говорит вам - спасибо!
Ребята, вы должны знать, что гнезда разрушать и яйца птиц трогать нельзя, нужна природу любить и охранять.
Итог:
Воспитатель: Алёна, что тебе понравилось на занятии?
Алёна: 1) Понравилось отгадывать загадки.
2) Мне понравилось играть в игру «Назови кого не стало».
3) Понравилось делать скворечник.
Воспитатель: Ксюша, что тебе больше всего запомнилось?
Ксюша:1)Мне запомнилась игра « Ой, летали птички».
Воспитатель: С кем мы сегодня познакомились?
Дети: - С птицами перелетными.
Воспитатель: - Дети, птицы в знак благодарности передали вам вот эту коробочку. Это угощение вам от птиц. Раздача угощений.
7