СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД "Из далека долго течет река Волга.."

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Дать представления детей о Волге, как главной реке страны;

2.Уточнить знания детей о реке как сообществе водных обитателей: рыб, растений, насекомых, приспособившихся к жизни в воде.

3.Закрепить знания детей о свойствах воды: прозрачность, растворимость.

4.Ввести в словарь детей новые слова и понятия: сообщество, исток, морской путь, «Волга-матушка», явления природы, фильтр.

5. Сформировать навыки экологически грамотного поведения в природе, в частности, во время отдыха на реке.

1. Дать представления детей о Волге, как главной реке страны;

2.Уточнить знания детей о реке как сообществе водных обитателей: рыб, растений, насекомых, приспособившихся к жизни в воде.

3.Закрепить знания детей о свойствах воды: прозрачность, растворимость.

4.Ввести в словарь детей новые слова и понятия: сообщество, исток, морской путь, «Волга-матушка», явления природы, фильтр.

5. Сформировать навыки экологически грамотного поведения в природе, в частности, во время отдыха на реке.

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД "Из далека долго течет река Волга.."»







Конспект занятия

для детей подготовительной группы

на тему:

«Из далека долго течет река – Волга…»







Подготовила: Володина Анна Александровна

МБУ№16 детский сад «Машенька»











Программное содержание.

1. Дать представления детей о Волге, как главной реке страны;

2.Уточнить знания детей о реке как сообществе водных обитателей: рыб, растений, насекомых, приспособившихся к жизни в воде.

3.Закрепить знания детей о свойствах воды: прозрачность, растворимость.

4.Ввести в словарь детей новые слова и понятия: сообщество, исток, морской путь, «Волга-матушка», явления природы, фильтр.

5. Сформировать навыки экологически грамотного поведения в природе, в частности, во время отдыха на реке.

6. Продолжать воспитывать любовь и интерес к родной природе, умение видеть ее красоту.

Оборудование и материалы.

• Карта-схема изображения верхней Волги.

• Карта-схема нижнего течения.

•Фотографии: исток Волги, на берегах Волги.

• Звуковое оформление (диск с музыкальной записью).

•Материал для опытов: стаканы, воронки, синтепон, паралон, ткань, вата.

• Диск с записью об истоке Волги.

Организация детей.

Дети разделены на подгруппы. На занятии работает восемь человек. Дети свободно стоят рядом с воспитателем.





Предварительная работа.

1. Анализ программы.

2. Анализ перспективного плана по краеведению.

3.Изучение литературы: Н. Палькин «О, Волга», энциклопедический справочник «Самарская область».

4. Чтение литературы о Волге.


Регламент времени:

I часть – организационный момент (2 минуты).

Постановка цели, название темы, объяснение воспитателя (5минут).

II часть – познавательная, самостоятельная деятельность детей (17 минут).

III часть – итоговая часть занятия (4 минуты).


Ход Занятия:

Звучит куплет и припев песни «Течёт река» в исполнении Л. Зыкиной.

 «Обзорная по реке Волге» с помощью ИКТ.   

- Дети, вы наверно уже догадались, что сегодня мы поговорим о великой русской реке Волге.

-  Вот здесь на Валдайской возвышенности она начинается   с маленького родничка, который может перепрыгнуть зайчик и перешагнуть человек и затем становится большой полноводной рекой и протекает многие-многие километры, впадая в конце своего пути в Каспийское море.

Волга – это называется исток.

Вот отсюда, именно отсюда,

Из глубин лесного родника,

Выбегает голубое чудо

Русская народная река.

Сегодня на занятии я расскажу вам о великой русской реке

Волге. Как жизнь начинается с детства, так и великая река начи-

нается с маленького родника. Ключ, бьющий из земли, образует

небольшой ручеек. От него веет прохладой, даже летом, когда

когда припекает солнце и на улице жарко. И вот уже побежал ручеек, прокладывая путь между кустами и деревьями. По дороге к Каспийс-

кому морю вбирает в себя многие ручейки и маленькие речки и

постепенно превращается в могучую, полноводную и красивую реку.

Когда-то давным-давно, когда на земле жили древние люди,

реке дали название "Ра", что значит "щедрая". Что такое щедрая?

(добрая, все отдающая). Другие народы, жившие на ее берегу назвали "Итиль"; то есть самая главная, полноводная, могучая, широкая.

Третьи назвали ее "Волга", что значит "Светлая". Все названия подходят нашей реке. Действительно она могучая, широкая и очень

длинная. (показать на карте: от Волдайской возвышенности до

Каспийского моря.) Волга широкая, потому что у нее много помощников, притоков - больших и маленьких речек, которые несут в нее

свои воды. Знаете сколько их? Двести. Только в нашей области.

- Это Самарка, Сок, Кондурча, Кинель.

Река Волга течет медленно и спокойно. Весной, от таяния снега в реке воды становится намного больше и она широко разливается,

заполняя речные поймы. В ветреную погоду, река волнуется, бурлит.

Волны бьют о берег, в борта теплоходов.

Давайте, мы с вами изобразим эти волны. Для этого мы пост-

роимся в цепочку, параллельно друг другу, взявшись за руки, образуя дугу, и опускать руки в тот момент, когда следующая пара, поднимает руки, получилась река с бегущей волной. (Можно поиграть в

"Ручеек").

Вода в Волге чистая, светлая, прозрачная. Поэтому в реке

водится много рыбы, да такой вкусной, какой нигде не видали. Только

в Волге водится стерлядь, осетр, белуга, угорь.

В давние времена берега Волги были покрыты лесами. В них

росли грибы, ягоды, орехи, лечебные травы.

До появления железных дорог и автомобилей Волга была

главным путем торговли, по которому обменивались товарами

Юг и Север России. Трудится, трудится река день и ночь для

людей, не зря называли ее Волга - труженица, Волга - кормилица.

Теперь Волга совсем другая, чем была раньше. Идут по ней

один за другим огромные корабли, теплоходы, баржи, белые

пассажирские суда, где полно отпускников и туристов. Недаром Волгу

называют рекой-курортом.

- Как вы думаете почему Волгу называют великой? (ответы детей)

- По берегам реки издавна селились люди, так возникали города, так возник и наш город. на реке Волге.

- Как называется наш город, в котором мы живем? ( ответы детей)

- Кто может назвать свой адрес? ( ответы детей)

- Вот видите дети, сколько в нашем городе улиц? (ответы детей)

 - Как можно назвать людей живущих в Угличе? ( ответы детей)

-Раз мы живем на Волге, как можно назвать? (волжане)

Дети, посмотрите, как красива Волга в разные времена года? (иллюстрации)

- Волга-это не только красивые берега. Это вода. А кому она нужна? (Ответы детей.)

- Верно, без воды не могут жить ни животные, ни люди, ни растения. Это бесценное богатство, которое надо беречь и охранять.

- А чем ещё богата река? (Ответы детей.)

- Конечно, рыбой. Волга всегда кормила и кормит людей своими богатствами.

- Какую вы знаете рыбу ,живущую в Волге? (ответы детей :вобла, сельдь, лещ, судак, сазан, сом, щука, осётр, стерлядь).

-  Давайте послушаем стихотворение «Река живёт» Г. Ладонщикова.

(Читают дети)

Посмотрите на реку

И кажется в ней

Нет ни малявок,

Ни окуней.

Только бежит

Голубая вода,

Петляя по лугу

Незнамо куда.

Но если поглубже

В неё заглянуть,

С маской и трубкой

Тихонько нырнуть,

Сразу увидишь,

Что это не так,

Здесь проживают

Лягушка и рак…

Река ведь не просто течёт,

Она интересной жизнью живёт.

 -А сейчас я предлагаю вам составить картинки речных рыб, раздам конверты, работать будем по- двое детей .

(Дети парами составляют разрезные картинки.)

-Молодцы, а теперь я загадаю вам загадки про этих рыб, у кого составлена эта отгадка, поднимите руку. ( в конце ответа на экране изображения рыбы)  

Загадки.

1.На дне, где тихо и темно лежит усатое бревно. (Сом.)

 2. Вот стайка рыбок замерла,

У мелочи одна наука,

Сверкнув глазами приплыла

Скорее в тину! Это…… щука.

3. Краснопер, полосат, гроза любой реки,

В страхе разбегаются от него мальки,

Ох не любит котелок.

Этот шустрый ……окунек.

4.Он колючий, но не еж,

А речная рыба…. Ерш.

5. Скажем про него одно

Из песчинок любит дно,

 Иль не любит,

Он чудак, это рыба…судак.

6. Мы не умеем говорить,

об этом лучше не проси

в воде спокойно любим жить

мы волжские рыбы… лещи.

-Волга нам щедро дарит свои рыбные богатства, но относиться к ним надо бережно!

Ты хороша, река, весной

И осенью и в летний зной.

- Давайте лето вспоминать,

И нашу речку охранять!

- Ребята, как мы можем охранять реку Волгу.

Правила поведения на реке.

  • Не бросать в воду мусор.

  • Не оставлять мусор на берегу.

  • Не мыть в реке машины, мотоциклы, велосипеды (некоторые их части смазаны машинным маслом).

  • .Беречь воду.

  • Оберегать растения – не рвать  кувшинки и любые другие растения.

  • Оберегать животных – не ловить раков, моллюсков, стрекоз, черепах и других животных.

- Почему надо ее охранять? (ответы детей)

Иллюстрация «Правила поведения на реке» (как надо и как нельзя вести себя на берегу»)

3.Опыты с водой:

Посмотрите у меня банка с волжской водой.( спросить детей какая вода?)  Давайте представим, что водитель помыл  машину и в воду попало масло, что ребята накидали мусору в воду.

- Можно ли очистить грязную воду?

- Как это можно сделать?

 Изготовление фильтров:

- самый простой: вырезать круг из фильтровальной бумаги и вложить его в воронку;

- насыпать туда же уголь;

- ватный тампон

С каждым разом качество фильтра улучшается.

Видите ребята, как трудно очищать воду от грязи, масла, она не сразу становится чистой. Представьте как плохо живется речным обитателям в грязной воде.

 Волжская вода – наше богатство, которое надо беречь. Вода хоть и чистая течет дома в кранах, но пить можно только кипяченую воду.

Для пассажиров Волга, как чудесная книга, много городов на ее берегах: больших и маленьких, древних (Ярославль, Нижний Новгород,

а так- же молодых и юных (Тольятти, Приволжье).

У каждого из них есть свой герб. Они все разные, но объединяет

их голубой цвет - символ Волги. (Показ гербов).

Мы с вами живем в середине этой быстрой и красивой реки и

называется оно Среднее Поволжье. А город наш - Самара. (герб).

Расположился он на самом красивом месте: слиянии двух рек Волга

и Самара. Если взглянуть на Волжские берега, открывается мир покоя

и чарующей красоты. Послушайте, что писал о Волге великий русский

поэт Николай Алексеевич Некрасов.

О, Волга! Колыбель моя!

Любил ли кто тебя, как я!

Один, по утренним зорям,

Когда еще все в мире спит

И алый блеск едва скользит

По темно-голубым волнам,

Я убегал к родной реке,

Иду на помощь рыбакам,

Катаюсь с ними в челноке,

Брожу с ружьем по островам.

На берегах Волги строят заводы и фабрики: делают машины, строят

корабли, шьют обувь и одежду. И везде используют воду Волги.

Построили даже платину, и воды реки заставляют вращаться

турбины электростанций, вырабатывая ток и освещая многие города.

Но от этих фабрик и заводов вода стала грязной, потому что они

сливают в реку использованную, с вредными веществами воду.

Рыба от этого вымерла или ушла в другие воды. Осталось ее очень

мало. В лесах, на берегах, погибают деревья, растения, стало меньше

ягод, так как воздух загрязнен отходами заводов и выхлопами машин.

Почему это произошло? Да потому что человек взялся переделывать Волгу, чтобы улучшить жизнь людей, а не подумал, не навредит

ли это Волге, природе. Оказалось, что повредит. Поставили платину,

перегородили реку, построили электростанцию, и пошла вода совсем

в другую сторону, плотина вперед ее не пускает. Человеку хорошо - свет

в дом пришел, а Волге плохо. Упирается вода в плотину, а пройти не

может. Больно ей, болеет она.

Или еще пример: Стоит на берегу реки текстильная фабрика.

Заливают там в котлы волжскую воду, засыпают порошок-краситель,

чтобы ткань покрасить. Воду из котлов в Волгу сливают, краска в речную

воду попала. Будет вода после этого чистой, прозрачной, вкусной?

Будет она полезна рыбам, человеку? Нет конечно!

Теперь все ученые думают: что делать, чтобы спасти природу,

как помочь Волге? Пока не придумали. Похоже, эту задачу вам придется

решать, когда вырастите. Для этого надо много знать и уметь, много

трудиться и хорошо учиться.

Мы можем с вами разобраться с этой задачей при помощи игры

"Хорошо - плохо".

Игра " Хорошо - плохо".

- Плывет по Волге теплоход с путешественниками. Любуются они

красотой реки, слушают про нее рассказы, истории, фотографируют,

воду пьют, а банки в воду кидают. Один турист пакет с кислым молоком дальше всех бросил. Как вы думаете, что хорошо, что плохо в этой

картине?

- Стоит на берегу город. В нем огромный автомобильный завод.

Автомобили делают удобные, красивые, людям на радость. Из

Волги берут воду для завода, а отработанную, с красками, с вредными

порошками, сливают обратно. Но зато автомобили очень хорошие и

дело нужное. Что хорошо, что плохо?