Активизация и развитие словарного запаса и грамматического строя речи.
Активизировать и расширять словарь по теме: «деревья»;
Формировать у детей обобщающее понятие «деревья»;
Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;
Учить детей согласовывать прилагательные с существительными в И.П. в мужском и женском роде единственного и множественного числа;
Учить детей изменять существительные единственного и множественного числа по падежам (Р.п.);
Учить детей подбирать слова-антонимы;
Развивать внимание, мышление, общую и мелкую моторику.
Картинки с изображением деревьев (береза, осина, дуб, клен, ель, сосна, лиственница, рябина), мяч
Образовательная область | Вид деятельности | Содержание деятельности. |
Речевое развитие | Речевая деятельность | Организационный момент. - Садится на место тот, кто назовет, какая погода бывает осенью (холодная, пасмурная, теплая, солнечная, дождливая и т.п.) |
Речевое развитие, познавательное развитие | Речевая деятельность, умственная деятельность | Загадка Его весной и летом Мы видели одетым. А осенью с бедняжки Упали все рубашки. - О чем эта загадка? ( О ДЕРЕВЕ) - Какие деревья вы знаете? (ответы детей) |
Речевое развитие | Речевая деятельность | Речевое упражнение «Подумай и ответь» - Деревья бывают лиственными и хвойными. Лиственные деревья – это те, у которых есть листья. А у хвойных деревьев вместо листьев иголки, которые называются «хвоя». Осенью листва с лиственных деревьев опадает, а хвойные сохраняют свою хвою. - А теперь внимательно посмотрите на картинки, подумайте и назовите лиственные деревья? ( БЕРЕЗА, ДУБ, ОСИНА и др.) - Назовите хвойные деревья? (ЕЛКА, СОСНА, и др) - Где растут деревья? (В ЛЕСУ, В ПАРКЕ, В САДУ и т.п.) - Что есть у дерева? (КОРЕНЬ, СТВОЛ, ВЕТКИ, ЛИСТЬЯ). Давайте сыграем в игру «Лиственное или хвойное?» - береза - ель - дуб -осина -сосна -рябина -пихта -ива -голубая ель -лиственница |
Физическое развитие | Двигательная деятельность | Пальчиковая игра «Хвойные деревья» В иголках-хвоинках Сосна, пихта, елка И кедр могучий, Он тоже в иголках. У лиственницы - иглы –хвоинки, Хотя они нежные, словно травинки. У этих деревьев хвоинки растут, Поэтому хвойными все их зовут. |
Речевое развитие | Речевая деятельность | Речевая игра «Назови ласково» - Ребята, посмотрите, к нам в гости пришел гномик Антошка. Это маленький сказочный человечек, который живет в волшебной стране Гномии, в которой возле его домика растет не ДЕРЕВО, а маленькое ДЕРЕВЦЕ. А еще растут не ЕЛКИ, а …, не КУСТЫ, а ….. Около кустиков от старенького деревца остался не ПЕНЬ, а …., а на ПЕНЕЧКЕ растут не ГРИБЫ, а …. Гномик Антошка все вещи называет ласково, и вам предлагает поучиться говорить обо всем ласково. Не КОРЕНЬ – а ….. (КОРЕШОК) Не СТВОЛ – а….(СТВОЛИК) Не ВЕТКА – а …. (ВЕТОЧКА) Не ЛИСТ – а ….(ЛИСТИК) Не ИГОЛКА – а …. (ИГОЛОЧКА) Не ШИШКА – а…. (ШИШЕЧКА) Не ПОЧКА –а … (ПОЧЕЧКА) Игра «Что забыл нарисовать Антошка?» |
Физическое развитие | Двигательная деятельность | Физкультминутка «Береза» Белая березонька на ветру качается, Вправо наклоняется, Влево наклоняется. И полощет длинные Веточки в реке, Чтобы были чистые косы по весне. |
Речевое развитие | Речевая деятельность | Упражнение «Скажи наоборот» Игра с мячом. Логопед называет дерево и его признак и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч и подбирает слово с противоположным значением, затем возвращает мяч логопеду. Игра продолжается с остальными детьми. - Сосна высокая, а рябина - … (НИЗКАЯ) - У сосны иглы длинные, а у ели … (КОРОТКИЕ) - У дуба ствол толстый, а у березы … (ТОНКИЙ) - У клена листья большие, а у березы … (МАЛЕНЬКИЕ) У березы ствол светлый, а у клена - … (ТЕМНЫЙ). |
Речевое развитие | Речевая деятельность, игровая деятельность, умственная деятельность | Игра «Четвертый лишний» - Какая картинка лишняя и почему? Клен, рябина, ромашка, береза. Тополь, дуб, ива, ель. Пихта, сосна, осина, лиственница И др. |
Речевое развитие , познавательное развитие | Речевая деятельность, умственная деятельность | Игры на развитие внимания и памяти. «Чего не стало» и «Что изменилось» с картинками деревьев. |
Речевое развитие | Речевая деятельность | Итог занятия. Повторить, о чем говорили на занятии. Оценка работы детей. |
Социально-коммуникативное развитие | Трудовая деятельность | Трудовые поручения во время проведения и подготовки ООД |