СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД по обучению грамоте для детей с ФФНР Тема: « Поможем Чебурашке собраться в школу»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Закрепить е произношение звука"Ч",  знакомство с буквой "Ч"

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по обучению грамоте для детей с ФФНР Тема: « Поможем Чебурашке собраться в школу»»

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ФФНР

Тема: « Поможем Чебурашке собраться в школу»

Учитель – логопед: Романова Елена Григорьевна


ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ НОД: Закрепить произношение звука «Ч» и познакомить с буквой «Ч» детей подготовительной к школе логопедической группы.


Задачи НОД:

1. Коррекционно – образовательные задачи:

  • Закрепить у детей навыки произношения и характеристику звука «Ч».

  • Учить детей определять место звука «Ч» в словах (начало, середина и конец).

  • Учить детей образовывать множественное число существительных.

  • Учить детей составлять предложения по сюжетной картинке.

  • Учить детей делать звуковой анализ слов, составлять схемы предложения.

  • Формировать умение давать грамматически правильный и полный ответ.

2. Коррекционно – развивающие задачи:

  • Совершенствовать навыки чтения у детей.

  • Развивать у детей фонематический слух.

  • Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторики;

  • Развивать высшие психические функции (логическое мышление, внимание, память).

3. Коррекционно – воспитательные задачи:

  • Воспитывать у детей усидчивость, умение работать в парах, умение слушать товарища, стремление к достижению поставленной цели;

  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость, сочувствие, сопереживание герою.


ОБОРУДОВАНИЕ:

        • Игрушка Чебурашка.

        • Магнитная доска.

        • Дидактическая игра: «Школьные принадлежности»

        • Презентация.

        • Зеркала (индивидуальные).

        • Звуковички (индивидуальные).

        • Схемы для составления схем (индивидуальные).

        • Игры по обучения чтению.

        • Кассы букв.

Интеграция образовательных областей: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ, ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.

Ход НОД.

1. Организационный момент. (Образовательная область РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Коммуникативная деятельность).

Логопед:- Ребята, у нас сегодня непростое занятие, к нам на занятие прошел гость. Кто это?

Дети: - ЧЕБУРАШКА

Логопед: - Да, это ЧЕБУРАШКА. А кто такой ЧЕБУРАШКА?

Дети: - Это мультипликационный персонаж.

Логопед: - Посмотрите, что это у ЧЕБУРАШКИ?

Дети: - Ранец.

Логопед: - А для чего нужен ранец?

Дети: - Дети с ранцем ходят в школу.

Логопед: - Молодцы! И вы осенью пойдете в школу. Наш ЧЕБУРАШКА собрался в школу и не знает, что же ему положить в ранец. Ребята, поможем ему собрать нужные вещи для школы?

Дети: - Да.

Логопед: - Ребята, для того чтобы получить нужные вещи нам необходимо выполнить задания, и за каждое задание мы будим получать нужный предмет. Ребята, вы готовы?

Дети: - Да!


2. Пальчиковая гимнастика. (Образовательная область ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. Двигательная деятельность).

Логопед: - А давайте, покажем ЧЕБУРАШКЕ, как мы делаем пальчиковую гимнастику:

«Пальцы дружная семья»

Пальцы дружная семья,

Друг без друга нам нельзя.

Вот большой, а это средней,

Безымянный и последний наш мизинец – малышок.

УУУ указательный забыли

Чтобы пальцы дружно жили

Будем их соединять и движенья выполнять.


3. Артикуляционная гимнастика. (Образовательная область ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. Двигательная деятельность).


Логопед: - А сейчас мы вместе с ЧЕБУРАШКОЙ сделаем артикуляционную гимнастику, для того, чтобы наш язычок нас слушался:

    • качели

    • чистим зубки

    • маляр

    • лошадка

    • грибок

    • барабанчик

Логопед: - Молодцы ребята, за выполненное задание вы получаете, картинку.

4. Анализ артикуляции и характеристика звука «Ч». (Образовательная область – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность и игровая деятельность).

Логопед: - Ребята ЧЕБУРАШКА просит нас отгадать загадки.

- Поможем ему?

Дети: - Да.

Знакомство с темой — отгадывание загадок:


Что это у Галочки ?

Ниточка на палочке.

Палочка в руке, ниточка в реке. (Удочка)

Есть напиток ароматный, Он и вкусный, и приятный, Он энергию дает, Пьет его любой народ. Как зовется, угадай! Всем известно, это …(Чай)

Он бывает баскетбольным,
Волейбольным и футбольным.
Скачет, прыгает, летает
И усталости не знает.
  (Мяч)


УДОЧЧЧКА, ЧЧЧАЙ, МЯЧЧЧ


Логопед: – Какой звук повторяет в этих словах?

Дети: - Звук «Ч».

Логопед: - Да, это звук «Ч», вот мы сегодня и будем учить звук «Ч» и узнаем, какой буквой этот звук обозначается на письме.

Логопед: - Давайте, мы рассмотрим артикуляцию звука «Ч» и дадим характеристику:

- губы трубочкой

- зубы разомкнуты;

- язычок за верхними зубками, чашечкой.

- воздух вырывается маленькими порциями.


Логопед: - Звук «Ч», какой?


- СОГЛАСНЫЙ, ГЛУХОЙ, ШИПЯЩИЙ, ВСЕГДА МЯГКИЙ, ОБОЗНАЧАЕТСЯ ЗЕЛЕНЫМ ЦВЕТОМ,


Логопед: - Звук «Ч» на письме обозначается буквой звук «Ч»

Логопед: - А на что похожа эта буква?

Дети: - На цифру «4» и т.д.


Логопед: - Молодцы ребята, за выполненное задание вы получаете, картинку.

5. Фонематический слух. (Образовательная область – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность и игровая деятельность) .

Логопед: - Давайте поиграем с ЧЕБУРАШКОЙ в игру «Поймай звук» (будем хлопать в ладоши, когда услышим звук «Ч»)

а) на уровне ряда звуков:

Ч С Щ СЬ Ч ТЬ Ч Ж

б) на уровне ряда слогов:

ЧО, ТЯ, АЧ, ТИ, СЯ, ЧИ, СИ, ТИ, ЧУ

в) на уровне слов:

чаша, печь, отец, ночь, сирень, щека, червяк, чудо.


Логопед: - Молодцы ребята, за выполненное задание вы получаете, картинку.

6. Слоговые дорожки (Образовательная область – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность).

Логопед: - Ребята, предлагаю вам поиграть в игру: «Попугайчики» будем проговаривать слоговые дорожки и чистоговорки:


ач-оч-уч-ич

ча-чо-чу-чи


Ач-ач-ач — пришел врач.

Оч-оч-оч — скоро ночь.

Ич-ич-ич — красный кирпич.

Уч-уч-уч — у меня ключ.


Логопед: - Молодцы ребята, за выполненное задание вы получаете, картинку.


7. « Проговаривание слов со звукам «Ч» (Образовательная область – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность и игровая деятельность).


  • Игра: «Четвертый лишний».


Логопед: Грач, воробей, синица, ворона – Грач (перелетная птица)

Диван, стол, шкаф, часы – Часы (бытовой прибор)

Пчела, заяц, лиса, волк – Пчела (насекомое)

Чулки, ботинки, сандалии, сапоги – Чулки (одежда)


  • Игра: «Запомни – повтори».


ГРАЧ – ЧАСЫ – ПЧЕЛА – ЧУЛКИ.


  • Игра: «Определение места звука в слове»

  • Игра: «Деление слов на слоги»


Логопед: - Молодцы ребята, за выполненное задание вы получаете, картинку.

8. Физкультминутка. (Образовательная область – ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. Двигательная деятельность).

ГРАЧ

Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы)
Чёрные сидят грачи (присели)
Разместились в гнёздышке, (показать руками гнездо перед собой)
Распушили пёрышки, (встать, руки в стороны)
Греются на солнышке, (погладить себя по рукам)
Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)
Полететь хотят. (руки в стороны – взмах)
Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)
Полетели, прилетели (летают)
И опять все в гнёзда сели. (присели)


Логопед: - Молодцы ребята, за выполненное задание вы получаете, картинку.


9. Составление схемы предложения (Образовательная область – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность и игровая деятельность).


Логопед: - Ребята, а про кого у нас была физкультминутка?

Дети: - Про ГРАЧА

Логопед: - Ребята, а сейчас мы составим предложения со словом ГРАЧ


Грач сидит на дереве.


Логопед: - Ребята, а слово ГРАЧ какое по счету?

Дети: - Первое.

Логопед: - Сейчас мы с вами составим схему слова ГРАЧ.


Схема: - Сколько слогов в слове ГРАЧ?

ВЫЛОЖИТЕ СХЕМУ СЛОГОВ


(звуковой анализ каждого звука в слове)

ВЫЛОЖИТЕ СХЕМУ СЛОВА ГРАЧ


Логопед: - А теперь каждый звук обозначьте нужной буквой.

ОБОЗНАЧТЕ КАЖДЫЙ ЗВУК НУЖНОЙ БУКВОЙ


- Сколько звуков в слове?

Сколько согласных?

- Сколько гласных?


Логопед: - Молодцы ребята, за выполненное задание вы получаете, картинку.


10. Составление и чтение слов (Образовательная область – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность и игровая деятельность).

  • Игра «Составь слова»

ЧАШ – КА ОБ – РУЧ МЯ - ЧИК

ЧУ – ДО ЧУЛ – КИ ЧА - СЫ

ЧУ- ЛАН КЛЮ – ЧИ ЧУ – ЧЕ – ЛО

  • Игра «Составь предложения»

ПЧЕЛА СОБИРАТ НЕКТАР

ВРАЧ ЛЕЧИТ ДЕТЕЙ

ПРИЛЕТЕЛИ ГРАЧИ

Логопед: - Молодцы ребята, за выполненное задание вы получаете, картинку.


11. Домашнее задание (Образовательная область – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность).


Логопед: - Дома вы найдете картинке букву «Ч» и разукрасите её, и красиво пропишете букву «Ч» в тетради.


12. Итог (Образовательная область – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность).

Логопед: - Мы с вами выполнили все задания и помогли ЧЕБУРАШКЕ собрать все вещи в школу. Давайте посмотри, что у нас получилось! (Дети называют все собранные предметы)

АЗБУКА, ТЕТЕРАДЬ, ПЕНАЛ, РУЧКА, ЛЕНЕЙКА, КАРАНДАШ, АЛЬБОМ, КРАСКИ

Логопед:- А каким, словом можно назвать все эти предметы?

Дети: - Это школьные принадлежности, они нужны для школы.

Логопед: - Ребята, а назовите предмет в название, которого встречается звук «Ч», который сегодня мы учили.

Дети: - В слове РУЧКА, есть звук «Ч»

Логопед: - Молодцы! Какой звук мы с вами сегодня закрепляли?

Дети: - Звук «Ч».

Логопед: - Звук «Ч» - какой?

Дети: - Звук «Ч» - согласный, глухой, всегда МЯГКИЙ – обозначается зелёным цветом.

-Звук «Ч» на письме обозначается букой «Ч».

Логопед: - Вы молодцы, в благодарность за это ЧЕБУРАШКА вам приготовил подарки.

Логопед: - Ребята, спасибо вам за занятия.