СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Моя семья. Родовое дерево»п

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учить создавать простейшее генеалогическое древо, выстраивая цепочку родственных взаимоотношений. Расширять и закреплять представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях.

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Моя семья. Родовое дерево»п»

Конспект НОД в подготовительной к школе группе

«Моя семья. Родовое дерево»


Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие и физическое развитие.

Тип: интегрированное.

Возраст детей: старшая группа.

Форма непосредственной образовательной деятельности: совместная деятельность.

Форма организации: группа.

Цель: расширение представлений детей о семье и её истории.

Задачи:

Образовательные.

Формировать представление о генеалогическом древе. Учить создавать простейшее генеалогическое древо, выстраивая цепочку родственных взаимоотношений. Расширять и закреплять представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях.

Развивающие.

Развивать связную речь, логическое мышление, внимание, память, познавательный интерес.

Воспитательные.

Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи, чувство гордости за свою семью.

Словарь: генеалогическое древо, родословная.

Предварительная работа: совместная работа детей и родителей по изготовлению родовых деревьев, составление рассказов о семье, беседы, игры, чтение художественной литературы по теме.

Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, мультимедийная презентация, изображения генеалогических деревьев с набором картинок, с изображением членов семьи на каждого ребенка, мяч, клей, ножницы.


Ход непосредственной образовательной деятельности.


1. Организационный момент. Приветствие.

Воспитатель: Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таким хорошим пригожим, я предлагаю образовать круг.

«Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся».

Воспитатель: Ребята с помощью рукопожатия я передаю вам всю свою доброту, положительные эмоции, хорошее настроение, дружбу и она от меня идёт к Насти, от Насти к Диме, от Димы к Ладе и т. далее по кругу и возвращается ко мне. Я чувствую, что каждый из вас добавил частичку своей доброты, дружбы. Пусть же она греет вас и не покидает на протяжении всего дня!


2. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам разгадать ребус и узнать, о чем мы сегодня с вами поговорим. Конечно, это СЕМЬЯ.

Кто может входить в состав семьи?


Воспитатель: Отгадайте загадки.


Кто милее всех на свете? Кого любят очень дети?

На вопрос ответим прямо: Всех милее наша …. (мама)

Кто научит гвоздь забить, как розетку починить,

И подскажет, как быть смелым, сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете ребята, Ну конечно это - …. (папа)

Кто любить не устает, Пироги для нас печет

Вкусные оладушки - Это наша … (бабушка)

Он трудился не от скуки, У него в мозолях руки

Он теперь и стар и сед Мой родной, любимый …. (дед)


Воспитатель: Что же такое семья? Что объединяет всех членов семьи?


Это


1. Состав семьи

2. семейные увлечения

3. спортивные семейные достижения

4. семейные традиции

(дети рассматривают появляющиеся картинки и называют, что нарисовано)


Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти деревья. Вам не кажется, что здесь что-то необычное, и зачем нам сейчас все эти деревья? Конечно, это дерево с окошечками (все деревья убираются, остается одно). Оно называется ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО или ДРЕВО СЕМЬИ, или РОДОСЛОВНОЕ ДЕРЕВО.

Генеалогия – наука о родословной человека. Знать свое генеалогическое дерево всегда считалось необходимым для развития, ведь человек без прошлого не имеет будущего.


Генеалогическое древо являлось и является одной из самых ценных реликвий в семье – ничто не может быть ценнее памяти о своем роде, о тех, от кого мы произошли.











Воспитатель: Зачем оно нужно, как вы думаете?

Ребята, никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.

Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям.

Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас.

В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными».

А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, (показ генеалогического древа), где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом». Оно действительно похоже на дерево.

На этом дереве есть ячейки-окошечки.

Заполнять их нужно по правилам. Обычно, на вершине дерева вы найдёте окошечко. У кого-то оно будет одно, а у кого-то несколько. Это вы и ваши братья, и сестры. В окошечках, которые находятся справа и слева, располагаются ваши родители: мама и папа. У ваших родителей тоже были родители, которые их любили, воспитывали и учили уму-разуму, их вы называете бабушками и дедушками. Посмотрите, сколько разных вариантов семейных деревьев может быть. Каждый из вас, вместе с родителями, изготовили свои генеалогический деревья. И сейчас, нам расскажут о своей родне. (рассказы детей)


Дидактическая игра «Родственники» (с мячом)


Воспитатель: А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.

Мальчик для папы и мамы кто?

Мальчик для дедушки и бабушки?

Девочка для папы и мамы?

Девочка для дедушки и бабушки?

Папа для дедушки и бабушки?

Мама для дедушки и бабушки?

Мальчик для девочки в семье кто?

Девочка для мальчика в семье кто?


Составление генеалогического древа.


Воспитатель: Подойдите к столам. Посмотрите вокруг. Мы с вами очутились в большом саду. Подойдите каждый к своему дереву. Сейчас зима, и деревья без листьев. Но на семейном дереве никогда не опадают листья, потому что семья, это крепкая, надежная основа в жизни каждого человека. Ребята, ваша семья как это дерево, и каждый член семьи - листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево пустое, без листочков. Листочками вашего генеалогического дерева будут картинки с изображением бабушек, дедушек, мамы, папы. Предлагаю вам разместить их на своем родовом дереве, то есть, изобразить генеалогическое древо. Сверху размещаем свой портрет и своих родных братьев, и сестёр. Следующее поколение вашей семьи – ваши родители – это кто? Мамы и папы. Они родились раньше вас. До мам и пап было поколение бабушек и дедушек. Они жили ещё раньше. А у кого есть прабабушки и прадедушки?


(Дети раскладывают картинки, приклеивают, раскрашивают рисунок).


Воспитатель. Посмотрите, какие красивые деревья у нас получились. Почувствуйте, какая сильная, заботливая, добрая ваша семья. Все поколения ваших предков являются корнями этого дерева и помогают ему расти, цвести, приносить новые плоды. Предлагаю вам дома продолжить с родителями работу по составлению деревьев. На цветные изображения деревьев вы наклеите фотографии ваших родственников.


А сейчас у кого есть книга о себе – портфолио, вставьте туда свое семейное дерево, ведь семья – это самое главное в жизни каждого.













3.     Подведение итогов.

    Воспитатель: Я, надеюсь, вы будете ещё больше заботится о самых близких людях и тогда они всегда будут рядом с вами. А сейчас закройте глаза. Представьте себе, что я - волшебница.

   У меня в руках волшебная палочка и я могу исполнить только одно желание каждого.

  Подумайте, чтобы вы сделали «волшебное» для своих близких. До кого дотронусь волшебной палочкой, могут сказать своё желание вслух.

    Например: «Я хочу, чтобы в каждом доме было всегда тепло, светло и радостно».

Есть одно правило жизни: чтобы поняли тебя, должен и ты понять другого.

 - Что нужно делать, чтобы радовать своих родителей?

Я желаю вам счастья в семье: в той, в которой вы живете сегодня; которую сами создадите, когда вырастите. Пусть под крышей вашего дома всегда царят  уважение, взаимопомощь и взаимопонимание, пусть жизнь ваша будет богата и духовно, и материально.

                                    Семья – людей святой  оплот,

                                    Надежду жить  она дает,

                                    Дает  простор, дает тепло

                                    Проблемам и беде назло.

                                    Семья  дает  поддержку  нам,

                                    С  ней  все  по  силам, по зубам,

                                    Все  по плечу и  по судьбе –

                                    Семья, святой поклон  тебе!


Звучит песня:

Мы желаем счастья вам,

Счастья в этом мире большом.

Как солнце по утрам

Пусть оно приходит в дом.

Мы желаем счастья вам,

И оно должно быть таким,

Когда ты счастлив сам,

Счастьем поделись с другим.