СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД в специализированной группе ЗПР «Все профессии важны, все профессии нужны»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД в специализированной группе ЗПР «Все профессии важны, все профессии нужны»»

Муниципальное образовательное учреждение «Бендерский детский сад №32»













Конкурсная работа

в номинации «Знакомство с профессиями»:

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

в специализированной группе ЗПР №9

«Все профессии важны, все профессии нужны»



















Учитель-дефектолог группы ЗПР:

Белоткач Юлиана Вячеславовна

вторая квалификационная категория

педагогический стаж 8 лет

Бендеры, 2025 год

Цель: актуализирование и систематизация знания детей о профессиях (повар, врач, пожарный).

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные:

  • Систематизировать и расширять знаний детей о профессиях, атрибутах каждой профессии, местах работы, деятельности.

  • Обогащать словарный запас по теме.

  • Формировать умение работать по схеме.

  • Коррекционно-развивающие:

  • Развивать умение отвечать полным предложение.

  • Развивать умение слушать коллег.

  • Развивать психические процессы детей и мелкую моторику пальцев рук, органы артикуляции и дыхания.

  • Развивать предпосылки учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

  • Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать чувство сострадания и сопереживания к другим.

  • Воспитывать уважительное отношение к разным профессиям.

Оборудование:

  • Демонстрационный материал: кукла Маша, картинки грязной и чистой ракеты, атрибуты для опыта (корпус шариковой ручки, нитка), конверт с загадками, картинки-промокашки (повар, врач, пожарный), карта-схема, дидактические игры: «Кому, что нужно для работы», «Кто, что делает?», «Кто, где работает?», «Что лишнее?».

  • Раздаточный материал: зеркала и салфетки для артикуляционной гимнастики, воздушные шары, стаканы с водой и пипетки, карточки для дидактической игры «Кто спрятался?» и фломастеры, предметы для продуктивной деятельности (ладошки, колпаки, пламя огня, красные кресты, клей и цветные карандаши)

Возраст детей: 7-8 лет (подготовительная к школе группа ЗПР).

Предварительная работа: беседа о профессиях, кем работают родители, бабушки, дедушки. Кем хотят стать, когда вырастут. Чтение стихотворения «Все профессии важны».

Ход НОД

  1. Организационный момент.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

- Доброе утро! – солнцу и птицам.

- Доброе утро! – улыбчивым лицам.

Пусть каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

  1. Основная часть.

Учитель-дефектолог: ребята, к нам в гости сегодня пришла кукла Маша. Она выросла и не знает кем хочет стать. Давайте мы с вами отправимся на остров «Профессий» и расскажем Маше, как много мы всего знаем о профессиях. Согласны?

Дети: да.

Учитель-дефектолог: но сначала ответьте пожалуйста на вопрос – какие профессии вы знаете?

Дети: повар, учитель, милиционер, пожарный, врач, строитель, парикмахер и др.

Учитель-дефектолог: вы большие умнички. Много разных профессий вы знаете. Но Маше рассказывать мы будем не про все профессии, которые вы знаете, а только про некоторые из них. А про какие – мы узнаем чуть позже.

Давайте мы подумаем, на чем мы с вами можем отправиться на остров «Профессий».

Дети: поезд, машина, автобус…

Учитель-дефектолог: много вариантов транспорта вы назвали, но отправимся мы с вами на остров на ракете.

/картинка грязной ракеты/

Учитель-дефектолог: но наша ракета давно не летала никуда, она грязная и на ней потрескалась краска.

  1. Артикуляционная гимнастика.

  • Давайте сначала почистим ракету щеткой – упр. «Чистим зубки».

(улыбнуться, открыть рот, кончиком языка «почистить» за нижними зубами: влево-вправо, затем поднять язычок вверх и почистить за верхними зубами – рот при этом широко открыт)

  • А теперь давайте подкрасим ее кистью – упр. «Маляр».

(улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твердое небо – «потолок», делая движения языком вперед-назад, поглаживая небо)

/картинка чистой ракеты/

Учитель-дефектолог: ракету к полету мы подготовили. Но как же она полетит? Нужно придумать, как мы ее запустим на остров, чтоб она нас туда довезла. Я придумала, ребята. Для запуска ракеты, мы с вами проведем опыт.

  1. Запуск ракеты – дыхательная гимнастика.

Учитель-дефектолог: для того, чтобы у нас получилось запустить ракету, нам нужно надуть воздушные шары. У кого будет самый большой шарик, тот и поможет нам запустить ракету – будет нашим пилотом.

/запуск ракеты/

Учитель-дефектолог: вот мы с вами и приземлились. Но на острове ничего нет. Давайте поищем какие-то подсказки. Нашли? Что это?

Дети: нашли, это конверт.

Учитель-дефектолог: да, ребята, это конверт, а в нем загадки. Давайте отгадаем их и узнаем, о каких профессиях мы сегодня расскажем Маше.

  1. Загадки:

  1. Громко кашляет Сережа.

У него бронхит, похоже.

В поликлинику звонят,

А Сереже говорят:

- Ты не бойся и не плачь –

К тебе едет добрый…. (ВРАЧ)

  1. Если где-то вдруг случайно

От огня грозит беда,

Этот паренек отчаянный

Сразу поспешит туда.

Ловко прыгнет он в окошко

И спасет детей и кошку,

Победит огонь коварный,

Потому что он … (ПОЖАРНЫЙ)

  1. Ходит в белом колпаке

С поварёшкою в руке.

Он готовит нам обед:

Кашу, щи и винегрет. (ПОВАР)



Учитель-дефектолог: молодцы, все загадки отгадали. Но в конверте еще лежат какие-то листочки и пипетки… Как вы думаете, для чего они? Что нужно сделать?

Дети: нужно набрать в пипетки воду, намочить наши листочки.

Учитель-дефектолог: правильно, ребята. Так и сделаем, а потом проверим – правильно ли мы отгадали загадки.

/набирают воду в пипетку и капают на листочек – проявляется картинка (врач, повар, пожарный)/

Учитель-дефектолог: да, ребята, мы правильно все отгадали. И сегодня мы расскажем нашей Маше о трех профессиях. Каких?

Дети: повар, пожарный и врач.

Учитель-дефектолог: а чтобы мы не запутались в рассказе, нам будет помогать карта-схема. Посмотрите на нее. Первая картинка на схеме что обозначает?

Дети: это кукла Маша.

Учитель-дефектолог: правильно. Вторая картинка?

Дети: ракета, на ней прилетели на остров.

Учитель-дефектолог: все верно, дальше, что было?

Дети: нашли конверт с загадками.

Учитель-дефектолог: да, эти картинки-подсказки мы уже расшифровали. Смотрим на следующую подсказку. Как вы думаете какая игра в ней зашифрована?

Дети: кому что нужно для работы.

Учитель-дефектолог: правильно. Напоминаю правила игры. Перед вами 2 круга: один с цветами, другой – с геометрическими фигурами. Каждый участник подходит к первому кругу, крутит стрелочку, потом – ко второму. И получает результат. Например: круг красного цвета. Находите такой круг, переворачиваете, смотрите какой предмет там изображен и определяете кому он подходит. Если такую фигуру уже забрали, крутите стрелочку еще раз.

  1. Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы?» -

приложение 1.

Учитель-дефектолог: молодцы, вы отлично справились с заданием. Внимание на нашу карту-схему, какая подсказка дальше? Что на ней изображено?

Дети: прищепки и девочка бежит.

Учитель-дефектолог: да, все верно. Бежит – это что? Это предмет или действие?

Дети: действие.

Учитель-дефектолог: значит, прищепка плюс действие. Что означает? В какую игру мы можем поиграть и рассказать что-то важное для Маши о профессиях?

Дети: кто что делает.

Учитель-дефектолог: все верно. Правила игры: я раздаю вам прищепки, на которых наклеены наши профессии, вам нужно по очереди назвать профессию, действие и прицепить прищепку на нужную часть круга. Например: повар режет овощи.

  1. Дидактическая игра «Кто, что делает?» -

приложение 2.

Учитель-дефектолог: вы большие умнички, и с этим заданием справились. Идем дальше. Следующая подсказка – строитель и стройка. Строитель – это что?

Дети: профессия.

Учитель-дефектолог: а стройка?

Дети: там, где он работает.

Учитель-дефектолог: правильно, стройка – это место работы строителя. Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Кто, где работает?».

  1. Дидактическая игра «Кто, где работает?» -

приложение 3.

Учитель-дефектолог: правила игры – на доске висят картинки, вам нужно назвать, что на них изображено и отметить в пустом окошке правда это или неправда. Если правда – зеленая галочка, если неправда – красный крестик. Например: врач работает в магазине, это неправда – крестик.

Учитель-дефектолог: молодцы, и в эту игру отлично сыграли. Думаю, наша Маша узнает очень много нового сегодня.

  1. Физкультминутка

Учитель-дефектолог: вижу, вы немного устали. Давайте разомнемся.

Слова

Движения

Повар варит кашу.

Имитация с вращением кистей рук

Плащ портниха шьет.

Махи руками

Доктор лечит Машу.

Открыть и закрыть ротик, высунув язычок

Сталь кузнец кует.

Хлопки

Дровосеки рубят.

Махи с наклонами

Строят мастера.

Прыжки вверх

Что же делать будет,

Наша детвора?

Поднимание плеч

Учитель-дефектолог: отдохнули? Смотрим дальше на нашу схему. Что вы там видите?

Дети: божья коровка.

Учитель-дефектолог: а еще что?

Дети: листик.

Учитель-дефектолог: божья коровка спряталась за листиком. Наши профессии тоже спрятались за яркими цветочками. Я предлагаю вам сесть за столы и определить, люди какой профессии спрятались на вашем листочке (соединить линией). И рассказать потом об этом нам. Например: на моем листе за яркими цветами повар.

  1. Работа за столами – дидактическая игра «Кто спрятался?» -

приложение 4.

Учитель-дефектолог: умнички, нашли всех работников. Продолжаем свой рассказ для Маши. Какая схема дальше? Что на ней изображено?

Дети: огурец, перец, капуста, вишня.

Учитель-дефектолог: на что это похоже? Вспоминайте, какая это игра?

Дети: что лишнее?

Учитель-дефектолог: правильно. На этой картинке, что лишнее?

Дети: вишня - ягода, остальное – это овощи.

  1. Дидактическая игра «Что лишнее?» -

приложение 5.

Учитель-дефектолог: правила нашей игры – выбираем карточку, называем все предметы на ней, определяем лишний предмет и объясняем свой выбор. Например: пожарный, повар, врач и больница; лишнее – больница, все – профессии, а это место работы врача.

Умнички, справились со всеми заданиями. Маша очень гордится вами, она говорит вам всем спасибо, что рассказали так много нового и интересного о профессиях.

А теперь нам пора возвращаться в нашу группу. На чем мы прилетали?

Дети: на ракете.

Учитель-дефектолог: все верно, вернёмся обратно тоже на ракете.

/запуск ракеты/

  1. Итог.

Учитель-дефектолог: давайте мы с вами вспомним:

  • куда летали?

  • о каких профессиях рассказывали Маше?

А сейчас, я предлагаю вам пофантазировать и решить, какая профессия самая важная из этих? Или какая вам больше нравится. И изготовить поделку.

Но сначала мы подготовим наши пальчики к работе, сделаем для них пальчиковую гимнастику.

  1. Пальчиковая гимнастика «Разные профессии»

Слова

Движения

Много есть профессий знатных,

Соединять пальцы правой руки с большим.

И полезных, и приятных,

Соединять пальцы левой руки с большим.

Повар, врач, маляр, учитель,

Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.

Продавец, шахтер, строитель,

Сжимать и разжимать кулачки.

Сразу всех не называю,

Вытянуть руки вперед ладонями вверх.

Вам продолжить предлагаю.



  1. Продуктивная деятельность «Профессия мечты» -

приложение 6.

Учитель-дефектолог: присаживайтесь на свои места. Перед вами ладошки – это наши профессии. Им не хватает глаз, носа, рта и каких-то отличительных знаков: колпак, крестик, пламя. Вы должны выбрать профессию и сделать подходящую поделку, но сначала каждый назовет какую профессию выбирает и какой отличительный знак у нее.

Если нужна будет помощь, обращайтесь.

/практическая работа/











Список литературы:

  1. Н. В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР» - Санки-Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС 2007г. – 703стр.

  2. И. А. Морозова, М.А. Пушкарева «КРО – Конспекты занятий по ознакомление с окружающим миром для детей 5-6 лет» - Мозаика-Синтез, Москва 2006г. – 140 стр.



































Приложение 1.

Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы?»

Цель: знакомство детей с профессиями (повар, врач, пожарный)

Задачи:

  • закреплять знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи; развивать умение соотносить орудия труда с профессией людей,

  • воспитывать интерес к труду взрослых, желания помогать им,

  • обогащать словарный запас,

  • расширять кругозор.

Материалы и оборудование: 2 круга с стрелочками (один – цвета: красный, желтый, зеленый, синий; второй – фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), схемы-картинки профессий с пустыми ячейками, цветные геометрические фигуры, с обратной стороны с предметами-орудиями труда.

Ход игры:

Перед вами 2 круга: один с цветами, другой – с геометрическими фигурами. Каждый участник подходит к первому кругу, крутит стрелочку, потом – ко второму. И получает результат.

Например: круг красного цвета. Находите такой круг, переворачиваете, смотрите какой предмет там изображен и определяете кому он подходит.

Если такую фигуру уже забрали, крутите стрелочку еще раз.

































































Приложение 2.

Дидактическая игра «Кто, что делает?»

Цель: знакомство детей с профессиями (повар, врач, пожарный)

Задачи:

  • закреплять знания детей о том, чем занимаются люди разных профессий; развивать умение соотносить рабочие действия с профессией людей,

  • воспитывать интерес к труду взрослых, желания помогать им,

  • обогащать словарный запас,

  • расширять кругозор.

Материалы и оборудование: прищепки по количеству детей, с наклеенным изображением профессий (повар, врач, пожарный) – каждому по 3 прищепки, круг «действия».

Ход игры:

Я раздаю вам прищепки, на которых наклеены наши профессии, вам нужно по очереди назвать профессию, действие и прицепить прищепку на нужную часть круга. Например: повар режет овощи.



































Приложение 3.

Дидактическая игра «Кто, где работает?»

Цель: знакомство детей с профессиями (повар, врач, пожарный)

Задачи:

  • закреплять знания детей о том, где работают люди разных профессий; развивать умение соотносить рабочие места с профессией людей,

  • воспитывать интерес к труду взрослых, желания помогать им,

  • обогащать словарный запас,

  • расширять кругозор.

Материалы и оборудование: карточки с заданиями, картинки (зеленая галочка, красный крестик).

Ход игры:

На доске висят картинки, вам нужно назвать, что на них изображено и отметить в пустом окошке правда это или неправда. Если правда – зеленая галочка, если неправда – красный крестик. Например: врач работает в магазине, это неправда – крестик.



Приложение 4.

Дидактическая игра «Кто спрятался?»

Цель: знакомство детей с профессиями (повар, врач, пожарный)

Задачи:

  • закреплять знания детей о профессиях людей,

  • воспитывать интерес к труду взрослых, желания помогать им,

  • обогащать словарный запас,

  • развивать внимание и восприятие,

  • расширять кругозор.

Материалы и оборудование: карточки с «спрятанными» профессиями, карандаши.

Ход игры:

Наши профессии спрятались за яркими цветочками. Я предлагаю вам сесть за столы и определить, люди какой профессии спрятались на вашем листочке (соединить линией). И рассказать потом об этом нам. Например: на моем листе за яркими цветами повар.







Приложение 5.

Дидактическая игра «Что лишнее?»

Цель: знакомство детей с профессиями (повар, врач, пожарный)

Задачи:

  • закреплять знания детей о профессиях людей,

  • закреплять умение детей классифицировать предметы в группы и находить лишний предмет,

  • воспитывать интерес к труду взрослых, желания помогать им,

  • обогащать словарный запас,

  • развивать внимание, мышление,

  • расширять кругозор.

Материалы и оборудование: карточки с лишними предметами.

Ход игры:

Выбираем карточку, называем все предметы на ней, определяем лишний предмет и объясняем свой выбор. Например: пожарный, повар, врач и больница; лишнее – больница, все – профессии, а это место работы врача.

































Приложение 5.

Образец.



































В озможные варианты.