Конспект НОД «Волшебное Зазеркалье» с использованием методики СИНКВЕЙН для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Используя технологии метода синквейна, создать положительный эмоциональный фон восприятия литературного произведения; привить любовь к книге.
Задачи:
Коррекционно – образовательные: уточнение, активизация словаря по теме «Сказочные герои»; обогащение экспрессивного словаря словами – определениями; совершенствование грамматического строя речи (использование прилагательных). Обучение самостоятельной работе по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель. Воспитание интереса к художественной литературе.
Коррекционно – развивающие: развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, мелкой моторики, координации речи с движением, памяти, творческого воображения, логического мышления.
Воспитательные: воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности.
Приоритетная образовательная область: Речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально - коммуникативное.
Оборудование: магнитофон с записями музыки, зеркало, книга, следы, алгоритм-модель синквейна, предметные картинки для составления синквейна, бумага, маркеры по кол-ву детей.
ХОД:
Логопед: Здравствуйте, ребята! Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнёмся, Настроение у нас отличное, а улыбка дело привычное, пожелаем друг другу добра, в сказку нам уже пора!
Логопед: Ребята, обратите внимание, на этом стеллаже стоит много книг! Скажите, а как мы можем по-другому назвать место, где живут книги!
Дети: В библиотеке, в книжном шкафу, на книжной полке.
Логопед: Молодцы, все верно.
Беру книгу с полки и открываю.
Логопед: Ребята, посмотрите, книга пустая, а где же сказка? (ответы детей) Наверное герои обиделись, что с книгой плохо обращались и исчезли!
Раздается телефонный звонок, слышится голос Мальвины: Ребята, помогите! Чтобы не читать книгу, злой волшебник Лентяйка – Нечитайка заколдовал Могучий ветер, который все мои странички унес в волшебную страну. Пройдите испытания и верните героев сказки обратно!
Логопед: Ребята, вы готовы пройти испытания и вернуть сказочных героев в книгу?
Дети: Да!
Логопед: Чтобы помочь книге, нам нужно попасть в волшебную страну Зазеркалье. Как вы думаете, как мы можем в нее перенестись?
Дети: На ковре – самолете, на сказочном поезде, на воздушном шаре, с палочкой выручалочкой, в сапогах-скороходах и т.д.
Логопед: Сейчас мы с вами пройдем через волшебное зеркало и попадем в волшебную страну. (Проходим сквозь зеркало, звучит мистическая музыка).
Логопед: Вот мы и попали в сказочное Зазеркалье. Ой, а что это за следы? Наверное, они указывают нам путь. Пойдем по ним?
Дети: Да! (Идут по следам и находят сундучок)
Логопед: Ребята, сейчас посмотрим, что в нем находится, кто же это?
Дети: Буратино с запиской!
1 задание - «Выложи картинки по схеме»
Логопед: Ребята, картинку с Буратино мы разместим на верхней строке нашей схемы.
На второй строке, под Буратино мы должны поместить картинки – признаки: Из чего сделан Буратино? (Из дерева) Значит он какой? (деревянный) Какой Буратино по характеру грустный или веселый? (веселый) Кладем улыбку.
На третьей строке мы выкладываем картинки – действия: что делает Буратино? (ходит) Помещаем ноги. Что еще он умеет делать? (учится читать) Кладем азбуку. Что еще он может делать? (любит Папу Карло) Правильно, добавляем и сердечко.
Ниже мы составляем предложение по иллюстрации и выкладываем его. (Буратино открыл золотым ключиком потайную дверь)
А на пятой строке мы размещаем картинку – вывод: кто же такой Буратино? (мальчик, человечек, кукла, полено, игрушка)
Логопед: Ребята, что мы с вами составили? Синквейн.
Логопед: Идем дальше по следам. Вот полянка, предлагаю немного посидеть. (Присели на ковер)
На полянке есть загадки
Отгадайте без подсказки
Называйте, посмелей
Этих сказочных друзей!
2 задание: «Отгадай синквейн – загадку»
1. 1. ?
2. Добрая, трудолюбивый.
3. Заботится, учит, воспитывает,.
4. Смастерил деревянную куклу.
5. Мастер на все руки.
Логопед: Кто это может быть?
2. 1. ?
2. Мудрая, старая.
3. Плавает, ползает, живет в пруду.
4. Подарила золотой ключик Буратино.
5. Долгожительница.
Логопед: Кто это может быть?
3. 1. ?
2. Добрая, умная.
3. Воспитывает, помогает, заботится.
4. Любит порядок во всем.
5. Девочка с голубыми волосами.
Логопед: Кто это может быть?
Логопед: Ребята, вам понравились мои загадки?
Дети: Да!
Логопед: А сейчас все вместе наберемся сил перед следующим испытанием.
Физкультминутка: «Буратино»
Что за мальчик – длинный нос
Глазки две полтины?
Удивительный вопрос:
Я же – Буратино!
Ключ достану золотой,
Азбуку под мышкой
Дядьке с чёрной бородой
Не схватить мальчишку!
Логопед: А вы любите рисовать?
Дети: Да!
Логопед: Я предлагаю вам нарисовать синквейн к одному из героев сказки, (Показать алгоритм-модель синквейна). Давайте вспомним, кого из героев сказки мы не расколдовали?
3 задание: творческий рисунок-синквейн к персонажам сказки
(Звучит спокойная музыка)
Логопед: Давайте сядем за стол, возьмем маркеры, только рисовать мы будем строго по схеме. (Сели за общий стол, взяли маркеры и зарисовывают слова –действия, слова-определения, опираясь на ассоциативные связи)
Логопед: Отлично! Рябята, слышите звучит музыка, нам пора возвращаться!
Логопед: Ребята, почему мы вернулись обратно к волшебному зеркалу?
Дети: Мы расколдовали героев сказки
(Проходим сквозь зеркало назад).
Логопед: Теперь с книгой все в порядке. Придумал и написал повесть - сказку «Золотой ключик или приключения Буратино» автор: Алексей Николаевич Толстой.
Логопед: Вот и завершилось наше путешествие, вам оно понравилось? Кто помнит, как называется нескладное стихотворение из 5 строк, которое мы с вами выкладывали по схеме, а потом рисовали?
Дети: Синквейн.
Логопед: Ребята, а какой из испытаний вам понравилось больше всего?
Логопед: За руки умелые,
За ум и смекалку,
Сказать я спасибо хочу!
Тем, кто старался,
Тем, кто трудился
Подарок свой всем сейчас подарю.
(Подарить раскраски по книге «Золотой ключик или Приключения Буратино»)