Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Майский детский сад «Солнышко»
Джанкойский район Республика Крым
Утверждаю:
Заведующий МДОУ
«Майский детский сад
«Солнышко»
_______Матвеева Л.О.
Конспект итоговой НОД
в подготовительной группе
«Знатоки крымского леса»
Воспитатель:
Вавринюк О.Н.
Обучающие задачи:
Углубить знания детей о растительном и животном мире леса Крыма;
Формировать эмоционально-познавательную активность детей;
Совершенствовать умение составлять рассказы о животных с помощью схем;
Развивающие задачи:
Развивать внимание, логическое мышление, речь, мелкую моторику рук, усидчивость, память.
Развивать умение делать выводы с наблюдений в природе.
Воспитывающие задачи:
Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя, ответы друг друга, умение работать самостоятельно, воспитывать ценностное отношение к природе, чувство любви к родному краю.
Материалы: загадки, картинки с изображением следов животных, обитающих в лесах Крыма, видеоматериалы, дидактическая игра «Выбери нужную картинку», мнемосхема для составления рассказов о животных. Блиц – викторина «Что знаешь о природе Крыма?». Сосновые шишки, синельная проволока, емкость с водой, медали на каждого ребенка.
Ход НОД
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Посмотрите сколько у нас сегодня гостей. Давайте с ними поздороваемся. Сегодня к нам в группу пришло видеописьмо. (показ слайда видеописьма)
-Дорогие ребята группы «Пчёлка», к вам обращаются дети из детского сада города Краснодара. Мы бы хотели больше узнать о крымском лесе. Поэтому предлагаем вам поиграть в игру знатоков «Что? Где? Когда?» и ответить на наши вопросы.
Воспитатель: Символ знатоков это Мудрая Сова. Для того, чтобы выполнить задания, нужно показать свои знания и умения, правильно ответить на вопросы.
Воспитатель: Первое задание.
-Чтобы попасть в лес нужно знать правила поведения, давайте их вспомним (на экране картинки с изображением схем)
«Правила поведения в лесу» (ответы детей).
Воспитатель: Молодцы.
Отгадайте загадку.
«Что за волшебница краски взяла?
Листья покрасила, с веток смела,
Мошек упрятала спать до весны,
Что за волшебница, скажете вы?»
(осень)
Воспитатель: Выполните второе задание.
-По каким признакам можно определить, что пришла осень?
(на экране картинки с изображением признаков осени), (ответы детей).
Воспитатель: Какие деревья осенью остаются зелёными? (ответы детей). Да, ребята, правильно: ели, сосны, пихты - хвойные деревья. На них растут шишки. Знаете ли вы, что сосновые шишки открываются и закрываются в зависимости от влажности воздуха. Сегодня опытным путём, я постараюсь вам показать, как шишки реагируют на влажность. Изготовлю измерительный прибор из шишек для определения влажности. Называется он гигрометр. Возьму шишку, кусочек проволоки, один конец прикреплю к чешуйке шишки, а второй сгибаю в виде стрелки. Подготовлю два стикера, чтобы отметить показания. Один «сухо», а второй «влажно». Фиксирую шишку вертикально при помощи куска пластилина на ровную поверхность. Разместим шишечный прибор возле стенки и наклеим стикер «сухо». Затем налью в тарелку воды и через некоторое время проверим, что произойдёт.
А пока выполним следующее задание от Совы.
Воспитатель: Блиц - викторина « Что знаешь о природе Крыма»
Проведём викторину. Я задаю вопросы, а вы быстро отвечаете.
-Назовите перелётных птиц Крыма? (ласточки, журавли, дикие утки.)
-Назовите зимующих птиц? (вороны, воробьи, дятлы, голуби.)
-Какие животные крымского леса спят зимой? (барсуки ,ежи.)
-Какой кустарник называют «шайтановой ягодой»? (кизил)
-Когда ёж не колется? (когда только родится)
-Что вы знаете о обитателе крымского леса козодое? (это птица, которая откладывает яйца прямо на лесную подстилку и благодаря защитной окраске остаётся незаметной)
-Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнёзда? (кукушка)
-Что за трава, которую и слепые знают? (крапива)
-Какой зверь самый быстроногий? (заяц)
-Какие кустарники растут в крымском лесу? (можжевельник, шиповник, кизил, тёрн, ежевика, боярышник.)
-Назовите самые высокие деревья крымского леса? (граб, дуб, бук)
Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием справились.
Мудрая Сова предлагает вам выполнить следующее задание. Дидактическая игра « Узнай животного по следу»
-Посмотрите, чьи это следы на лесной тропинке? (лисьи, оленьи, беличьи, и т.д.)
-Назовите крупных животных крымского леса? (дикий кабан, олень)
-Какие ещё животные живут в лесу ? (белки, косули, волки, лисы и т.д.)
Воспитатель: Вы должны выполнить четвёртое задание.
-По мнемосхеме надо рассказать о белке, зайце.
Воспитатель: Следующее задание.
Дидактическая игра «Выбери нужную картинку»
- Давайте разделимся на команды по три человека.
-В лесу растёт много ягод ,растений, деревьев, грибов. Перед вами картинки.
Первая - выберите картинки с изображением хвойных деревьев (ель, сосна, кедр).
Вторая - выберите картинки с изображением ядовитых грибов и растений (бледная поганка, мухомор, неопалимая купина).
Третья - выберите картинки с изображением лекарственных растений (крапива, ромашка, подорожник).
Четвёртая - выберите картинки с изображением лиственных деревьев (берёза, клён, дуб).
Воспитатель: Молодцы, пятое задание выполнено. Давайте отдохнём.
Физкультминутка
«Разбросала осень листья ( волнообразные движения руками)
Разукрасила их кистью ( взмахи руками)
Мы в осенний лес пойдём (шаги на месте)
В букеты листья соберём ( скрещивание ладоней)
Лист кленовый, лист с осинки (загибают пальцы, начиная с большого)
Лист дубовый, лист рябинки,
Рыжий тополиный лист,
На дорожку спрыгнул вниз» ( хлопают в ладоши).
Воспитатель: Садитесь за столы.
Ответьте мне, что такое лес? (ответы детей)
Лес-это целый мир, многоэтажный дом для зверей, птиц, животных, грибов, растений, водоёмов. Лес называют природным сообществом. Деревья обогащают воздух кислородом.
Лес- это место отдыха человека, где он наслаждается тишиной, лесными запахами, красотой природы, звуками , укрепляет своё здоровье, это источник ягод, грибов, лекарственных растений, источник древесины.
Воспитатель: Предлагаю посмотреть, удался ли наш опыт?(дети рассматривают гигрометр)
Воспитатель: (делает вывод) Чешуйки шишки при влажности закрываются, стрелка перемещается потому, что изменяется форма шишки. Шишка раскрыта - к сухой погоде, а если закрыта, то к влажной, сырой, к дождю.
Давайте теперь вы изготовите гигрометры, и отправим нашим друзьям из Краснодара . Пусть ребята тоже проведут опыты с помощью наших крымских шишек.
(дети с помощью взрослого изготавливают гигрометр из шишек)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Выполнили все задания от Мудрой Совы. Дети из города Краснодара внимательно слушали ваши рассказы, ответы, они много узнали о лесах Крыма и конечно будут благодарны вам за подарки гигрометры. Мудрая Сова дарит вам медали за отлично выполненные задания и участие в игре знатоков «Что? Где? Когда?»