Развитие речи в подготовительной группе "Дикие животные наших лесов"
Задачи:
Углублять знания детей о диких животных наших лесов, об их жилище, питании, повадках и поведении.
Закреплять названия детенышей диких животных. Побеседовать с детьми о внешнем виде диких животных, о месте их обитания.
Закреплять представление о том, чем питаются и как ведут себя в зимнее время года дикие животные.
Учить словообразованию притяжательных прилагательных от существительных, обозначающих животных.
Развивать связную речь. Совершенствовать умение самостоятельно логически последовательно и грамматически правильно составлять описательные рассказы о диких животных.
Способствовать формированию доброго и заботливого отношения к животным.
Методы и приёмы:
словесный – беседа, вопросы к детям,
наглядный – показ картин, демонстрационного материала
игровой – проведение дидактических игр и упражнений, подвижных игр, загадывание и отгадывание загадок.
Ход занятия
- Ребята, какое сейчас время года? (Зима.)
-Правильно, зима. В лесу лежит снег. Весь лес стоит в снегу.
-Ребята, представьте, какой он зимний лес. Посмотрите, вот он какой красивый зимний лес.
Сегодня я вас хочу пригласить на прогулку в лес.
- Закройте глаза и представьте, что вы находитесь в зимнем лесу. (Звучит музыка.) Откройте глаза - вот мы с вами и оказались в зимнем лесу.
-Давайте мы с вами подышим свежим воздухом в лесу (вдох через нос, выдох через рот). (Дети выполняют дыхательное упражнение.)
- Какой воздух в лесу? (Свежий, лесной, ароматный, зимний.)
- Давайте посмотрим, кто же живёт в этом лесу.
- Сейчас я вам загадаю загадки о животных, а вы слушайте внимательно и постарайтесь отгадать их:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса-
А зовут её … (лиса)
- Расскажите про лису. Лиса какая? (Рыжая, хитрая, хищная, умная, красивая, пушистая, длиннохвостая.
Хозяин лесной,
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
-Кто это? (Медведь)
- Скажите, медведь какой? (Большой, косолапый, неуклюжий, мохнатый, крупный, коричневый, бурый.)
У кого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
- Кто это? (Заяц)
- Заяц какой? (Белый, серый, трусливый, пугливый, короткохвостый, длинноногий, длинноухий, чуткий.)
- Скажите, когда заяц белый, а когда – серый? Как вы думаете, зачем он меняет свою шубку? (Слайд 6) (Ответы детей.)
- Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками?
-Кто это? (Ежик.)
- Ёжик какой? (Маленький, колючий, ловкий.)
- Как вы думаете, зачем ежу иголки? Почему ежа называют соней? (Ответы детей)
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам.
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом.
-Кто это? (Белка)
-Как вы думаете, зачем белке хвост? Какие запасы делает белка? (Ответы детей)
По лесу зимой рыщет,
Зверей слабых ищет.
-Кто это? (Волк.)
- Волк какой? (Серый, злой, голодный, хищный.)
Кто на своей голове лес носит? (Лось.)
- Лось какой? (Рогатый, большой, копытный, мощный.) Для чего лосю рога? (Ответы детей)
Дидактическая игра «Кто и где живет?»
Игра «Кто, чем питается?»
-Чем питается медведь? (Медведь питается медом. Это медвежья пища).
-Чем питается белка? (Белка питается орехами. Это беличья пища и т. д.).
- Медведь, волк, лиса, белка, заяц, ёжик, лось – это все какие животные?
- Почему этих животных называют дикими животными?(Они живут в лесу, сами добывают себе корм, сами о себе заботятся.)
- Чем дикие животные отличаются друг от друга?( Они разного размера. Они питаются разной пищей. У них разные хвосты, лапы, цвет шерсти.)
- Чем они похожи? ( Они живут в лесу, сами себе добывают корм. У них у всех есть туловище, голова, хвост и т.д. Их тела покрыты шерстью, кроме ежа – его тело покрыто иглами.)
Подвижная игра «Звери шли на водопой».
Жарким днем лесной тропой (Дети спокойно идут по кругу
Звери шли на водопой. Друг за другом.)
За мамой — лосихой топал лосёнок, (Идут громко топая.)
За мамой — лисицей крался лисёнок, (Крадутся на носочках.)
За мамой — ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно двигаются вперед.)
За мамой — медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку.)
За мамою — белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку.)
За мамой — зайчихой – косые зайчата, (Скачут на прямых ногах.)
Волчица вела за собою волчат, (Идут на четвереньках.)
Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, делают движения языком – «лакают».)
Игра «Четвертый – лишний».
-волк, белка, лиса, кошка;
- жираф, лось, лиса, барсук;
- ёж, собака, олень, белка;
- лиса, медведь, заяц, лошадь;
- медведь, свинья, собака, лошадь.
- бельчонок, лисёнок, медведица, зайчонок;
- сорока, лось, синица, воробей.
Игра «Чей, чья, чьё, чьи?»
Чья берлога? – Медвежья берлога.
Чьё ухо с кисточкой? – Беличье ухо с кисточкой.
Чьё логово? – Волчье логово.
Чей рёв испугал птиц и зверей? – Медвежий рёв.
Чья хитрая морда выглядывает из-за куста? – Лисья морда.
Чьи рога ломают ветки кустарника? – Лосиные рога.
Чьё чуткое ухо прислушивается к шороху в лесу? – Заячьи уши.
Чьи глаза не закрываются во время сна? – Заячьи глаза.
Чьи следы на снегу? – Ежиные (волчьи, лисьи, заячьи, лосиные) следы.
- Ребята, сейчас составьте рассказ по схеме, о том диком животном, который вам больше всех понравился:
(Кто это? Цвет шерсти,какой звук издаёт, чем питается(хищное или травоядное), где живёт, с кем живёт.
Например: Это лиса. Она рыжего цвета. Когда лиса подаёт голос, она тявкает. Лиса – это хищное животное, она питается мелкими грызунами, рыбу, ягоды. Лиса живёт в норе. Мама – лиса, папа – лис, детёныш – лисёнок, а если много, то лисята.
Итог занятия.