Конспект ООД по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Приключение мышат
Большинство современных детей не знают цену деньгам, не ценят и не берегут свои вещи, игрушки, требуют дорогих подарков.
Приобщение дошкольников к финансовой грамотности не предполагает ознакомления с работой финансовых институтов, а тем более постижения специфичных понятий (например, инфляция, биржа, ценные бумаги, аккредитивы и др.) и решения сложных арифметических задач.
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимается воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги. (спокойно реагировать на отказ в покупке игрушки)
Правильное отношение к деньгам, не как к «не нужной вещи» или, наоборот, как к чему-то всесильному и главному в жизни, закладывается именно в детстве. Т.е. деньги не главное в жизни не всё продаётся и всё покупается как любовь, но и без денег тоже жить нельзя, но надо грамотно с ими обращаться, но чтобы их тратить их нужно зарабатывать
Человек, с рациональным отношением к деньгам, не будет в дальнейшем испытывать страха «остаться без денег» или пристрастия к расточительности, он (будет стараться) выбирать наиболее подходящую финансовому устройству общества стратегию финансового поведения.
И обобщая знания о потребностях человека, мы ставили некоторые задачи:
Закрепить названия основных потребностей
Подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет.
Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи; (2 сл)
Воспитатель: «Здравствуйте»!
В экономике существуют разные понятия, мы с вами уже знакомились с тем, что такое доход, расход, бюджет, давайте вспомним что такое…
-И в этом мне помогут два мышонка (3 сл)
Первый мышонок на все вопросы всегда отвечает «Нужно подумать!».
И его назвали Умник.
А второй – не задумываясь, говорит «Ай, пусть так».
И назвали его Торопыжка.
С ними часто происходят разные истории.
Однажды два братца отправились в сказочное путешествие в страну Финансов, где узнали много интересного о деньгах и для чего они нужны
Основная часть
Звучит весёлая музыка и Мышата отправляются в путь.
Воспитатель: Отправились мышата в путешествие налегке, чемоданы не взяли.
А вот что они взяли в дорогу вы узнаете, как отгадаете загадку:
Послушайте мою загадку:
Бывают они медные, блестящие, бумажные, но для любого из людей, поверьте, очень важные!
- Что это?
Дети: Деньги, монеты. ( 4сл.)
Воспитатель: А для чего нужны людям деньги?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы правы. Деньги нужны в современном мире, без них прожить невозможно!
- в дорогу каждый из мышат взял кошелёчек с монетками.
- сколько монеток у Умника?
- а у Торопыжки?
- сравните.
Воспитатель: Деньги нужны для удовлетворения потребностей.
- Что такое потребности?
Ответы детей.
Воспитатель: Значение слова потребность, происходит от слова, требуется.
Потребности – это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь.
Назовите жизненно важные потребности человека (вода, одежда, еда, жилье).(5 сл.)
Воспитатель: вы правильно сказали - жилье, в доме можно укрыться от непогоды, от посторонних людей, дом - семейный очаг, где может собираться вся семья.
-И когда мышата прибыли в страну Финансов
-Они решили выбрать себе дом. (6 сл.)
(на экране изображения трёх домиков: очень большой, очень старый и разрушающийся и аккуратный маленький домик. Первый по цене 3 монетки, второй 1 и третий 2).
-Торопыжка сразу взял самый дешевый домик, зачем платить лишнее.
-А Умник стал думать и рассуждать. (именно в таких случаях нужно рассуждать логически)
-Сначала он решил взять самый большой дом за 3 монетки, но потом отказался.
-Как вы думаете почему?
(Одному не нужен такой большой дом, для одного дорого).
-И взял домик за две монетки.
-а как вы думаете, почему он не взял маленький и старый домик?
(Ответы детей)
-Так и вышло! В этом домике Торопыжке было очень холодно, крыша протекала, и ему пришлось потратить ещё две монетки на его ремонт.
(откладываем монетки: Умник 2 м., Торопыжка сначала 1 м. потом ещё 2 м. на ремонт)
Воспитатель: Давайте поможем мышатам сосчитать оставшиеся монетки.
(Дети на доске или на столе производят отсчёт и подсчёт монет. Сколько осталось?)
-Мышата отправились в путешествие без чемодана.
Стало холодно. И мышата вспомнили ещё про одну важную потребность.
Какую? (Одежда) (7 сл.)
И купили её, потратив по одной монетке.
- Отложим из их кошелёчков по одной монетке.
А потом у мышат забурчали животики, и они вспомнили про ещё одну жизненно важную потребность. Какую?
(Потребность в еде)
Взяли Мышата по одной монетке, и пошли в магазин.
Посмотрите, что они купили.
(В корзинке у Умника крупа, мука, сыр, молоко, овощи. У Торопыжки много разных сладостей.) (8 сл.)
Обсуждение с детьми: «А чтобы купили вы?».
Подвести детей к пониманию, что сладости не жизненно необходимая потребность.
Воспитатель: Ребята, прежде чем что-нибудь купить, надо рассчитать бюджет. А давайте с вами вспомним, что такое бюджет?
Ответы детей.
Воспитатель:
Бюджет – это подсчет доходов и расходов.
Доход - это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы.
Расход - это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.
Воспитатель: А теперь давайте, подумаем, почему иногда, когда вы вечером просите у мамы что-нибудь купить, мама вам не покупает?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, все верно, если каждый день что-то покупать, нужно очень много денег, а родители только не зарабатывают. В каждой семье родители обычно подсчитывают свой семейный бюджет.
Воспитатель: Когда уплачены все жизненно важные потребности, можно и купить то, что вы хотите или отложить на следующую покупку.
Физминутка «Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить, (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)
Заглянули мышата в свои кошельки, а там…
Подсчёт детьми.
У Умника осталась одна монетка. Торопыжка спросил у него, что он с ней сделает.
А что бы сделали вы? Ответы детей.
Заключительная часть
А сегодня давайте напомним мышатам правила обращения с деньгами:
1. Экономно распоряжаться деньгами.
2. Потраченные средства уже не вернешь.
3. В первую очередь удовлетворяй жизненно важные потребности.
4. Невозможно иметь все, что хочешь.
5. Бережно относиться к деньгам.
6. Деньги можно накопить или потратить. Накопление должно быть привычкой. Простейшее и интереснейшее занятие – завести копилку и откладывать туда деньги «на потом». Можно вместе с родителями своими руками изготовить копилки.
А мышата дарят нам на память вот эти кошелёчки. В них можно хранит монетки. Мышата благодарят детей и прощаются с ними.