Муниципальное Казенное Общеобразовательное Учреждение «Ретлобская средняя общеобразовательная школа»
Конспект
открытого
урока математики
в 3 классе
Тема: «Задачи на увеличение числа в несколько раз»
Учитель начальных классов:
Магомедова Зульфия Алиевна
Дата: 25.10.2019 год.
Тема урока: «Задачи на увеличение числа в несколько раз»
Тип урока: «открытие» новых знаний
Цель урока: познакомить с решением простых задач на увеличение числа в несколько раз.
Планируемые результаты:
Личностные
осознавать собственные знания по теме и умение их применить,
понимать успешность выполненной работы,
уметь самостоятельно преодолевать трудности.
Метапредметные
уметь анализировать предложенные задачи и выделять главное,
логически строить план решения,
прогнозировать результата задачи,
контролировать правильность и полноту выполнения действий,
уметь применять навыки само и взаимоконтроля при проверке работы,
проявлять навыки культуры общения и взаимопомощи.
Активизировать имеющиеся у учащихся представления о сезонных изменениях
в природе. Формировать эмоционально-ценностное отношение к осени, развивать у
детей чувства видения красоты природы.
Предметные
уметь раскрывать смысл слов «больше в 2 (3,4,…) раза»,
уметь рационально применять приемы вычисления для табличного умножения и соответствующих случаев деления (с числами 2,3,4),
уметь применять ранее изученные навыки вычисления числовых выражений.
Оборудование урока для учителя:
М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. Учебник «Математика» для 3 класса, М.,2013г;
М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, А.М. Полевщикова «Методика преподавания математики в начальных классах», М., 2012;
мультимедиа проектор;
мультимедиа презентация по теме урока.
аудиозапись шуршания осенних листьев
Оборудование урока для учащихся:
1.М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. Учебник «Математика» для 3 класса, М.,2015 г;
2. рабочая тетрадь;
3. раздаточный и счетный материал.
- индивидуальные карточки с числами (результаты таблицы умножения на 2, 3, 4);
- образец письма цифры 4;
- карточки с названием действий и их компонентов;
- счётный материал (квадраты, круги, треугольники);
- карточки для краткой записи задачи (цена, количество, стоимость).
Ход урока:
I Организационный момент
1. Настрой на урок
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Послушайте внимательно четверостишие и скажите: «О каком времени года идет речь?».
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной. /Бунин Иван «Листопад»/
-(об осени)
- О каких осенних признаках говориться в стихотворении?
(О разноцветных осенних листьях)
- Сегодня я вам хочу предложить украсить осеннее дерево листочками, ведь совсем скоро листьев на деревьях не останется, а наше дерево будет вечно- красивым. Согласны украсить дерево? Чем больше решим заданий, тем больше листьев наберем.
II Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа. Закрепление знаний таблицы умножения.
Это задание принесла веточка…(какого дерева), верно – рябины. (Ученики должны отгадать загадку)
Малы и неказисты
И скромно зеленеют,
Но осенью их листья
И ягоды краснеют. (Рябина)
(Ученики получают карточки с заданием)
Множитель | 7 | 4 | 3 | 4 |
Множитель | | 6 | | |
Произведение | 21 | | 18 | 16 |
Множитель | 3 | | 4 | 7 |
Множитель | | 4 | 5 | |
Произведение | 12 | 36 | | 21 |
Множитель | 2 | | 4 | 3 |
Множитель | | 3 | 4 | 8 |
Произведение | 16 | 12 | | |
2. Фронтальный опрос таблицы умножения и деления на 3, 4 по карточкам.
3. Групповая работа (дети работают у доски)
Соотнесите названия компонентов с действием (на доске карточки):
| | множитель множитель произведение | | |
| | слагаемое слагаемое сумма | | |
| | |
| | уменьшаемое вычитаемое разность | |
(Справившись с заданием, ребята приклеивают на «дерево» листик рябины)
Работа с задачами
Это задание принесла веточка…(какого дерева), верно – дуба. (Ученики должны отгадать загадку)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок -
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
(Учитель читает задачу. Учащиеся поднимают карточку со знаком действия, которым она решается, и называют ответ)
Наступила зима. Дети сделали для птиц кормушку, повесили её на дерево и стали наблюдать за птицами. ( И я вам советую уже сейчас начинать мастерить кормушки для птиц)
Клевать сало прилетели синички. Они заняли 3 веточки, сев по 4 синички на каждую веточку. Сколько синичек прилетело? (. ,12)
Полакомиться рябиновыми ягодами решили 12 снегирей. Они сели на 2 кормушки поровну. Сколько снегирей сидело на каждой кормушке? (: , 6)
У воробья 2 крыла. Сколько крыльев у 7 воробьёв? (. , 14)
5.Минутка чистописания
(Анализ образца цифры. Письмо цифры 4 по инструкции учителя):
- Напишите цифру 4 три раза, ещё два раза. Сколько цифр написали? (5)
- Напишите на две цифры меньше. Сколько напишете цифр? (3) Сколько всего написали цифр? (8)
- Сколько цифр надо дописать, чтобы их стало 10? (2)
- Допишите строчку до конца.
6. Математический диктант
- Запишите только ответы:
Увеличьте 17 на 9.
Уменьшите 25 на 7.
Увеличьте 4 в 8 раз.
(При проверке последнего задания возникает проблемная ситуация, мотивирующая вывод правила увеличения числа в несколько раз). Я думаю, что сегодня на уроке вы сами постараетесь найти ответ на последний вопрос.
III Самоопределение к деятельности
Работа в группах:
(Учитель спрашивает название геометрических фигур, находящихся у учащихся)
1-я группа работает с кругами
2-я группа с квадратами
3-я группа с квадратами
- положите на парту 2 синие фигуры.
-под ними положите 2 красные фигуры. Что можно сказать о количестве синих и красных фигур? (Их поровну)
-Положите ещё 2 красных фигуры. Что теперь можно сказать о количестве синих и красных фигур? (Синих фигур на 2 меньше, чем красных, а красных на 2 больше, чем синих)
- Положите ещё 2 красных фигуры. Что теперь можно сказать о количестве синих и красных фигур? (Синих фигур на 4 меньше, чем красных, а красных на 4 больше, чем синих)
- Положите ещё 2 красных фигуры. Сколько раз по 2 красных фигуры мы брали? (4 раза)
-Можно сказать, что красных фигур в 4 раза больше, чем синих? А что можно сказать о синих фигурах? ( Их в 4 раза меньше, чем синих)
- Кто понял, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? ( Решать задачи на увеличение числа в несколько раз)
IV Работа по теме урока
1-Ребята, а кто догадался, каким действием решаются задачи на увеличение числа в несколько раз?
2- Показ таблицы
У величить в ….. раз |
3.Физминутка
4.Просмотр видеофильма по теме «Решение задач на увеличение числа в несколько раз»
5.Работа по учебнику
Прочитайте запись рядом с красной чертой на с. 36. Каким действием находят число, которое в несколько раз больше данного? (Умножением)
№ 1 (с. 36)
- Прочитайте задачу. Сколько зелёных мячей купили? Нарисуйте их.
- Сколько красных мячей купили? Что значит «в 3 раза больше»? (Число 5 повторяется 3 раза)
-Нарисуйте красные мячи.
O O O O O
O O O O O O O O O O O O O O O
- Запишите решение задачи. (5 ∙ 3 = 15 (м).)
V Закрепление изученного материала
Это задание принесла веточка…(какого дерева), верно – берёзы. (Ученики должны отгадать загадку)
Она такая тонкая и нежная
Надела платье белоснежное
А солнышка осенний свет
Покрасил косы в желтый цвет.
Таким нарядом каждый год
Встречает осени приход (Береза)
- Сделайте рисунок и решите задачу самостоятельно.
Ластик стоит 2 рубля., а тетрадь в 4 раза дороже. Сколько стоит тетрадь?
(Проверка по образцу. Самооценка)
O O
O O O O O O O O
Решение: 2· 4 = 8 (руб)
Ответ: 8 рублей.
Дополнительное задание
№ 2 (с. 36)
Цена | Количество | Стоимость |
3 руб. | 9 т. | ? руб. |
3 руб. | ? т. | 27руб. |
? руб. | 9 т. | 27руб. |
№ 5 (с. 36) ( решение примеров самостоятельно)
VI Рефлексия
VII Подведение итогов урока
- С каким видом задач познакомились сегодня на уроке?
-Что значит в …раз больше?
-Как же увеличить 4 в 8 раз ? ( 4·8 = 32)
- Для чего необходимо уметь решать задачи? Где это может пригодиться?
-Удалось ли вам украсить наше «Чудо-дерево» своим трудом? Где мы сможем его использовать? (Для оформления сцены к празднику, выставки осенних поделок и т. д.)
Домашнее задание
Рабочая тетрадь с. 9.