Открытие нового знания. Учитель: Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней? Кто же это?.. Ученики: Соловей. Учитель: Соловей принёс для вас две полоски-мерки. Что вы можете о них сказать? Ученики: Одна короткая, а вторая длинная. Учитель: Измерьте с помощью линейки длину первой полоски. Ученики: Длина первой полоски 1 см. Учитель: Подпишите полоску. Попробуйте измерить длину парты с помощью этой мерки. (Учащиеся измеряют длину парты) Учитель: Сколько мерок у вас получилось? Возникло ли у вас затруднение, выполняя это задание? Почему? Ученики: Этой меркой неудобно измерять крупный предмет. Учитель: Предложите свой вариант решения данной практической задачи. Ученики: Можно измерить длину парты с помощью второй полоски? Учитель: С помощью второй полоски измерьте длину стола. (Учащиеся измеряют длину парты) Ученики: Сколько раз уложилась ваша полоска? (Ответы учащихся) Учитель: Подведём итог. Что вам нужно было сделать? Ученики: Измерить длину парты. Учитель: Почему не получилось сначала измерить? Ученики: Мерка оказалась слишком маленькой. Учитель: Теперь измерим длину второй полоски. Возьмите мерку длиной в 1см и с её помощью измерьте длину второй полоски. (Учащиеся измеряют длину второй полоски) Учитель: Сколько мерок в 1см поместилось на этой полоске? Ученики: В этой полоске поместилось 10 мерок. Учитель: Что вы можете сказать о длине второго отрезка? Ученики: Его длина 10см. Учитель: Как это проверить? Ученики: С помощью линейки. Учитель: Измерьте по линейке длину второй полоски. Подтвердились ли ваши предположения о длине полоски? Ученики: Да. Учитель: Как называется маленькая мерка, которую принёс вам соловей? Ученики: Сантиметр. Учитель: Как вы думаете, как в математике называется вторая мерка? Ученики: Дециметр. Учитель: В математике есть более крупная единица измерения длины, чем сантиметр. Называется она, как вы правильно сказали, дециметр. С латинского языка decem переводится как «десять». Дециметр сокращённо записывается дм. Ответьте на вопрос, почему дециметр так назвали? Ученики: Так как 1 дм = 10 см. Учитель: Как мы можем это записать? Запись на доске одним из учеников. 1дм = 10 см. Учитель: Сверим свою запись с учебником. Верно ли, мы записали? Ученики: Да. Учитель: Начертите в тетради отрезок длиной 1 дм. Как это сделать? Ученики: По линейке чертим отрезок длиной 10 см, а это 1 дм, т.к. в 1 дм – 10 см. (Учитель чертит на доске). Учитель: Проверь, верно, ли ты начертил с помощью полоски длиной 1 дм. Как проверить? Ученики: Надо положить полоску мерку на начерченный отрезок. Учитель: Как подпишем отрезок 1 дм или 10 см? Ученики: 1 дм. Учитель: Сколько же сантиметров в 1 дм? Ученики: В 1 дм – 10 см. Учитель: А в 2 дм? Ученики: 20 см. Учитель: А в 3 дм? Ученики: 30 см. Учитель: Чему же равен рост совы? Ученики: 3 дм или 30 см. Учитель: С какой единицей длины мы познакомились? Ученики: С дециметром. Учитель: С какой единицей длины мы были знакомы? Ученики: С сантиметром. Учитель: Как они связаны между собой? Ученики: В 1 дм – 10 см. Учитель: Для чего необходима эта мера длины – дециметр? Ученики: Для измерения более крупных предметов. |