Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: «Состав слова. Закрепление».
Цель: систематизация и упорядочивание знаний по теме «Состав слова»
Задачи: создать условия для повышения интереса у уроку через дидактическую игру;
отработать умение применять алгоритм разбора слова по составу;
формировать умения анализировать, сопоставлять через выполнение различных упражнений и заданий;
развивать умение сравнивать и находить сходства и различия в словах;
развивать умение аргументировать и доказывать свое мнение;
воспитывать личные качества учащихся (настойчивость, тактичность, солидарность, дружелюбие).
Орг.момент
– Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Сегодня для нас волнительный и ответственный урок. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание.
Мы рады приветствовать вас в классе
Возможно есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло
Пусть будет уютно и очень легко.
2. Минутка чистописания.
-Выписать каллиграфическим почерком буквы, буквосочетания, которые являются определёнными частями слова.
- Напишите эти буквы, изображающие зимний узор.
лЛмМ лЛл мЛм ЛлМм лл мм лЛм
С вершины ели хлопьями посыпался легкий иней.
-Выделите грамматическую основу предложения. Что называется грамматической основой? Что называется подлежащим? Сказуемым?
-Какой частью речи выражено подлежащее и сказуемое? Укажите.
- Есть ли в этом предложении второстепенные члены предложения? Выпишите их. Укажите главное слово в словосочетании.
Иней (какой?) легкий,
посыпался (чем?) хлопьями,
посыпался (с чего?) с вершины,
с вершины (чего?)
-Поставьте в словах ударения и подчеркните известные орфограммы.
-Какое это предложение по цели высказывания? По интонации?
- Назовите слово, в котором звуков больше, чем букв? Почему?
- Почему не подходит слово хлопьями?
3.Актуализация опорных знаний.
У вас на столе листочки с кроссвордом. Ваша задача вписать угаданное словарное слово в нужный номер.
- Сейчас разгадав кроссворд, вы узнаете тему урока.
1. Учебное помещение в школе. (Класс)
2. Верхняя одежда. (Пальто)
3. Корм для лошади. (Овес)
4. Защитник Отечества. (Солдат)
5. Лиственное дерево с белым стволом. (Береза)
6. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)
7. Из чего состоит предложение? (Слова).

Внимательно посмотрите на отгаданный кроссворд.
- Можно ли из кроссворда понять тему нашего урока? Кто может назвать тему урока?
- Состав чего? (слова) А еще чего может быть? (поезда, вещества, военный)
- Тема нашего урока « Состав слова. Закрепление»
- Какие части слова вы знаете?(корень, приставка, окончание, суффикс ,основа)
- Что является главной частью в слове?
- Что называется приставкой?
- Как пишутся приставки со словами?
- Что называется суффиксом?
- Что называется окончанием?
- Что называется основой слова?
- Молодцы, правила вы знаете! А теперь посмотрим, как вы их применяете на практике.
4. ФИЗМИНУТКА
Звучит песенка Снеговика.
Лепим мы снеговика (имитация лепки снежков)
Из пушистого снежка.
Вот скатали первый ком,
(наклонившись “катают ком снега”)
Вот такой большущий он.
(разводят руками сверху через стороны вниз)
Ком второй чуть-чуть поменьше,
(то же, но чуть-чуть поменьше разводя руки)
Третий-это голова.
(чертят в воздухе круг)
Шляпа будет из ведра.
(над головой ставят ладони, как крышу)
Нос – морковка, а глаза –
(показывают пальцем нос, глаза)
Два весёлых уголька.
Всё, готов наш снеговик,
У него довольный вид.
Рот смеётся до ушей,
(показывают пальцем рот)
Веселит он всех детей.
(улыбаются)
Снеговик вдруг оживает
И ребяток догоняет.
5. Работа по теме урока.
учебник с.97 упр.183(работа в парах)
Первый ряд будет выписывать слова, которые подходят к первой схеме.
Второй ряд слова, которые подходят ко второй схеме.
Третий ряд слова, которые подходят к третьей схеме.
Проверка. Какие слова выписали к первой схеме? (почки, облако)
Какие слова выписали ко второй схеме? (звездочка, оленята, зернышко, дочка, кормушка)
Какие слова выписали к третьей схеме? (подсвечник, пришкольный, заморозки, подорожник, поездка)
Все ли мы выполнили задания. (Нет, у слова дочка стоит цифра 1). Что она обозначает?( Сделать звуко-буквенный разбор)
дочка-(доч,кА)- 2 слога
д-(д)- согл.,звон. парн., тверд.парн.
о(о)- гласн.,удар.
ч(ч,)- согл.,глух. непарн.,мягк. непарн.
к(к)- согл.,глух.парн.,тверд.парн.
а(а)- глас., безудар.
5 б, 5 зв.
6. Работа по вариантам.
1вариант.
-Подобрать к слову река однородные существительные с суффиксами –к-,
–еньк-.
2вариант.
-Подобрать к слову береза однородные существительные с суффиксами –к-,
–оньк-.
-Так для чего служит суффикс?
7.Самостоятельная работа
ТЕСТ:
Выбери один из ответов на каждый вопрос.
Обведите букву, соответствующую ответу.
1 Часть, без которой слово не может существовать?
Д) суффикс;
З) корень;
О) окончание.
2 Родственные слова это:
У) слова разные по смыслу;
Н) слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу.
3 Окончание служит для связи слов в предложении
Е) нет;
А) да.
4 Суффикс служит для образования новых слов
М) нет;
Т) да.
5 Корень – это:
О) общая часть родственных слов;
И) общая часть слов.
6 Разбор слова по составу надо начинать с :
С) корня;
П) приставки;
К) окончания.
7 Приставка служит для образования новых слов.
И) да;
Н) нет.
Запиши все обведенные буквы по порядку.
Какое слово получилось? __________________(ЗНАТОКИ)
8. Итог урока.
- Что самое важное вынесли урока? (разбор любого слова по составу ведется по алгоритму)
- Что было самым трудным на уроке?
- Что больше всего понравилось?
9. Домашнее задание. Запишите корень слова снег и подберите однокоренные слова с разными частями слова.