МБДОУ «Детский сад города Оханска» корпус №2
Муниципальный конкурс методических материалов
для педагогических работников
«Что важней всего на свете: мир, любовь, семья и дети»
Номинация: учебно-методическая разработка
Конспект открытого занятия «Семья»
для детей 2-й младшей группы
Зырянова Н.А., воспитатель
высшей квалификационной
категории
г.Оханск, 2024
Пояснительная записка
Цель: формирование у детей правильного представления о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата.
Задачи:
Обучающие:
- уточнить представления о понятиях: «родители», «родственники», «семья», «родные», «близкие»;
- способствовать умению отвечать на вопросы.
Развивающие:
- развивать речь детей, обогащать словарный запас.
Воспитательные:
-воспитывать привязанность, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи.
- вызвать проявление положительных эмоций при оказании помощи цыплёнку.
Категория: 2 младшая группа
Материально-техническое обеспечение: макет «дерево яблони» с фотографиями членов семьи в форме яблока; ширма, игрушка цыплёнок, игрушка курочка, аудиозапись «писк цыплёнка», музыкальная игра «Пиу! Пиу! Пиу! Потерялись детки», песня – танец «курочка-пеструшечка», пластилин жёлтого цвета, клеёнки, тарелочки на каждого ребёнка, круги «кочки», ткань голубого цвета.
Использованная литература и интернет-ресурсы:
https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2024/01/03/kartoteka-zagadok-pro-semyu
https://babysongs.ru/music/kurochka-pestrushka-veselyiy-horovod.mp3
https://www.vectorstock.com/royalty-free-vector/family-genealogical-tree-with-portraits-vector-20469917
Организационный момент: дети с воспитателем (взявших за руки) заходят в зал и встают в круг.
Воспитатель: утром встали малыши
В детский садик свой пришли.
Все мы рады как всегда,
Поздоровайтесь друзья.
Гости здесь у нас с утра!
Дети: здравствуйте!
Воспитатель: слышите ребята, кажется здесь кто-то пищит. (на ширме появляется цыплёнок)
- Смотрите, цыплёнок.
- Здравствуй, цыплёнок! Что случилось, почему ты грустишь?
Цыплёнок: здравствуйте! Мне очень грустно, я потерял свою маму. Мы пошли на луг, я увидел красивую бабочку и потерялся. Пи-пи-пи.
Воспитатель: ребята, скажите разве можно убегать от своих родителей?
Дети: нет.
Воспитатель: конечно нет, это очень опасно, можно потеряться и остаться совсем одному, заблудиться.
- Цыплёнок ты не расстраивайся, мы обязательно найдём твою маму и папу.
- Ребята, а кто мама у цыплёнка?
Дети: курица.
Воспитатель: правильно. А папа?
Дети: петушок.
Воспитатель: ребята и цыплёнок, послушайте мои загадки:
Кто научит гвоздь забить,
Даст машиной порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, —
Это наш любимый …
(папа)
Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
— Всех милее наша…
(мама)
Воспитатель: -У всех нас есть мама и папа. А как одним словом назвать маму и папу?
Дети: родители.
Воспитатель: - Ваня, а кто ты для своих родителей? (ответ: сыночек)
- Ева, а ты кто для своих родителей? (ответ: доченька)
Воспитатель: доченька, молодец!
- Ребята, наш цыплёнок кажется совсем загрустил без своих родителей, давайте его развеселим.
- Цыплёнок, поиграешь с нами? (конечно)
- Давайте, поиграем. Музыкальная игра «Пиу! Пиу! Пиу! Потерялись детки» (дети присаживаются на стульчики).
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите яблоня с яблочками. (на яблоках фото девочки, мамы, папы, бабушки, дедушки)
- Жила была девочка, её звали Софья. Девочка жила с мамой и папой. (показ фотографий девочки, мамы и папы на яблоне)
- Как одним словом назвать маму и папу? (родители)
- А Софья для родителей кто? (дочь)
- А у мамы Софьи были тоже свои родители, мама и папа.
- И у папы Софьи были тоже свои родители, мама и папа.
- Как одним словом назвать родителей Софьиных родителей? (Семья)
- Все вместе они семья.
- А родители Софьиных мамы и папы будут бабушки и дедушки.
- А Софья будет для бабушки и дедушки кто? (внучка)
- внучка, правильно.
- И вы уже сказали, что всех этих людей одним словом можно назвать -Семья.
- Давайте вместе скажем – Семья.
- Молодцы.
- Ребята, а кто ещё бывает в семье? Папу и маму мы уже назвали. А ещё кто? (братья и сёстры)
- Правильно.
- Ребята, семья – это самые близкие люди, которые живут вместе, которые любят друг друга, заботятся, помогают во всём. А ещё они называют друг друга ласково, потому что любят друг друга. Да?
Дети: да.
Воспитатель: давайте поиграем в игру, которая называется «Назови ласково». Я говорю слова, а вы говорите, как можно сказать ласково.
- Например: дочь, как можно назвать ласково? (доченька, дочурка)
- А сын, как назвать ласково? (сыночек, сынуля)
- А папа, как будет ласково? (папуля, папочка)
- А мама? (мамулечка, мамочка). Вы своих мам так называете ласково?
Дети: да.
- А бабушку, как можно ласково назвать? (бабуля, бабулечка)
- А дедушку? (дедуля)
- А брат как будет ласково? (братик, братишка)
- А сестра? (сестричка, сестрёнка)
- Цыплёночек, а как тебя ласково называет твоя мама?
Цыплёнок: цыпочка, цыплёночек, сыночек.
Воспитатель: цыплёнок, ты сегодня наш гость, мы с ребятами хотим тебя угостить.
- Ребята, чем можно угостить цыплёнка?
Дети: зёрнышком.
Воспитатель: правильно, цыплёнок любит зёрнышки.
- Давайте пройдём к столу и приготовим для цыплёнка угощение. (лепят из пластилина маленькие комочки, шарики).
- Отщипываем немного пластилин, раскатываем в ладошках и кладём в тарелочку. Пластилин у нас какого цвета?
Дети: жёлтого.
Воспитатель: Вот сколько слепили. Сколько Катя, у тебя получилось зёрнышек? (обращение к каждому ребёнку)
Дети: считают 4, 3, 5….
Воспитатель: сколько зёрнышек у всех получилось?
Дети: много.
Воспитатель: давайте угостим цыплёнка зёрнышками. (идут угощать)
Воспитатель: угощайся, пожалуйста, цыплёнок. А пока ты будешь кушать мы с ребятами построимся друг за другом и пойдём встречать твоих родителей.
- Идём, идём, а по пути нам встретился широкий ручей. Что нужно сделать, как нам дальше идти?
Дети: перешагнуть.
Воспитатель: ребята, будьте внимательны, а теперь болото перед нами. Нужно наступать только на кочки. Молодцы!
- Где же мама у цыплят? (на ширме появляется курица)
- Где же ты так долго была? Мы тебя искали и цыплёнка покормили, повеселили.
Курица: Спасибо, вам ребята!
Дети: пожалуйста.
Воспитатель: больше не теряйся! Ребята, а вы поняли как это важно не терять близких людей.
Дети: а папа где твой, цыплёнок?
Цыплёнок: а папа нас ждёт, нужно к нему бежать.
Воспитатель: конечно, конечно бегите, а мы с ребятами тоже пойдём.
- Вы поняли, что нельзя уходить от родителей без разрешения? Можно заблудиться, потеряться, остаться совсем одному. А ещё нельзя уходить с незнакомыми людьми, может быть очень опасно! Будьте всегда внимательными и осторожными!
- А сейчас давайте потанцуем. Танец «Курочка - пеструшечка».
Курица: ко-ко-ко, спасибо вам ребятки, а нам уже пора, наверное петушок уже заждался.
Воспитатель: до свидания (до свидания). Больше не теряйтесь!
- вот настал и час прощанья,
Всем спасибо, до свидания!
- ребята, а мы с вами пойдём к себе в группу.