«Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №8 «Колосок» села Нины Советского района».
Конспект НОД
в подготовительной группе «Колокольчик»:
«Эхо войны».
Воспитатель: Иченских О.Е.
2025 г.
ХОД НОД.
Дети под музыку входят в зал, встают полукругом и приветствуют гостей.
На экране демонстрируется видеоролик «Вставай страна огромная».
Затем дети встают в круг.
Воспитатель. Ребята, глядя на эти кадры, вы, наверное, догадались, о чём мы с вами будем сегодня говорить.
Дети. Мы будем говорить о Великой Отечественной войне.
Воспитатель. Вы знаете, что много лет назад, без объявления войны, словно разбойники, напали на нашу страну, фашистские войска.
Воспитатель. Мы с вами учили стихи, читали рассказы, смотрели видеофильмы.
Воспитатель. Что вы можете сказать о слове – война?
Дети. Война – это страшное слово, потому что гибнут люди. А кто остаётся в живых во время войны – страдают, голодают, болеют, видят слёзы и страдания близких и родных.
Воспитатель. Какими словами, вы можете описать войну?
Дети: Война – страшная, кровопролитная, жестокая, беспощадная, горестная, скорбная.
Воспитатель. Почему войну назвали - Великая?
Дети. Великой войну назвали потому что, на неё поднялась вся наша страна, от мала до велика.
Воспитатель. Слово «Великая» означает – большая, огромная. Война захватила всю территорию нашей страны. И, пожалуй, нет в нашей стране такой семьи, которой бы война не коснулась. Ведь шла она целых четыре года.
Воспитатель. А почему войну назвали Отечественная?
Дети. Отечественной войну назвали потому, что советские люди сражались на своей родной земле, за своё Отечество.
Воспитатель. Люди каких военных профессий сражались за нашу Родину?
Дети. Лётчики – истребители, танкисты, разведчики, моряки, подводники, пограничники, десантники, сапёры, пехотинцы, артиллеристы, связисты, медицинские работники, военные корреспонденты, переводчики, водители.
Воспитатель. Кого из героев войны вы знаете?
Дети перечисляют героев войны.
(Маршал авиации – Иван Кожедуб; капитан корабля - Александр Маринеско; генерал- майор – Иван Панфилов; Маршал Советского Союза – Георгий Жуков; лётчик- Алексей Маресьев; танкист – Павел Рыбалко; капитан корабля – Виктор Леонов; снайпер- Людмила Павличенко.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель. На войну с врагами часто вставали даже дети.
Воспитатель. Что вы можете о них сказать?
Дети. Их подвиги навсегда останутся в сердцах советских людей. Обычные девчонки и мальчишки, выполняли секретные задания. У них не было времени на детство.
Воспитатель. Верно. И назвали их маленькие герои большой войны. Они рано почувствовали ответственность за судьбу своей Родины.
Воспитатель. Предлагаю вам рассказать о детях – героях войны.
На экране – слайды с изображением детей – героев войны.
1 ребёнок.
Лёня Голиков ушёл в партизаны в 15 лет. Участвовал в 27 – ми боевых операциях, уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров. Принимал участие в подрыве 14 мостов, 9 автомашин противника.
2 ребёнок.
Витя Коробков. В 12 лет уходит с отцом в партизаны и становится разведчиком. Он мал ростом, неприметен. Фашисты, не обращают на него ни какого внимания. Он, гоняя обруч по улице, всё запоминает: сколько солдат, пулемётов, танков, где они находятся, а затем, сообщает всё командиру.
3 ребёнок.
Боре Кулешину было 12 лет, когда погиб его отец, а мать, угнали фашисты в Германию. Он просится на корабль юнгой. Во время боя подаёт снаряды, помогает раненым. Сам был ранен, но выжил. За героизм его наградили орденом.
На экране появляются портреты детей – героев ВОВ.
Воспитатель. И таких детей – героев войны было очень много.
Воспитатель. Как же они помогали добывать победу?
Дети. Они взрывали немецкие поезда и склады с боеприпасами, работали санитарами, ходили в разведку наравне со взрослыми.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, что означает пословица: «Герои никогда не умрут, они вечно живут»?
Дети. Это значит, что мы будем помнить героев всегда.
Воспитатель. Молодцы, ребята.
Воспитатель. На войне были и короткие минуты отдыха. Предлагаю и вам немного отдохнуть.
Флешмоб под поппури военных песен.
Воспитатель. А в этой коробке, ребята, что – то хранится.
Воспитатель обращает внимание на коробку, которая находится на столе.
Воспитатель. Давайте подойдём и посмотрим, что же там лежит.
Воспитатель и дети подходят к столу.
Воспитатель достаёт военное письмо.
Воспитатель. Это военное письмо – треугольник. С письмами связаны судьбы людей. К ним нужно относиться бережно и с уважением.
Воспитатель. Это самое дорогое, что было с фронта в то время. Солдаты писали письма во время боя. Иногда закончить писать письмо не удавалось и тогда солдат, свернув письмо треугольником, торопясь писал на нём свой адрес и отдавал письмо почтальону.
Воспитатель. А вы знаете, как называлась почта во время войны?
Дети. Почта называлась полевой.
Воспитатель. А почему она так называлась?
Дети. Потому что почта была на поле, где была сама война.
Воспитатель. Верно. Её месторасположение зависело от поля боя
Воспитатель раздаёт письма детям.
Воспитатель. А теперь, возьмите бережно письма в руки и подумайте, о чём же могли писать солдаты с фронта своим родным.
Дети. Ждите меня, не забывайте. Ждите меня, я скоро вернусь с победой. Скоро будет конец этой жестокой войне. Мы скоро победим.
Воспитатель. А сейчас, я хотела бы познакомить вас с ёще одним письмом, которое пришло с фронта. Давайте подойдём к экрану.
Дети подходят к экрану.
Воспитатель. Посмотрите ребята. Перед вами репродукция картины. В поле бронзовая фигура девочки с васильками в руках. У её ног солдатское письмо - треугольник. Это письмо во время войны написал своей дочери майор полка Дмитрий Петраков. Давайте его послушаем.
Дети слушают звуковое письмо Дмитрия Петракова.
Воспитатель. Вот такие письма, ребята, приходили с фронта. Майор Петраков – настоящий солдат. Он бился с фашистами, до последней капли крови, до последнего вздоха и погиб, защищая жизнь своей дочери.
Воспитатель. А как можно назвать таких солдат, как Дмитрий Петраков.
Дети. Воины, защитники, победители, герои.
Воспитатель. Как же можно сказать про таких защитников? Какие они?
Дети. Храбрые, смелые, отважные, мужественные, сильные, бесстрашные.
Воспитатель достаёт из коробки детали военных карт.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, здесь ещё что – то есть.
Воспитатель. Как вы думаете, что это такое?
Дети. Это детали военных карт.
Воспитатель. В военное время, карты были у всех командиров. И то, как командир умел с ней работать, зависела жизнь солдат.
Воспитатель. Я предлагаю вам их собрать.
Девочки работают с одним столом, мальчики за другим.
Дети собирают военные карты из разрезных картинок.
Воспитатель. Молодцы ребята, вы справились с заданием и верно отметили движение советских войск. Вы настоящие будущие защитники Родины.
Дети садятся за столы.
Воспитатель. А теперь, возьмите пожалуйста свои рисунки, которые вы нарисовали ветеранам войны. Давайте сложим их в письма – треугольники и отправим по почте нашим дорогим ветеранам. Ведь совсем скоро наступит замечательный праздник – День Победы!
Дети складывают рисунок в треугольник. Наклеивают звёздочку на лицевую сторону письма. Затем подходят к воспитателю. Говорят пожелание ветеранам и опускают письмо в почтовый ящик.
Воспитатель. Долгим и трудным был путь к Победе. Война унесла очень много жизней советских людей. Но ничего не сломило наш народ и 9 мая 1945 года наступила долгожданная Победа. В этом году, наша страна, будет отмечать 80 –летие со Дня Победы в Великой Отечественной войне. Это день благодарности всем воинам, которые защищали нашу Родину в суровые военные годы. Подвиг советских людей будет вечно жить в памяти нашего народа.
Воспитатель предлагает детям подойти к доске и снять по одной картинке с изображением военных действий во время ВОВ.
Воспитатель. А сейчас, я предлагаю вам выразить протест войне и сложить картинки в коробку памяти.
Дети рассказывают поочерёдно строки из стихотворения С. Маршака «Пусть не будет войны никогда» и складывают картинки в сундучок памяти.
Пусть не будет войны никогда
Пусть спокойные спят города
Пусть сирены пронзительный вой
Ни звучит над твоей головой
Ни один пусть не рвётся снаряд
Ни один не строчит автомат
Оглашают пусть наши леса
Только птиц и детей голоса.
И пусть мирно проходят года
Пусть не будет войны никогда.
Дети прощаются с гостями и выходят из зала.