9
Цель: формирование представлений о транспорте и его назначении. Уточнение и расширение словаря по теме. Развитие диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, тонкой и общей моторики. Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Обогащать, активизировать и уточнять словарь по теме, закреплять обобщающее понятие «транспорт»;
Упражнять в умении различать виды транспорта;
Совершенствовать грамматический строй речи (развивая умение согласовывать числительные с существительными; образовывать множественное число существительных в именительном падеже; существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать глаголы с помощью приставок), используя игровые упражнения.
Продолжать развивать словесно-логическое мышление, внимание, используя игровые приемы четвёртый лишний.
Формировать умение отвечать на вопросы развёрнутой фразой;
Коррекционно-развивающие:
Развивать умение различать неречевые звуки;
Продолжать формировать у детей сильную воздушную струю;
Развивать мелкую моторику и координацию речи с движением;
Развивать зрительно – пространственное воображение;
Развивать психические процессы.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать волевые качества, уверенность в своих силах.
Воспитывать интерес к познавательным знаниям.
Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.
Оборудование: столы и стулья по количеству детей, мультимедийное оборудование, машинки, картинки всех видов транспорта; геометрические планшеты и резинки; емкости с водой и трубочки по количеству детей, Д/И « Обобщай-ка»
Ход занятия
I. Орг. Момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех вас сегодня видеть.
Чтобы у вас было хорошее настроение, давайте улыбнёмся друг другу и поздороваемся. Также, сегодня к нам пришли гости, давайте поприветствуем их.
И проговорим наше стихотворение.
Приветствие: “Здравствуйте, гости!”
Я здороваюсь везде – Дома и на улице,
Даже «здравствуй» говорю. На соседней улице
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, легкий ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй, утро! Здравствуй, день!
Нам здороваться не лень!
Здрав – ствуй – те! (хлопают 3 раза в ладоши на каждый слог)
( под музыку вбегет с большой сумкой Шапокляк и ехидно корчит рожицы.)
Шап.: Здрасте, здрасте!!! А чего вы тут все собрались, такие нарядные и умненькие?
Восп.: - Мы пришли на занятие в детский сад, а ты что тут делаешь да еще с такой большой сумкой?
Шап.: - ( растерянно) А я тут подарки на Новый год для совей крыски - Лариски собираю, ( говорит в сторону) - Пока вы тут заниматься пришли, я со всего детского сада игрушки стянула, вон сколько машинок, самолетов, вертолетиков всяких!
Ха -ха –ха, вот и занимайтесь тут, а я побежала…( уходит)
Восп.: - Ребята, да что же это делается? Шапокляк забрала все машинки, паровозики и самолеты с детского сада. Чем же нам теперь играть?
Логоп.: - Не переживайте, я придумала!!!! Мы с вами отправимся в большое и интересное путешествие по стране, ТРАНСПОРТА, и найдем новые игрушки для нашей групп!
Восп.: ребята, вы любите путешествовать? Д.: да!
В.: Здорово! Предлагаю Вам отправиться в путешествие на нашем поезде.
Восп: - А теперь занимаем свои места в вагончике
В наше путешествие
Паровозик нас везет
Быстренький вагончик
Звонко песенку поет:
Чух-чух-чух-чух
Справа - речка, слева - луг
Позади огромный лес,
Впереди страна чудес.
1) Станция «Добавляй-ка» Игра «Закончи предложение»
(усвоение глагола ЕХАТЬ с различными приставками)
Воспитатель: внимание! Поезд прибывает на станцию "Добавляй-ка"
В: - На этой станции, чтоб в дороге не скучать, будем вместе мы играть,
И короткие частицы к слову «ехать» добавлять.
- Ехали мы, ехали, до горки…(доехали), На горку…(заехали),
с горки… (съехали) и дальше…(поехали).
- Ехали мы, ехали, до ямы…(доехали), Яму мы… (объехали) и дальше…(поехали).
- Ехали мы, ехали, до речки…(доехали), Через мост…(переехали) и дальше…(поехали).
- Ехали мы, ехали, до города…(доехали), В ворота (заехали), вот мы и …(приехали).
В.: Молодцы! Все добрались до города. И мы нашли с вами первую игрушку - МАШИНУ. Поставим ее на полочку. Продолжаем наше путешествие на машине.
Л.: «Мы шоферы»
Едем, едем на машине,
Нажимаем на педаль.
Смотрим пристально мы в даль.
Дворники счищают капли.
Вправо, влево. Чистота!
Волосы ерошит ветер.
Мы шоферы – хоть куда!
2) Игра на слух
Логопед: - Внимание, остановка "Пуслушай-ка"
Л: Ребята, давайте с вами присядем на стулья и послушаем внимательно звуки, и отгадаем, что как звучит: Стук колес проезжающего поезда, Гудок парохода, Звук скрипа тормозов, Звук проезжающего мотоцикла ,Звук пролетающего вертолета, Звук сирены скорой помощи Гул самолёта
Л: Отлично, ребята, справились с заданием, вот мы нашли самолет самолёт и поставим его на полочку и сейчас мы продолжим наш путь на самолете.
Восп.: Мы отважные пилоты,
Это наши самолёты -
Два крыла (махнуть ручками),
Одна кабина (качнуть головой)
Сзади мощная турбина (качнуть попой)
Разбежались и взлетели -
Полетели, полетели.
3)Игра «Угадай слово по первому звуку»
Воспитатель: Внимание, остановка « Угадай-ка»
- Ребята, на этой станции есть зашифрованное слово.
Нам нужно по первому звуку каждой картинки составить слово.
В.:- Рома, что нарисовано на первой картинке?
Д.: Арбуз.
В. - Какой первый звук в слове арбуз?
Д. звук (А)
В. – Рита, что нарисовано на второй картинке?
Д. Вишни.
В. - Какой первый звук в слове вишни?
Д. звук (В) и т.д.
В. – Ребята, кто может нам прочитать, какое слово у нас получилось?
Д. – Рита – АВТОБУС!
Молодцы! Ребята, вы хорошо справились с заданием, наш автобус устанавливаем на полку и нам пора занимать места в салоне автобуса.
Л.: Автобус
Точно, вовремя и ловко
Подъезжаю к остановке.
Все вошли, закрылась дверь, –
Пассажиры вы теперь.
Всё! Приехали! Ура!
Выходите, вам пора!
4)Станция « Выдыхай-ка»
Логопед: - Внимание, остановка « Выдыхай-ка»
Ребята, а на этой станции мы с вами будем настоящими капитанами корабля, который уходит в дальнее плавание! А для того, чтобы наши кораблики смогли уплыть, мы будем дуть на них через соломинку, плавной струей воздуха, не надувая щечек.
( В миске с водой двое детей запускают бумажные кораблики и дуют на них через соломинку, доплыв до другого берега, подходят следующие 2 ребенка и дуют на корабли, чтоб те плыли в обратную сторону)
Л: - Ребята, вы здорово справились и у нас есть еще одна игрушка - кораблик. А нам пора занимать места на теплоходе.
Восп.: Теплоход
По волнам легко плывет
Пассажирский теплоход.
Скоро мы с тобой на нем
Океан переплывем
5) Станция «Посчитай-ка»
Логопед: - Внимание, следующая остановка «Посчитай-ка»
Нужно выбрать картинку и посчитать от 1 до 5 любой транспорт, следите за окончаниями
Например, одна лодка, нет лодки, две лодки, пять лодок, маленькая лодочка.
Машина, самолет, корабль, ракета
Л: Какие вы молодцы, ребята, все правильно посчитали, оставляем ракету на полке и дальше отправляемся в путь
Восп.: А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, потянись.
Вот летит ракета ввысь!
6) Станция «Собирай-ка »
Игра «Геометрические планшет с резинками» (на каждого ребенка).
В.: Перед вами планшеты и резинки, предлагаю составить рисунок любого вида транспорта. У вас на столах есть картинки, образцы, выберите любую и предлагаю начать игру.
В. Ребята, давайте покажем нашим гостям, какой у вас замечательный получился транспорт из резиночек. А нам пора в путь.
Восп.: Посмотри чесной народ
В небе мельница плывет
Это новый вертолет
Отправляется в полет
7) Игра «4 - лишний» (на экране)
В.: мы прибыли на станцию “Исключай-ка” (звук - гудок поезда).
В.: все жители этой станции очень любят играть в “Четвертый лишний”, а вы хотите в нее поиграть? Д.: да.
В.: посмотрите внимательно на экран, найдите лишнюю картинку, назовите ее и объясните почему.
Рома: лишний мотоцикл, потому что это наземный транспорт, а все остальные – водный.
В.: все верно! Посмотрите на следующую картинку, что лишнее здесь?
Д.: лишняя лодка, потому что это водный транспорт, а все остальные – наземный.
В.: умницы! Посмотрите внимательно на следующую картинку, что здесь лишнее?
Д.: лишний трактор, потому что это наземный транспорт, а все остальные – воздушный вид транспорта.
В.: Посмотрите внимательно на следующую картинку, что здесь лишнее?
Д.: лишний самолет, потому что это воздушный транспорт, а все остальные – наземный вид транспорта.
В.: какие вы молодцы. Так порадовали меня своими правильными ответами! забираем еще одну игрушку и нас уже ждут на другой станции.
Л.:На двух колесах я качу.
Двумя педалями верчу.
За руль держусь, гляжу вперед —
Я знаю: скоро поворот.
8)Станция «Обобщай-ка»
Игра с кругом – Обобщение (возд., назем., водн., спец.)
Логопед: - Внимание, остановка « Обобщай-ка»
Ребята, мы сегодня с вами путешествовали по волшебной стране транспорта, узнали много интересного и закрепили уже знакомое. Я вам предлагаю поиграть в игру. Обобщай-ка, но для начала вспомним: Какой бывает транспорт? Ответы детей
Наземный - всё верно, мы его обозначим зеленым цветом
Воздушный - его мы обозначим голубым цветом
Водный - - его мы обозначим синим цветом
Специальный - его пометим красным цветом.
Теперь я предлагаю вам взять крышечки, на них вы увидите изображения транспорта, и по очереди прикрепите их к нужным секторам.
Л: - какие вы умнички, все верно прикрепили
В.: - ребята, время нашего путешествия подходит к концу, нас наверное уже совсем заждались в детском саду.
Восп., Лог.: Еду-еду, ту-ту-ту.
Слышно, слышно за версту!
Видно, видно издалЁка!
Подо мною склон высокий,
А за склоном — лес густой,
Впереди команда «Стой»!
Восп: - Внимание! Наш волшебный поезд прибывает на конечную станцию
“Детский сад”
Лог: Смотрите ребята, мы прибыли в детский сад, а тут нас ждет выставка ваших работ под названием «Транспорт Будущего»
Шапокляк: ну что детишки, понравилось вам ваше путешествие?
Что интересного вы видели и делали?
В.: Давайте вспомним все станции, на которых мы сегодня с вами побывали.
А вы, пожалуйста, скажи, какая станция вам понравилась больше всего.
1 реб.: мне понравилось – игра с машинкой, добавлять слова.
2 реб.: мне понравилось - называть разные виды транспорта.
3 реб.: мне понравилось - отгадывать звуки транспорта.
4 реб.: мне понравилось – составлять слова по первым звукам.
5 реб.: мне понравилось – выдыхать через трубочку.
6 реб.: мне понравилась - игра “4-й лишний”.
7 реб.: мне понравились – посчитай по схеме
8 реб.: мне понравилось – летать как самолеты.
В.: Дети, какие вы у нас молодцы! Выполнили сегодня правильно много заданий!
Я за вас очень рада.
Шап: - Вы все такие умненькие и хорошенькие, и мне очень стыдно за свою проделку! (хнычет) Вот возьмите все свои игрушки! Я передумала!
Лог: - Не надо расстраиваться, Шапокляк, правильно ты сделала, что вернула игрушки детям, а мы тебе предлагаем привести свою Крыску - Лариску к нам в сад, пусть занимается, играет вместе с детьми и конечно приносит удачу и везение в наступившем новом году!
Восп.: - Давайте попрощаемся с нашими гостями и скажите: «ДО СВИДАНИЯ!»