СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по литературному чтению на тему:"Русское народное творчество"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект по литературному чтению на тему:"Русское народное творчество"»

Дата: 03.09.2020 г.

Тема: устное народное творчество. пословицы

цель: создать условия для ознакомления учащихся с произведениями устного народного творчества – пословицами.

Тип урока: комбинированный

Планируемые УУД:

  • Познавательные: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, условных обозначениях); учатся планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;

  • Коммуникативные: соблюдают простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; вступают в диалог (отвечают на вопросы, задают вопросы, уточняют непонятное); сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливают и соблюдают очерёдность действий, корректно сообщают товарищу об ошибках

  • Личностные: принимают образ «хорошего ученика»; внимательно относятся к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков; проявляют чувство гордости за свою Родину.

Методы и формы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая, словесный, наглядный, практический.

Оборудование: Мультимедиапроектор, разноцветные фишки для оценивания результатов деятельности, графическая модель «Лесенки достижений»; словари; выставка книг по теме; карточки со словами для составления пословицы

Ход урока

Этапы
урока

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

I. Мотивация (само-

определение) к учебной деятельности

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и учебного оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постараюсь все понять.

Многое хочу узнать

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

II. Подготовка к основному этапу занятия

– Посмотрите на выставку книг, скажите, какие книги вы видите. Прочитайте их названия.

– Найдите в словаре слово «фольклор», что оно обозначает?

– Составьте из карточек со словами поговорку. Прочитайте. Вспомните, когда мы её произносим. Аналогичная работа проводится с пословицей

Слушают учителя.

Работают со словарём.

Складывают поговорку из карточек
со словами.

Объясняют смысл пословицы

III. Постановка учебной задачи

– Как вы думаете, с чем мы познакомимся
на уроке? Мы начинаем изучать раздел «Устное народное творчество».

– А почему он называется «Устное народное творчество»? (См. ресурсный мате-

риал.)

Слушают учителя. Читают, объясняют.

Объясняют каждое слово

IV. Усво-
ение новых знаний и способов действий

(учебник,

с. 14–15)

– Прочитайте текст. Что вы узнали?

– Подтвердились ваши соображения?


– Рассмотрите рисунки, составьте по ним свой рассказ.


– Вспомните свою жизненную ситуацию, к которой можно подобрать пословицу (или нарисовать)

Читают текст, отвечают на вопросы
к нему.

Рассматривают рисунки, составляют по ним рассказ.

Выполняют задание


Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Руки – крылья, а не гири!

Пять руками помахать,

Шесть – за парту тихо сесть

Выполняют движения по тексту под руководством учи-
теля. Осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни. Придерживаются здорового режима дня

V. Закрепление знаний и способов действий

– Какие поговорки вы знаете?

– Объясните смысл поговорок.

– Где вы их слышали? С какой целью их произносят в речи?

Отвечают на вопросы учителя, работают в группах.

Участвуют в диалоге на уроке. Умеют договариваться о распределении ролей в совместной деятельности

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(итог)

– На какой вопрос нужно было ответить?

– Какой вид работы понравился больше?

– О чём хотели бы узнать подробнее?

Отвечают на вопросы учителя

VII. Закре-пление знаний и способов действий

Раздает карточки с недописанными словами для составления пословиц.

– Составьте пословицы по смыслу. Объясните и докажите правильность своего решения

Выполняют задания

Домашнее задание

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания.

Проверяет соответствующие записи: выучить понятие «устное народное творчество»; узнать у родителей, какие считалки они использовали в игре, какие пословицы помните с детства; выучить наизусть

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи


Ресурсный материал

Устное народное творчество

Устное означает передачу текста из уст в уста, т. е. без записи текста. Пересказ осуществляется от одного лица к другому (простой народ не знал грамоты). Например, от матери к дочери, от бабушки к внучке. Учитель обращает внимание детей на слово «уста» – рот, губы. Текст не записывался, поэтому рассказчик мог добавить свои изменения в содержание, потому что рассказывают так, как запомнили, своими словами.

Творчество – от слов «творить», «создавать».

Народное – то, что создал народ, так как нет конкретного автора. Мы не знаем, кто первый рассказал сказку «Теремок», поэтому называем её русская народная сказка.