Конспект по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»
Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Лисичка - сестричка и серый волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения, учить строить развёрнутые высказывания;
Программные задачи:
• Продолжить формировать умение отвечать на вопросы по тексту полными предложениями.
• Воспитывать моральные качества: уважение, доброту, честность к другим людям.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-Коммуникативное развитие».
Предварительная работа: Чтение сказок и рассказов о животных, рассматривание картин «Кто и где живет», книг о диких и домашних животных, дидактические игры «Кто как кричит», «Кого не стало», лепка и рисование о животных, заучивание стихов.
Оборудование: иллюстрации к сказке: «Лиса ест рыбу», «Лиса едет на волке», «Лиса на возу выкидывает рыбку», «Лиса учит волка ловить рыбу»; раскраска иллюстрации, где волк везет лису, цветные карандаши, сказка в обработке М. Булатова; иллюстрации к сказкам «Колобок», «Заюшкина избушка», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба».
Ход организованной учебной деятельности.
I. Мотивационно-побудительный этап.
Ребята, к нам в гости пришел волк и хочет рассказать историю, которая с ним приключилась, и он остался без хвоста.
II. Организационно - поисковый этап.
Но сначала, давайте мы с вами вспомним, какие сказки и стихи мы с вами читали.
Дети перечисляют, что они помнят.
А теперь давайте разогреем наше горлышко.
Упражнение на дыхание: «Купила Бабуся бусы Марусе»
Эту скороговорку нужно произносить на выдохе. Носиком вдыхаем и проговариваем на выдохе!
Дети повторяют за воспитателем.
Ребята, сейчас я вам прочитаю отрывки из произведений, а вы мне определите по первым словам, что это сказка, стихотворение или рассказ.
- Жили - были дед и баба, И была у них курочка Ряба.
Сказка
- Наша Таня громко плачет. Уронила в речку мячик.
Стихотворение
- Наступила зима. Выпал первый снег.
Рассказ
Сегодня мы поговорим о сказках. Ребята, а вы любите сказки? Какие сказки вы знаете? Сейчас я проверю, сможете ли вы угадать сказку по картинке и назвать её героев (показ картинок)
Ребята, какие вы молодцы! Конечно, есть много сказок о людях, о волшебстве, о животных. Сегодня мы прочитаем сказку, а о ком она вы узнаете, отгадав загадки.
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса, а зовут её…
лиса
-Кто зимой холодной бродит в лесу злой, голодный.
волк
- Кто же герои сказки?
Лиса и волк.
- Итак, сказка, которую я сейчас вам прочитаю, называется «Лисичка - сестричка и серый волк (чтение сказки).
Сказка «Лисичка-сестричка и серый волк»
Жили-были дед да баба. Как-то раз дед говорит бабе:
- Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, поеду за рыбой.
Наловил дед рыбы полный воз. Едет домой и видит: лиса лежит на дороге. Подъехал старик и положил лису в сани. А лисичке только того и надо: стала она выбрасывать из воза все по рыбке да по рыбке. Повыбрасывала всю рыбу и сама потихоньку убежала.
Дед приехал домой и зовет бабу:
-Ну, старуха, какой я тебе воротник привез! Там на санях и рыба, и воротник. Ступай,возьми!
Подошла старуха к саням, смотрит - ни воротника, ни рыбы. Вернулась она в избу и говорит:
-Нет там ничего, дед, кроме рогожки!
Понял тогда старик, что лиса обманула его. А лисичка тем временем собрала на дороге всю рыбу в кучу, уселась и ест. Идет мимо волк. Худой, слабый, на одну ногу хромает, глаза его плохо видят, шкура не блестит, а сыпется. Увидал лису и говорит:
-Здравствуй лиса! Угости меня рыбкой, я ее очень люблю.
-Ишь ты какой! Налови сам, да ешь.
-Да я не умею!
-А ты иди на речку, в прорубь опусти хвост, сиди да приговаривай: "Ловись рыбка большая и маленькая!". Рыба сама тебе на хвост нацепляется.
Заковылял волк на реку, опустил хвост в прорубь, сидит и приговаривает, как учила лиса. А мороз все сильнее, да сильнее. Волчий хвост приморозило крепко-накрепко. Всю ночь волк просидел на реке. А утром пришли бабы к пруду за водой, увидели волка и закричали:
-Волк, волк, бейте его!
Волк туда - сюда, не может вытащить хвост. Рвался - рвался волк, оторвал себе хвост и еле лапы унес.
Ковыляет без хвоста волк, а навстречу ему лиса, голова платком перевязана.
-Зачем же ты обманула меня лиса?
-Так-то ты меня научила рыбу ловить?
-Хвост оторвал, бабы били меня.
-Эх, волчок!-говорит лиса.
-У тебя только хвост оторван, а у меня голова вся разбита. Еле плетусь!
Пожалел волк лису.
-Садись на меня, я тебя довезу.
Но больше волк к проруби не ходил. Он стал помогать рыбакам делать лунки для рыбной ловли зимой, а летом ловил рыбку на удочки. Больше волк с лисой не встречался.
Вопросы по сказке:
- Понравилась ли вам сказка?
-Кто запомнил, как она называется?
-Какая по характеру лиса?
Дети: хитрая, плутовка, обманщица
-Какой в сказке волк?
Дети: голодный, добрый, доверчивый
-Расскажите, как лиса посоветовала ловить рыбу?
-Почему лиса обманула волка?
-Правильно ли поступила лиса?
Дети: Нет, нужно уважать других людей и относиться к ним по - доброму, тем более, лиса и волк были приятелями.
-А в какое время года происходит действие сказки? Как вы это поняли? По каким словам?
Дети: Холодно и морозно.
-А вы боитесь морозов?
-Тогда давайте с вами поиграем.
Физкультминутка:
«Я мороза не боюсь»
-Я мороза не боюсь,
-С ним я крепко подружусь.
Подойдёт ко мне мороз
Тронет щёки, тронет нос
Значит надо не зевать
Много прыгать и скакать.
-Ребята, вы помните хорошо сказку? Давайте вспомним, чем она закончилась? Я вам сейчас напомню. Чтение сказки.
-Что сказала лиса? Что ей волк ответил? Давайте сейчас разыграем этот отрывок. Вот наши участники.
-Едет лиса на волке.
один за другого держится и приговаривает.
Лиса: Битый небитого везёт.
Волк: Что ты мне лисонька говоришь?
Лиса: Битый - битого везёт!
Волк: Да правильно.
-Довёз волк лису до норы, соскочила она, спряталась, а сама над волком …Что?
Зрители: Смеётся - посмеивается.
-Понравилось вам представление? Давайте похлопаем нашим артистам.
-Теперь, ребята, выполним следующее задание. У вас на столах лежат раскраски картинки, где волк везет лису, но они по дороге растеряли краски. Давайте украсим их. Возьмем карандаши.
(Самостоятельная работа детей.)
III. Рефлексивно - корригирующий этап.
Что мы сегодня делали?
Что понравилось?
На примере сказки мы убедились, что нельзя обижать друзей.
Вот поэтому мы и читаем сказки, чтобы лучше узнать какие поступки хорошие, а какие плохие.