Тема: «Карта. Масштаб»
Урок будет выдан: 26.02.2025.
МБОУ СОШ №122.
Учитель: Смирнова Елена Петровна.
Методист: Тимченко Галина Владимировна.
Планируемые результаты | Задачи урока |
Предметные: - узнать, что такое карта и масштаб; - уметь находить расстояние по масштабу на карте; - записывать масштабы карт; - использовать при решении задач единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр) | Дидактические: Формировать представление, что такое карта и масштаб Формировать умение находить расстояние по масштабу на карте, записывать масштабы карт и использовать при решении задач единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). |
Метапредметные: Познавательные: Учащиеся научатся: - с помощью педагогического работника формулировать цель; - формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения; - согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде. Учащиеся получат возможность научиться: - анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей. Коммуникативные: Учащиеся научатся: - соблюдать правила ведения диалога; - воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения. Учащиеся получат возможность научиться: - корректно и аргументированно высказывать своё мнение; - принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению. Регулятивные: Учащиеся научатся: - планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. - корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Учащиеся получат возможность научиться: - устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности. | Развивающие: 1. Формировать умения: с помощью педагогического работника формулировать цель; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей. 2. Формировать умения: соблюдать правила ведения диалога; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению. 3. Формировать умения: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок; устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности. |
Личностные: - осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека, способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их; - характеризовать свои успехи в изучении математики, стремиться углублять свои математические знания и умения, намечать пути устранения трудностей. | Воспитательные: Формировать необходимость осознавать изучение математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека, способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их. Формировать необходимость характеризовать свои успехи в изучении математики, стремиться углублять свои математические знания и умения, намечать пути устранения трудностей. |
Этапы урока | Приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Словесные (беседа) | Организует мотивацию (самоопределение) к учебной деятельности. -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Александровна, сегодня урок математики у вас проведу я. Проверьте свою готовность. На столах у вас должны лежать дневник, пенал, учебник, рабочий лист. - Начнем наш урок с высказывания французского математика и учёного Р. Декарта «Мало иметь хороший ум, главное — хорошо его применять». Как вы его понимаете и согласны ли вы с ним? | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Отвечают. | | К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения. П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей. | |
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Наглядные (демонстрация) | Фиксирует индивидуальное затруднение через повторение актуальных вопросов по теме. -Начнём урок с устного счёта. Организует устный счёт. Математический диктант 1.Какое число больше 649 на 305? 2. Какое число нужно уменьшить на 115, чтобы получить 186? 3. Найди частное чисел 280 и 7. 4. Какое число нужно уменьшить в 70 раз, чтобы получилось 7? 5. 300 повторить слагаемым 3 раза, полученное число уменьшить на произведение чисел 25 и 10. 6. Сумму чисел 25 и 38 уменьшить в 7 раз. 7. Уменьши 856 в 4 раза. Задача: Баскетбольная команда детской спортивной школы встречалась с командами нескольких школ. Количество очков, набранных игроками, тренер записывал в таблицу. Используя таблицу, ответь на вопрос: сколько очков набрал Тимур во второй игре? Задание: На клетчатом поле со стороной клетки 1 см изображена фигура. Найди периметр этой фигуры. Задача 1 (прототип №11 ВРП 2025) Артур хочет купить машинки (все они стоят одинаково). Если он купит семь машинок, то у него останется 100 руб., а до покупки девяти машинок ему не хватает 20 руб. Сколько стоит одна машинка? Эту задачу можно решить и без уравнения. Задача 2 (прототип №11 ВРП 2025) Ксюша, Света и Аля собирали грибы. Света собрала больше всех — 47 грибов, а Аля меньше всех — 43 гриба. Они решили разделить все грибы между собой поровну, и у них это получилось. Сколько грибов нашла Ксюша? Эту задачу можно решить и без уравнения. | Отвечают на вопросы. Выполняют предложенные учителем задания. Выполняют устный счёт. 1. 954 2. 301 3. 40 4. 490 5. 650 6. 9 7. 214 - Из таблицы видно, что Тимур набрал во второй игре 5 очков. - Найдем периметр данной фигуры: 2 + 1 + 1 + 2 + 1 + 2 + 2 + 2 + 1 + 2 + 1 + 1 = 18 см. Если при покупке 7 машинок осталось 100 рублей, а до 9 не хватает 20 рублей. То есть ему нужно купить ещё 2 машинки за 120 рублей. Если 120 рублей стоимость двух машинок то: 120/2= 60 рублей стоимость одной машинки. Ксюша собрала не меньше 43 гриба и не больше 47 грибов. Значит, вместе они собрали не меньше, чем 43 + 44 + 47 = 134 гриба, но не больше, чем 43 + 46 + 47 = 136 грибов. А так как общее число найденных грибов делится на 3, то оно равно 135. Значит, Ксюша нашла 45 грибов. | | К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение; Р: формулировать ответ (вывод), подтверждать его объяснением, расчётами. | осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека, способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их; |
3.Выявление места и причины затруднения | | Организует деятельность по формулировке темы и постановки цели урока. - Отгадайте загадку. На столе передо мной Закрутился шар земной. Арктика, экватор, полюс – Уместил всю Землю…. Молодцы! Это глобус. Чем он похож на настоящий земной шар и чем он отличается? - Могли бы мы так же как глобус на столе вращать настоящий земной шар? Почему? - Появление глобуса на уроке окружающего мира вряд ли вас удивило бы. А вот что, по – вашему может связать глобус и математику? - Глобус и математику связывает понятие «масштаб». О чем вам говорит это слово? - Посмотрите на слайд. Паша нарисовал несколько рисунков. Скажите, он получил уменьшенное или увеличенное изображение? 1. Паша нарисовал дуб. 2. Паша увидел кольцо у мамы и нарисовал его. 3. Паша поймал майского жука и нарисовал его. 4. Паша решил нарисовать многоэтажный дом, в котором он живёт. - Исходя из задания, скажите, зачем нужен масштаб? - А где еще применяется масштаб? Чтобы это узнать разгадаем еще одну загадку. Дорога есть – ехать нельзя, Земля есть – пахать нельзя, Луга есть – косить нельзя, В реках, морях воды нет. - Что такое карта? - Умеете ли вы вычислять масштаб? - Сформулируйте тему урока. - А теперь, давайте, сформулируем цель, чему мы должны научиться? | Формулируют тему урока, определяют её цель. - Глобус. - Круглый, меньшего размера. - Нет. Земля больше размером. Масштаб - отношение размера изображения к размеру изображаемого объекта. 1. Паша получил уменьшенное изображение дуба. 2. Паша получил увеличенное изображение кольца. 3. Паша получил увеличенное изображение жука. 4. Паша получил уменьшенное изображение дома. - Масштаб нужен для изображения на чертежах очень крупных или слишком мелких объектов. - Карта. - Карта - уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков. - Нет. - «Карта. Масштаб». - Научиться работать с картой и вычислять масштаб. | познакомиться с понятием карта, масштаб | П: с помощью педагогического работника формулировать цель; | осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека, способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их; |
4.Построение проекта выхода из затруднения | Словесные(беседа) | Организует деятельность по составлению плана урока. - Чтобы достичь этой цели, какой план действий нам нужно выстроить? Поставьте задачи урока в верном порядке. | Составляет план урока. 1.Познакомиться с картой и масштабом 2.Узнать, что означает масштаб карты 3.Научиться работать с картой и определять масштаб | | Р: умение оценивать учебные действия в соответствии с задачей, планировать деятельность | |
5.Реализация построенного проекта | Словесные(беседа) | Организует деятельность по реализации построенного проекта. - Давайте откроем учебник на стр. 64 и рассмотрим карту. На карте имеется координатная сетка из параллелей и меридианов. Карта всегда одинаково ориентирована по отношению к сторонам света: сверху - север, снизу - юг, справа - восток, слева - запад. - В каком масштабе выполнена карта? Что означает этот масштаб? - Давайте поработаем в рабочем листе, для начала подпишем его. Выполним первое задание, поработаем с картой. Обратите внимание на экран. Найдите расстояние между сёлами. Назовите масштаб. Реальное расстояние между населёнными пунктами больше расстояния на карте в ____ раз. - Расстояние между сёлами 300 м. Найдите масштаб карты. Масштаб на карте – отношение расстояния на ________ к расстоянию на ________. Приведите к одинаковым единицам измерения. Сократите отношение. Назовите масштаб. - Выполним физминутку. Выполним №2 из учебника. Запишем масштаб карты. - Теперь устно выполним №3 из учебника. | Работают в парах индивидуально - Карта выполнена в масштабе 1 : 140 000 000 Это означает, что 1 см на карте соответствует 140 000 000 см в действительности или размер в действительности в 140 000 000 раз больше размеров на карте. - 1 : 10 000 - 10 000 - 60000 см = 600 м - карте, местности. - 3 см на карте : 300 м на местности - 3 см на карте : 30 000 см на местности - 1 см на карте : 10 000 см на местности - 1 : 10 000 Выполняют физминутку. а) 1 : 10 000 000 б) 1 : 20 000 000 1 : 6 000 000 - означает, что 1 см на карте соответствует 6 000 000 см в действительности или размер в действительности в 6 000 000 раз больше размеров на карте. 1 : 7 500 000 - означает, что 1 см на карте соответствует 7 500 000 см в действительности или размер в действительности в 7 500 000 раз больше размеров на карте. 1 : 300 000 000 - означает, что 1 см на карте соответствует 300 000 000 см в действительности или размер в действительности в 300 000 000 раз больше размеров на карте. | научиться находить расстояние по масштабу на карте, записывать масштаб. | К: умение слушать других. П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей. П: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения. П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде. | |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Практические(упражнение) | Организует деятельность по закреплению изученного с проговариванием во внешней речи. - Поработаем у доски, выполним №4 из учебника. Остальные выполняют в рабочих листах. | Повторяют изученное с проговариванием во внешней речи. a) Между Звенигородом и Химками на карте 4 см. Так как масштаб карты 1 : 1 000 000, то 1 см на карте соответствует 1 000 000 см в действительности или расстояние между городами в действительности в 1 000 000 раз больше, чем на карте. Таким образом, между Звенигородом и Химками в действительности: 4 * 1 000 000 = 4 000 000 (см) = 40 000 (м) = 40 (км). б) Между Пушкино и Бронницами на карте 7 см. Так как масштаб карты 1 : 1 000 000, то 1 см на карте соответствует 1 000 000 см в действительности или расстояние между городами в действительности в 1 000 000 раз больше, чем на карте. Таким образом, между Пушкино и Бронницами в действительности: 7 * 1 000 000 = 7 000 000 (см) = 70 000 (м) = 70 (км). в) Между Красногорском и Щелково на карте 5 см. Так как масштаб карты 1 : 1 000 000, то 1 см на карте соответствует 1 000 000 см в действительности или расстояние между городами в действительности в 1 000 000 раз больше, чем на карте. Таким образом, между Красногорском и Щелково в действительности: 5 * 1 000 000 = 5 000 000 (см) = 50 000 (м) = 50 (км). | научиться находить расстояние по масштабу на карте, записывать масштаб. | Р: проверять ход и результат выполнения действий сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; . П: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами. | |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Практические(упражнение) | Организует самостоятельную работу учащихся с проверкой по образцу. - Переверните рабочий лист и выполните самостоятельную работу. Перевести: А) Численный масштаб в именованный 1)1:2000 в 1 см __м 2) 1:15000000 в 1 см ___ км Б) Именованный масштаб в численный 1) в 1см – 30 км 1:________ 2) в 1 см – 500 м 1:_______ Проверьте себя по образцу. | Выполняют задание для закрепления материала, осуществляют самопроверку. А) 1) в 1 см – 20 м 2) в 1 см – 150 км Б) 1) 1 : 3 000 000 2) 1 : 50 000 119. 1 см на карте : 26 000 000 см на местности 1 см на карте : 260 км на местности 1) 520:260=2 (см) – «Быстрый» «Виктория» - 1 см 120. Расстояние на карте – 3 см 1) 3*260=780 (км) – в действительности | научиться находить расстояние по масштабу на карте, записывать масштаб. | Р: проверять ход и результат выполнения действия; | |
8.Включение нового знания в систему знаний и повторение | Практические(упражнение) | Организует включение нового знания в систему знаний и повторений - Все ли пункты плана мы выполнили? Что мы сегодня выполняли? Что такое масштаб? Для чего нам нужен масштаб? Ребята, а понадобится ли данная тема вам в жизни? Каким образом? | - Работали с картой, изучали масштаб. - Масштаб - отношение размера изображения к размеру изображаемого объекта. - Масштаб нужен для изображения на чертежах очень крупных или слишком мелких объектов. | | П: различать и использовать разные приёмы и алгоритмы вычисления. Р: проверять ход и результат выполнения действия. | характеризовать свои успехи в изучении математики, стремиться углублять математические знания и умения, намечать пути устранения трудностей |
9.Рефлексия учебной деятельности. | Словесные (беседа) | Организует рефлексию учебной деятельности. - Ребята, на слайде вы видите несколько незаконченных предложений. Дополните их, выразив впечатления от сегодняшнего урока. Сегодня мне было интересно … Сегодня мне было трудно … Сегодня у меня получилось … Сегодня мне захотелось … - Вы хорошо поработали, урок окончен. | Определяют успешность работы на уроке. Выполняют рефлексию | | Р: оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику | характеризовать свои успехи в изучении математики |