1)расширить знания о белках и НК как природных полимерах, о многообразии их функций во взаимосвязи со строением и свойствами;
2) рассмотреть виды нуклеиновых кислот и сформировать знания о их строении.
1) развивать мышление учащихся и умение устанавливать причинно-следственные связи на примере изучения свойств и функций белка и НК.
2) развивать умение структурировать материал, работать с текстом.
3) способствовать развитию умения схематично изображать участки ДНК, строить комплементарные данному.
4) способствовать развитию умения критически работать с текстом, выявлять сходство и различие между объектами.
: способствовать развитию коммуникативной культуры (умение работать в паре и группе), воспитывать аккуратность учащихся при выполнении и оформлении записей в тетради.
Этап урока | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся | примеч |
1.Организационный момент урока. 1.1. Постановка задач. | Приветствие учащихся. | Готовятся к уроку, приветствуют учителя. | |
Организация проверки изученного на прошлом уроке материала. | 2.Проверка пройденного материала 1. Каков химический состав клетки? 2.Каково значение воды и минеральных солей в клетках для живых организмов? 3. Какие вещества относятся к липидам и какое строение имеет большинство липидов; 4. Какие клетки и ткани наиболее богаты липидами; 5.Какое состав и строение имеют молекулы углеводов. | Учащиеся отвечают на вопросы. | |
2. Изучение новой темы. | Знаете ли вы что такое белки и нуклеиновые кислоты? Как вы уже поняли тема нашего урока: « Белки и нуклеиновые кислоты». | | Слайд 1-3 |
2.1. | Работа с текстом № 1 Обсуждение знаков Уровни организации белковых молекул. Расскажите какие вы помнете уровни организации белковых молекул? Первичная структура белка – последовательность чередования аминокислотных остатков (все связи ковалентные, пептидные) Вторичная структура – форма полипептидной цепи в пространстве. Белковая цепь закручена в спираль (за счет множества водородных связей) Третичная структура – реальная трехмерная конфигурация, которую принимает в пространстве закрученная спираль (за счет гидрофобных связей), у некоторых белков – S–S-связи (бисульфидные связи) Четвертичная структура – соединенные друг с другом макромолекулы белков образуют комплекс Такая сложная организация белковой молекулы связана с разнообразными функциями, свойственными этим биополимерам. 1. Строительный материал – белки участвуют в образовании оболочки клетки, органоидов и мембран клетки. Из белков построены кровеносные сосуды, сухожилия, волосы. Пример: коллаген, кератин. 2. Каталитическая роль – все клеточные катализаторы – белки (активные центры фермента). Структура активного центра фермента и структура субстрата точно соответствуют друг другу, как ключ и замок. Пример: пепсин, трипсин, каталаза. 3. Двигательная функция – сократительные белки вызывают всякое движение (актин, миозин) 4. Транспортная функция – белок крови гемоглобин присоединяет кислород и разносит его по всем тканям. 5. Защитная роль – выработка белковых тел и антител для обезвреживания чужеродных веществ (антитела, фибриноген) 6. Энергетическая функция – не основной , но источник энергии :1 г белка эквивалентен 17,6 кДж. 7. Регуляторная- регулирование обмена веществ в организме (инсулин, тироксин, адреналин) 8. Запасающая- резерв для организма, плода | На тексте под цифрой 1 делают пометки: V знаю _ противоречит моим представлениям ? требуется разъяснения + новое, но понятное Вывод формулируется и записывается самостоятельно. | Слайд 4 Слайд 5-6 |
2. 2. Строение и функции НК | Биологическая роль нуклеиновых кислот. Открыты они в 1869 г. швейцарским химиком И.-Ф.Мишером в ядрах лейкоцитов. В природе существуют 2 вида нуклеиновых кислот: ДНК и РНК. Содержатся нуклеиновые кислоты в ядре, рибосомах, пластидах и митохондриях. | | Слайд 7-8 |
ДНК | 2.Организует беседу по вопросам а) Что представляют собой НК? Молекула ДНК представляет собой двухцепочечную спираль, закрученную вокруг своей оси. ДНК – полимер, мономерами являются нуклеотиды. | На тексте под цифрой 2 и 3 делают пометки: V знаю _ противоречит моим представлениям ? требуется разъяснения + новое, но понятное Записывают определение в тетрадь. | Презентация Слайд 9 |
| б) Из чего же состоит нуклеотид? . Нуклеотид состоит из 3х компонентов: азотистого основания, пятиатомного сахара –дезоксирибозы, остатка фосфорной кислоты. Нуклеотиды 4х видов, отличаются азотистыми основаниями. | Заполняют схему | Слайд 10 |
в) Где находиться ДНК? Каково строение ДНК и РНК? Нуклеотидный состав ДНК в 1905 г. впервые количественно проанализировал американский биолог Эдвин Чаргафф. Он обнаружил, что число пуриновых оснований всегда равно числу пиримидиновых. Количество аденина = количеству тимина, гуанина = цитозину. Это правило Чаргаффа. | В ядре, в хлоропластах, в митохондриях Самостоятельно изучают правило Чаргоффа по учебнику, записывают в тетрадь. | Слайд 11-12 Слайд 14-15 Слайд 16 |
|
| | | |
РНК | Организует самостоятельную работу и подводит к выводу: РНК - рибонуклеиновая кислота, полимер, состоит из 4х нуклеотидов. Состав нуклеотида: азотистые основания ( пуриновые – аденин (А), гуанин (Г); пиримидиновые – цитозин (Ц), урацил (У)), пятиатомный сахар – рибоза, остаток фосфорной кислоты. а) рибосомная РНК (р-РНК) в комплексе с белками образует рибосомы, на которых происходит синтез белка. Молекулы р-РНК состоят из 3-5 тыс. нуклеотидов. Образуются в ядрышках. б) информационная РНК (и-РНК) программирует синтез белка в клетке. Она осуществляет передачу кода ДНК к месту синтеза белка. в) транспортная РНК (т-РНК) состоят из 75-95 нуклеотидов, доставляют аминокислоты к месту синтеза белка –рибосомам | | презентация Слайд 17 |
3. Закрепление материала. | Работа в группах по карточкам. 1. В чем сходство между ДНК и РНК? 2.В чем различие между ДНК и РНК? 3.Сравнить белки и НК 4. Структуры белка и типы связей Вставьте нужные слова Выберите правильное утверждение | Обсуждают задания выбирают оратора. Делают выводы об изученном материале в виде схем и таблиц | Презентация Слайд 18-25 |
4. рефлексия | Игра «Что я за птица?» критерий | 3 балла | 2 балла | 1 балл | Активность на уроке | высокая | средняя | низкая | Материал урока усвоил | хорошо | частично | слабо | Тему могу объяснить | Могу сам | Могу, но с подсказкой | Затрудняюсь | | 3-5 баллов воробей (собирает знания по крупицам) 7-6 баллов Соловей (поведай свои знания другим) 8-9 баллов Орел (открывает тайны бытия) | Слайды 26-27 |
5. Дом. задание | параграф № 6 читать. | | Слайд 28 |