Урок 57. Многообразие млекопитающих. Плацентарные: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие, Китообразные.
Задачи: познакомить учащихся с многообразием млекопитающих, их классификацией; обеспечить усвоение знаний о характерных особенностях грызунов, хищных, насекомоядных, зайцеобразных, рукокрылых, обитающих в Тюменской области, их значении в природе и жизни человека, о представителях отрядов китообразных и ластоногих
Оборудование: кинофильм «Грызуны и зайцеобразные». таблицы «Рукокрылые», «Китообразные»; кинофильм «Рукокрылые», кинофрагмент «Китообразные» или диапозитивы «Китообразные». «Тип Хордовые. Класс Млекопитающие. Внутреннее строение собаки», «Пушные звери»; кинофильм «Отряд Хищные», презентация фотографий различных млекопитающих.
Тип урока: комбинированный
План урока.
Актуализация знаний по теме «Развитие, размножение и происхождение млекопитающих» (опрос по вопросам параграфа)
Изучение нового.
1 этап. Многообразие млекопитающих, их классификация. (Рассказ учителя)
2. Отряд Грызуны. Характерные особенности грызунов (строение зубов, питание растительной пищей, относительно длинный кишечник, высокая плодовитость и др.).Их многообразие и распространение; значение в природе и жизни человека. (Сообщение учащихся, самостоятельная работа с текстом учебника, заполнение таблицы «Отряды Млекопитающих»)
2 этап. 1. Многообразие хищных. Характерные особенности хищных млекопитающих (питание животной пищей, особенности строения зубной системы, хорошо развитые полушария головного мозга с большим числом извилин, сложное
Домашняя кошка как представитель семейства. Другие кошачьи. Семейство волчьих. Волк как типичный представитель семейства волчьих на территории Липецкой области. Особенности внешнего строения волка. Приспособленность к добыванию пищи. Роль волков в природе. Другие представители семейства.
Семейство куньи на территории Тюменской области -
Медвежьи. Их роль в природе и хозяйственной деятельности человека.
3 этап. Отряды Рукокрылые и Китообразные, Ластоногие.
Цель этапа: на примере рукокрылых и китообразных животных показать многообразие сред обитания млекопитающих, признаки приспособленности этих животных к среде обитания; обосновать их принадлежность к классу млекопитающих.
I. Отряд Рукокрылые.
1. Многообразие. Характерные особенности отряда: наличие крыльев, способность к полету.. Признаки приспособленности рукокрылых к полету, ориентированию в пространстве, к сезонным изменениям в природе. Роль рукокрылых в природе, необходимость их охраны.
II. Водные млекопитающие.
Многообразие, приспособленность к жизни в воде. Отряд Китообразные. Особенности строения, приспособленность к жизни в воде, распространение, многообразие. Значение китообразных; меры охраны.
По мере изучения отрядов учащиеся заполняют таблицу «Многообразие млекопитающих»
отряд | особенности строения | представители отряда | значение |
Насекомоядные | | ежи, кроты, землеройки, бурозубки | |
Рукокрылые | приспособлены к полёту, питаются плодами, насекомыми, кровью | кожаны, ушаны, вечерницы | |
грызуны | растительноядные.Хорошо развиты резцы самозатачивающиеся, постоянно растущие | беличьи, мышиные, бобры, хомякообразные | |
Зайцеобразные | сходны с грызунами, растительноядны, длинный кишечник | пищухи, заяц – русак, заяц - беляк | |
Хищные с-во Волчьи с-во Куньи с-во Кошачьи с-во Медвежьи | имеют клыки и режущие передние зубы, мощные когти. плотоядные. | волк, лисица, енотовидная собака, ласка, хорь, куница каменная, кошка домашняя, собака домашняя, медведь бурый, росомаха | |
Китообразные | никогда не выходят на сушу. задние конечности отсутствуют, передние – ласты. | усатые киты, зубатые киты. | |
Ластоногие | вторичноводные животные, дышат атмосферным воздухом, тело обтекаемое, волосы редкие, конечности - ласты | ушастые тюлени, настоящие тюлени. | |
------- | --------- | | ------ |
Парнокопытные | растительноядные. имеют по 4 или 2 пальца, покрытых копытами | лось, северный олень, козлы, коровы, кабаны | |
Непарнокопытные | крупные животные, на ногах развит третий палец | лошади, ослы, носороги, зебры | |
Хоботные | самые крупные из наземных млекопитающих. Хобот – верхняя губа, сросшаяся с носом. | слоны, вымерший мамонт | |
Приматы | наиболее высокоразвитые наземные, во многом сходны с человеком. | мартышкообразные, человекообразные | |
Домашнее задание: выучить параграфы-------
Подготовить сообщения на темы:
«Кабан – обитатель лесов Липецкой области»
«Кабарга», «Лось - самый крупный олень в лесах Липецкой области»
«Лошадь Пржевальского»