Конспект урока чтения в 3 классе.
Тема: М.М.Пришвин «Моя Родина».
Цель: познакомить учащихся с творчеством М.М.Пришвина.
Задачи: 1) учить детей грамотно формулировать и выражать свои мысли;
2) совершенствовать навыки чтения;
3) расширять кругозор и словарный запас учащихся;
4) развивать умение работать с текстом;
5) прививать любовь к природе, к Родине.
Ход урока.
1.Оргмомент. На слайде «Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам!»
2.Введение в тему.
-Что означает словосочетание «Люби живое»?
Откройте учебники с.57. Рассмотрите иллюстрации к разделу. Как вы думаете, о чем мы будем читать? (О животных . Авторы обращаются к нам: «Люби живое». Они хотят, чтобы мы бережно относились к природе, охраняли ее. )
-Вспомните писателей, которые писали о природе.
Чтобы писать о природе, нужно ее хорошо знать, быть очень внимательным и наблюдательным. Природа на латинском языке – натура. Писателей, которые изучают природу, пишут о ней, называют натуралистами.
Чтение на с.57
3. Новый материал.
1)Знакомство с биографией писателя.
-Сегодня мы познакомимся с удивительным человеком, страстно любившим природу. Это Михаил Михайлович Пришвин.
А)Пришвин родился в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии (теперь Орловская область), провел здесь свое детство. Среди громадного сада с тополевой, ясеневой, березовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. Это было настоящее дворянское гнездо. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.
Б) Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи».
В) Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он умел видеть обыкновенное, волшебное в самом простом .
Г) Его первая книга вышла в 1905 году и называлась «В краю непуганых птиц». Из названия ясно, что Пришвин решил писать книги о природе. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал.
Загадка о Родине
Прочитайте про себя стихотворение. Подумайте, где с какой интонацией нужно прочитать, в каком месте сделать паузу?
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых,
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
В. Степанов
-Как понимаете значение слова Родина?
-Подберите синонимы к слову Родина (Отчизна, Отечество, родные места, родной край, родная земля)
2)Первичное восприятие.
-Сегодня мы познакомимся с произведением М. Пришвина «Моя Родина».
-Понравилось ли вам произведение? Что именно?
-От чьего лица идёт повествование?
-О какой Родине малой или большой идёт речь в произведении?
-Определите жанр этого произведения.
-Рассказ такого вида называется ОЧЕРКОМ.
-Как думаете, почему именно этим очерком начинается раздел?
3) Словарная работа.
-Что такое сокровища, кладовая?
-А что означает выражение «кладовая солнца»? (лесная кладовая, кладовая морских глубин, подземная кладовая)
5. Работа с текстом.
1) Чтение «цепочкой» по 1 предложению.
2) Анализ произведения.
-Назовите тему очерка. (Родина).
-Кто является главным героем? (Автор).
С чего начинается Родина для маленького Пришвина?
-О каких детских воспоминаниях рассказывает М. М. Пришвин?
Подумайте, какие четыре слова объединены общим смыслом?
(мама, солнце, природа, Родина)
-Подберите родственные слова к слову Родина (род, родной, родители, родимый, рождение, родство, родственники, родинка)
-Подумайте, а слова Родина и природа имеют общий корень?
Выборочное чтение:
-Найдите и прочитайте, как по-особому готовилось молоко.
-Почему автор думает, что начинать работу нужно вместе с солнцем?
-Природа пробуждается. Подберите синонимы к этому слову (просыпается, встаёт)
-Какой литературный приём использовал автор в этом предложении? (олицетворение)
-В чем заключается «охота» писателя? Прочитайте.
-Попробуйте доказать, используя очерк, что Пришвин не только раскрывает красоту природы, но и
учит любить её, воспитывает бережное отношение к ней.
– Какие строки этой статьи самые главные?
– Согласны ли вы с призывом автора?
– Прочитайте еще раз выразительно эти строки.
Какова основная мысль этого произведения?) Охранять природу - значит охранять Родину.
Что это значит?.
-Ребята, как вы понимаете слово « охранять», давайте подберём к нему синонимы.
Наблюдать, беречь, заботиться, помогать, обогащать, любить.
- Что может сделать каждый из вас для охраны природы?
Надо беречь окружающую природу: цветы, кусты, деревья, птиц, зверей, растения и животных.
Вывод. Писатель не только показывает красоту и своеобразие природы, он призывает нас внимательно изучать ее и беречь все живое. Оберегая природу, мы сберегаем свою Родину.
Делим текст на смысловые части (4 части)
Составление плана:
1.Вкусный чай
-Какая интересная мысль появилась у писателя? (вставать до солнца)
2.Вставать до солнца
-В чём заключалась «охота» М.Пришвина?
3.Охота за «наблюдениями»
-К кому обращается автор в этой части? Как он вас называет? Кем вы являетесь по отношению к нашей природе? Как можно озаглавить?
4.Призыв к молодым друзьям
-Работа с пословицами.
-Составление синквейна
6. Подведение итогов.
-Что запомнили о М. М. Пришвине?
-Что такое «очерк»?
-Кого называют натуралистами?
-Чему научились на уроке?
-Дома нужно выучить последний абзац рассказа.
Оценки за урок.
V. Итог урока.
- Произведение какого автора мы прочитали?
- Что вы узнали о М. Пришвине?
VI. Домашнее задание
Начнем наш урок с разминки. Продолжите пословицы:
Кто много читает…
Чтение – лучшее…
Будешь книги читать…
– Так зачем же нам надо читать? (Ответы детей)
«Подружись с книгами и ты всегда найдешь ответ на любой вопрос». Слайд1
IV. Изучение новой темы
Постановка целей
Чему будете учиться, поставьте цель?
Я познакомлюсь… (с биографией писателя и произведением)
Узнаю, определю… (жанр произведения)
Буду тренироваться … (читать без ошибок, выразительно)
Выскажу … (своё отношение)
Учиться… (сотрудничать, активно работать)