СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения по теме: « Отражение нравственных ценностей в произведениях о Родине: любовь к родному краю. На примере произведения С.Т Романовского «Русь». Почему хлеб всегда связан с трудом, жизнью и Родиной».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения по теме: « Отражение нравственных ценностей в произведениях о Родине: любовь к родному краю. На примере произведения С.Т Романовского «Русь». Почему хлеб всегда связан с трудом, жизнью и Родиной».»

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»





Ф.И. практиканта:

Солдатова Марина

группа: ПНК-4А





Технологическая карта урока литературного чтения



Место проведения: МБОУ СШ №39, 2 «А» класс

Дата проведения: 24.10.23

Учитель: Глазкова Марина Алексеевна

(подпись)

Методист: Исаева Светлана Александровна

(подпись)



Дзержинск – 2023

Тема: Отражение нравственных ценностей в произведениях о Родине: любовь к родному краю. На примере произведения С.Т Романовского «Русь». Почему хлеб всегда связан с трудом, жизнью и Родиной.

УМК «Школа России».

Тип урока: Урок чтения и анализа литературного произведения.

Цель: знакомство с произведением С.Т Романовского «Русь».

Задачи:

Образовательные:

- формировать представление о жизни и творчестве С. Т. Романовского;

- формировать умение анализировать произведение и определять его главную мысль;

- формировать умение выразительно читать;

Развивающие:

- развивать умение строить устные монологические высказывания;

- развивать умение ставить учебную задачу и оценивать её реализацию;

- развивать умение читать по ролям;

-развивать умение осуществлять самоконтроль в ходе урока.

Воспитательные:

-воспитывать любовь к Родине посредством изучения произведения С.Т Романовского «Русь»;

-воспитывать уважительное отношение к хлебу.

Планируемые результаты:

Предметные:

- называют факты из биографии С. Т. Романовского;

-анализируют произведение и определяют его главную мысль;

- выразительно читают.

Метапредметные:

Познавательные:

- Читают по ролям.

Коммуникативные:

- Полно и развёрнуто отвечают на вопросы, доказывая свою точку зрения.

Регулятивные:

- Ставят учебную задачу и оценивают результат.

- Осуществляют самоконтроль в ходе урока.

Личностные:

- Называют, как бережно относиться к Родине;

- Называют, как бережно относиться к хлебу.

Оборудование:

Для учителя: учебник, презентация, интерактивная доска, карточки с произведением.

Для учеников: учебник

План урока:

  1. Орг. Момент (1 мин)

  2. Подготовка к первичному восприятию (7 мин)

  3. Первичное восприятие текста (5 мин)

  4. Проверка первичного восприятия (2 мин)

  5. Постановка учебной задачи (5 мин)

  6. Вторичное восприятие. Анализ текста (15 мин)

  7. Обобщение (4 мин)

  8. Рефлексия (5 мин)

  9. Домашнее задание (1 мин)



Ход урока

Этап урока

Задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, средства и формы работы

Формируемые УУД


Орг. момент

Настроить детей на предстоящую деятельность

- Здравствуйте! Садитесь. Напомню, меня зовут Марина Александровна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. На столах у вас должны лежать карточки с текстом.

Приветствуют учителя

Средства (речь учителя)

Форма (фронтальная)

РУУД: Осуществляют самоконтроль в ходе урока.


Подготовка к первичному восприятию

Создать в классе нужную эмоциональную атмосферу, настроить на восприятие изучаемого произведения

-Ребята, посмотрите на слайд. Что вы видите?

на – на – на – во дворе растет сосна;

но – но – но – завтра мы пойдем в кино;

ан – ан – ан – собери свой чемодан;

ин – ин – ин – вы ходили в магазин?

-Серёжа, прочитай чистоговорку.

-Теперь Даша.

-Давайте прочитаем все вместе.

-Давайте прочитаем первую строку так, будто мы злимся. Прочитай …

-А теперь прочитаем вторую строку, как будто мы радуемся. Прочитай …

-А теперь мы прочитаем третью строку, как будто мы удивляемся. Прочитай..

- А теперь мы прочитаем третью строку, как будто мы расстроены. Прочитай..

-Молодцы, ребята.

-ПРОВЕРКА ДЗ (спросить)

-Ребята, посмотрите на слайд, что на нём представлено?

-Ребята, а что для вас Родина?

-Ребята, а как вы думаете, как мы можем беречь нашу Родину?

- Ребята, а знаете ли вы, как называли нашу страну много лет назад?

-Ребята, раньше Россию называли Русь. В книгах слово Русь объясняют так:

«Русь – это страна, где тысячелетиями назад процветали славянская культура и душа. Это место величественных кремлей и соборов, невероятной природы и бескрайних просторов. Русь – это не только история и достопримечательности, но и гордость и национальная идентичность».

-Ребята, а вы знаете про такого замечательного автора, как С. Т. Романовском?

-Тогда слушайте внимательно.

Станислав Тимофеевич Романовский родился в старинном городке Елабуге. Слово "елабуга" в переводе с татарского означает "окунь". Городок этот расположен среди живописных рек и озёр, богатых рыбой.

После окончания Казанского университета Станислав Романовский работал учителем, затем редактором областной молодёжной газеты. В 1963 году вышла его первая книжка "Ломтик солнца". В своих произведениях писатель рассказывает о том, что знает и любит: о родной прикамской природе, о замечательных людях, живущих на нашей земле, об истории Отечества.

-Ребята, в каком городе родился С. Т. Романский?

-Как переводится это слово?

-В какой газете работал писатель?

-Ребята, а о чём любил писать

С. Т. Романовский?

-Молодцы, ребята. Вы внимательно меня слушали.

Чистоговорка














Слово Родина

Наша страна, поля, улицы

Не мусорить, сажать деревья и цветы, не убивать животных

Россия






Нет















Елабуга

Окунь

О своем крае, природе, Родине.


Методы (беседа)

Средства (речь учителя, презентация)

Форма: (фронтальная)

РУУД: Осуществляют самоконтроль в ходе урока.

ПУУД: Называют факты из биографии С. Т. Романовского;


Первичное восприятие текста

Чтение произведения

- Итак, произведение «Русь» Читаю рассказ.

Слушают

Методы (беседа)

Средства (речь учителя, учебник)

Форма: (фронтальная)

РУУД: Осуществляют самоконтроль в ходе урока.


Проверка первичного восприятия

Проверить, какие чувства вызвало произведение

- Что вы почувствовали?

- Какие эмоции вы испытывали, когда прослушивали произведение?

-Ребята, а как вы представляете себе Русь?

Гордость

Радость, восхищение

Нашу страну

Методы (беседа)

Средства (речь учителя)

Форма: (фронтальная)

РУУД: Осуществляют самоконтроль в ходе урока.

ПУУД: Анализируют произведение, и выделять его главную мысль в процессе чтения произведения С.Т Романовского «Русь»;

Постановка учебной задачи

Сформулировать задачи на предстоящую деятельность

-Ребята, мы с вами узнали определения слова Русь, но знаем ли мы, что Русь для С. Т. Романовского?

- Ребята, как вы думаете, какие задачи мы поставим перед собой на сегодняшний урок?

-Сформулировать задачи вам помогут фразы, представленные на слайде:

- Мы будем …

- Мы узнаем …

- Мы научимся …

Высказывают предположения по поводу учебных задач урока

Нет, не знаем





Читать

Что такое Русь

Читать по ролям

Методы (беседа)

Средства (речь учителя)

Форма: (фронтальная)

ПУУД: Анализируют произведение, и выделять его главную мысль в процессе чтения произведения С.Т Романовского «Русь»;

РУУД: Осуществляют самоконтроль в ходе урока.

Вторичное восприятие. Анализ текста.

Проанализировать произведение

-Молодцы! Чтобы лучше запомнить это замечательное произведение мы его прочитаем еще раз.

Ученик начинает читать рассказ.

-Откуда пришло к нам это слово – Русь? А как вы понимаете словосочетание «из седой древности»?

Продолжает читать рассказ другой ученик.

-Какие слова из прочитанного отрывка вы выделите?

-Что же такое Русь, по мнению автора? Найдите ответ в тексте и прочитайте его.

Заканчивает читать рассказ третий ученик.

-Ребята, что такое уста? Как вы понимаете фразу «из первых уст»?

-Где услышал автор второе объяснение слова «Русь»? Почему автор так говорит: «Тихо-смирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова»?

-С какими чувствами Анна Ивановна зашла в избу? Почему она радовалась?

-Чем поразила автора встреча с хозяйкой?

-Теперь мы ещё раз прочитаем отрывок разговора рассказчика с хозяйкой, только по ролям. -Читать будут 3 человека, роли: автор, главный герой, хозяйка.

-Ребята, как вы думаете, с какой интонацией говорит главный герой? А хозяйка?

-За главного героя читает Сережа, а за хозяйку Даша, а слова автора читает Влад.

(называю ещё одну пару).

-Так что же такое Русь? Как об этом говорит хозяйка? (2 варианта)

-Какие слова вызвали у автора радость?

-Ребята, а можно ли заплакать от радости? Когда?

-Прочитайте про себя последнее предложение.

-Как вы понимаете фразу «светоносная Русь»?

-А теперь прочитайте это предложение вслух и постарайтесь передать выраженную в нем любовь автора к своей Родине. (спрашиваю несколько человек).

-Ребята, Сергей Романовский очень любит свою Родину и своими произведениями учит любить её других.

-Ребята, найдите в тексте предложение со словосочетанием «Русая рожь».

-А как вы понимаете это выражение?

-Ребята, как вы думаете, какой продукт получается из ржи?

(показываю на слайде как выглядит).

- Из ржи делают только ржаную муку, которая прекрасно подходит для выпечки ржаного (чёрного) хлеба.

-Ребята, в старину из ржи делали кашу-сечку. Для этих целей рожь измельчали, секли в деревянном корытце, и варили ржаную кашу.

-Ребята, на слайде представлена пословица, как вы думаете, о чём она?

Хлеб всему голова.

-Во многих славянских языках слова «голова» и «главный» имеют один корень и родословную. Именно поэтому русскую пословицу «Хлеб - всему голова» можно трактовать как «хлеб - самый главный продукт на столе».

-Ребята, очень часто говорят, что хлеб связан с трудом, жизнью и Родиной? А как вы думаете, почему?

-Хлеб, раньше, в старину называли "жито", от слова "жить". По старинному русскому обычаю, нечаянно выпавший из рук хлеб, надо не только поднять и бережно обтереть, попросить у него прощения.

Хлеб символизирует изобилие, благополучие, достаток и тепло в доме.

-Ребята, а мы можем бережно относиться к хлебу?

-А как?

-Молодцы, ребята.




Читает

Очень давно




Русь, русские, Россия, россияне



Читает

Узнать сразу же



От хозяйки



Потому что цветок зацвел

Как хозяйка начала рассказывать про Русь

Читают


Удивление

Восхищение


Читают из текста

Читают из текста


От восхищения



Которая несёт свет










Это главный продукт на столе

Русая рожь-спелая

Спелая, красивая рожь

Хлеб



Потому что с давних пор люди хранят и берегут хлеб.









Да

Не бросать, передавать в руки.

Методы (беседа)

Средства (речь учителя, учебник)

Форма: (фронтальная)

РУУД: Осуществляют самоконтроль в ходе урока.

ПУУД: Анализируют произведение, и выделять его главную мысль в процессе чтения произведения С.Т Романовского «Русь»;

ПУУД: Выразительно читают.

ПУУД: Читают с нужной интонацией.

КУУД: Полно и развёрнуто отвечают на вопросы, доказывая свою точку зрения.


Обобщение

Обобщить полученные знания

-Итак, ребята, как называется рассказ, который мы сегодня читали?

-Кто его автор? А кто запомнил факты из биографии автора?

- О чём этот рассказ?


-Ребята, а как мы можем бережно относиться к Родине? К хлебу?

Русь


С. Т. Романовский

О том, как важно любить Родину

Не мусорить, сажать деревья

Не кидаться им

Методы (беседа)

Средства (речь учителя)

Форма: (фронтальная)

ПУУД: Анализируют произведение, и выделять его главную мысль в процессе чтения произведения С.Т Романовского «Русь»;

РУУД: Осуществляют самоконтроль в ходе урока.

РУУД: Осуществляют самоконтроль в ходе урока.

ПУУД: Анализируют произведение, и выделять его главную мысль в процессе чтения произведения С.Т Романовского «Русь»;

Домашнее задание

Провести инструктаж о выполнении домашнего задания


- Давайте запишем домашнее задание – нарисовать рисунок, как вы представляете себе Русь.

Записывают домашнее задание

Методы (беседа)

Средства (речь учителя)

Форма: (фронтальная)

РУУД: Осуществляют самоконтроль в ходе урока.


Рефлексия


Подведение итогов урока

- Ребята, наш урок подходит к концу.

-Как вы считаете, достигли мы задачу, которую ставили вначале урока? Активно работали на уроке ... и они получат оценки.

-На слайде вынесены незаконченные предложения-продолжите их.

Слушают

Да


Методы (беседа)

Средства (речь учителя)

Форма: (фронтальная)

РУУД: Ставят учебную задачу и оценивают результат.

РУУД: Осуществляют самоконтроль в ходе урока.