Вторичное восприятие. Анализ текста. | Проанализировать произведение | -Молодцы! Чтобы лучше запомнить это замечательное произведение мы его прочитаем еще раз. Ученик начинает читать рассказ. -Откуда пришло к нам это слово – Русь? А как вы понимаете словосочетание «из седой древности»? Продолжает читать рассказ другой ученик. -Какие слова из прочитанного отрывка вы выделите? -Что же такое Русь, по мнению автора? Найдите ответ в тексте и прочитайте его. Заканчивает читать рассказ третий ученик. -Ребята, что такое уста? Как вы понимаете фразу «из первых уст»? -Где услышал автор второе объяснение слова «Русь»? Почему автор так говорит: «Тихо-смирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова»? -С какими чувствами Анна Ивановна зашла в избу? Почему она радовалась? -Чем поразила автора встреча с хозяйкой? -Теперь мы ещё раз прочитаем отрывок разговора рассказчика с хозяйкой, только по ролям. -Читать будут 3 человека, роли: автор, главный герой, хозяйка. -Ребята, как вы думаете, с какой интонацией говорит главный герой? А хозяйка? -За главного героя читает Сережа, а за хозяйку Даша, а слова автора читает Влад. (называю ещё одну пару). -Так что же такое Русь? Как об этом говорит хозяйка? (2 варианта) -Какие слова вызвали у автора радость? -Ребята, а можно ли заплакать от радости? Когда? -Прочитайте про себя последнее предложение. -Как вы понимаете фразу «светоносная Русь»? -А теперь прочитайте это предложение вслух и постарайтесь передать выраженную в нем любовь автора к своей Родине. (спрашиваю несколько человек). -Ребята, Сергей Романовский очень любит свою Родину и своими произведениями учит любить её других. -Ребята, найдите в тексте предложение со словосочетанием «Русая рожь». -А как вы понимаете это выражение? -Ребята, как вы думаете, какой продукт получается из ржи? (показываю на слайде как выглядит). - Из ржи делают только ржаную муку, которая прекрасно подходит для выпечки ржаного (чёрного) хлеба. -Ребята, в старину из ржи делали кашу-сечку. Для этих целей рожь измельчали, секли в деревянном корытце, и варили ржаную кашу. -Ребята, на слайде представлена пословица, как вы думаете, о чём она? Хлеб всему голова. -Во многих славянских языках слова «голова» и «главный» имеют один корень и родословную. Именно поэтому русскую пословицу «Хлеб - всему голова» можно трактовать как «хлеб - самый главный продукт на столе». -Ребята, очень часто говорят, что хлеб связан с трудом, жизнью и Родиной? А как вы думаете, почему? -Хлеб, раньше, в старину называли "жито", от слова "жить". По старинному русскому обычаю, нечаянно выпавший из рук хлеб, надо не только поднять и бережно обтереть, попросить у него прощения. Хлеб символизирует изобилие, благополучие, достаток и тепло в доме. -Ребята, а мы можем бережно относиться к хлебу? -А как? -Молодцы, ребята. | Читает Очень давно Русь, русские, Россия, россияне Читает Узнать сразу же От хозяйки Потому что цветок зацвел Как хозяйка начала рассказывать про Русь Читают Удивление Восхищение Читают из текста Читают из текста От восхищения Которая несёт свет Это главный продукт на столе Русая рожь-спелая Спелая, красивая рожь Хлеб Потому что с давних пор люди хранят и берегут хлеб. Да Не бросать, передавать в руки. | Методы (беседа) Средства (речь учителя, учебник) Форма: (фронтальная) | РУУД: Осуществляют самоконтроль в ходе урока. ПУУД: Анализируют произведение, и выделять его главную мысль в процессе чтения произведения С.Т Романовского «Русь»; ПУУД: Выразительно читают. ПУУД: Читают с нужной интонацией. КУУД: Полно и развёрнуто отвечают на вопросы, доказывая свою точку зрения. |