СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме «Отражение темы Родина в произведении М.М. Пришвин «Моя Родина»: роль и особенности заголовка».
Задачи, направленные на реализацию поставленной цели.
Образовательные.
1.Продолжить знакомство с творчеством М.М.Пришвина.
2. Ввести в круг чтения новое произведение М.М. Пришвина из жанра «очерк».
3.Учить определять главную мысль произведения; комментировать значение заглавия произведения.
4.Развивать компоненты навыка чтения у учащихся, их творческую активность и фантазию.
5.Учить слушать и слышать художественное слово.
6.Учить видеть прекрасное, удивительное и необычное в окружающем нас мире, беречь всё живое; воспитывать бережное отношение к природе.
7.Совершенствование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности.
Развивающие.
1. Обеспечить условия для развития восприятия, воображения, мышления, памяти.
2. Развивать осмысленность и выразительность чтения.
Воспитательные.
1. Содействовать воспитанию патриотических чувств у учащихся.
2. Содействовать воспитанию бережного отношения к природе.
3. Создать условия для формирования навыков учебного сотрудничества.
4. Создать условия для формирования санитарно-гигиенических навыков.
5. Содействовать воспитанию интереса детей к чтению и обогащению их читательского опыта.
Конспект урока литературного чтения.
Тема. | Тема Родины в произведении М. М. Пришвина «Моя Родина». |
Автор. | Даншичева Марина Владимировна |
МОУ | МОУ « Усадищенская средняя общеобразовательная школа » д. Усадище, Волховского муниципального района, Ленинградской области. |
Должность. | Учитель начальных классов. |
Предмет. | Литературное чтение. |
Класс. | 3 класс. |
Время реализации урока:
| 3 четверть. 63 урок.1 урок в разделе «Люби живое». Всего на раздел отводится 13 часов, на данное произведение – 1 час. |
Учебно-методическое обеспечение | -УМК «Школа России». Литературное чтение. Учебник для 3 класса начальной школы. В 2 частях. Часть 2 / [Сост. Л. Ф. Климанова и др.] – 2 изд.: - М.: Просвещение, 2013, -презентация к уроку, -карточки с текстами для каждого ученика, -цветные круги для цветописи настроения, -выставка книг, -словари литературоведческих терминов, -аудиозапись «Колыбельные природы». |
Цель урока. |
Раскрытие темы Родины путём детального анализа произведения М. М. Пришвина «Моя Родина». |
|
|
Задачи, направленные на реализацию поставленной цели.
Образовательные.
1.Продолжить знакомство с творчеством М.М.Пришвина.
2. Ввести в круг чтения новое произведение М.М. Пришвина из жанра «очерк».
3.Учить определять главную мысль произведения; комментировать значение заглавия произведения.
4.Развивать компоненты навыка чтения у учащихся, их творческую активность и фантазию.
5.Учить слушать и слышать художественное слово.
6.Учить видеть прекрасное, удивительное и необычное в окружающем нас мире, беречь всё живое; воспитывать бережное отношение к природе.
7.Совершенствование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности.
Развивающие.
1. Обеспечить условия для развития восприятия, воображения, мышления, памяти.
2. Развивать осмысленность и выразительность чтения.
Воспитательные.
1. Содействовать воспитанию патриотических чувств у учащихся.
2. Содействовать воспитанию бережного отношения к природе.
3. Создать условия для формирования навыков учебного сотрудничества.
4. Создать условия для формирования санитарно-гигиенических навыков.
5. Содействовать воспитанию интереса детей к чтению и обогащению их читательского опыта.
Формирование УУД
Личностные:
1.Содействовать формированию основы для эмоционального переживания художественного текста.
2.Содействовать формированию начальных представлений о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах.
3.Содействовать формированию положительного отношения к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные:
1.Формулировать учебную задачу урока в минигруппе, принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.).
2.Составлять план работы по решению учебной задачи урока в минигруппе , предлагать совместно с группой план изучения темы урока.
3.Определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока.
4.Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
5.Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
6.Умение определять цель деятельности на уроке
7.Умение принимать и сохранять учебную цель и задачу.
8.Умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
Познавательные:
1.Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.
2.Определять основную идею произведения.
3.Содействовать формированию умений читать текст, понимать его содержание, пользоваться толковым словарѐм, понимать вопросы к тексту; анализироватьдоступные по содержанию художественные тексты.
4.Осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
5.Умение извлекать информацию из текста.
6.Умение делать выводы в результате совместной работы.
Коммуникативные:
1.Умение слушать и понимать других.
2.Умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.
3.Умение оформлять свои мысли в устной форме.
4.Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения.
5.Проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Строить связное высказывание из 7-8 предложений по выбранной теме.
6.Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента.
7.Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения.
Тип урока: комбинированный урок с использованием ИКТ и применением элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Оборудование | Персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран. |
Планируемые результаты.
Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать в соответствии с настроением и правилами синтагматического чтения, исправляя ошибки при повторном чтении текста; понимать художественный образ и способы его создания.
Технология | Развитие критического мышления через чтение и письмо; -информационно-коммуникационная; -учебное сотрудничество; -здоровьесберегающая Формы организации деятельности: -индивидуальная; -парная; -групповая; -фронтальная. |
Приёмы: | -чтение с остановками; -обращение к личному опыту учащихся; -прогнозирование; -кластер; -мозговой штурм; -инсерт; -синквейн; -взаимоопрос; -эссе. |
План проведения урока
Этапы урока | Временная реализация |
1. Организационный момент. | 2мин |
2.Читательская разминка. | 6 мин. |
3. Проверка домашнего задания. | 6 мин. |
4.Динамическая пауза. | 1мин. |
5. Стадия вызова. | 11 мин. |
6.Релаксационная пауза. | 1 мин. |
7.Стадия осмысления. | 12 мин |
8. Стадия рефлексии. | 5 мин |
9.Информация о домашнем задании | 1 мин |
Ход урока.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Время | ||||||
1. | Организационный момент Психологический настрой
|
Здравствуйте! Садитесь! Долгожданный дан звонок. Начинаем наш урок! Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? - Друзья мои, закройте глаза. Мысленно пошлите сердечное тепло друг другу, нашим гостям, которые отложили все свои важные дела, нашли время, чтобы прийти к нам на урок и посмотреть, чему мы научились. Скажите всем мысленно доброе спасибо. Я желаю всем удачи. Я верю в каждого из вас, знаю, что всё у нас получится! Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу. Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому что собрались здесь хорошие, добрые, сердечные люди. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека. - Сегодня на уроке нас ждут новые открытия и победы. Будем учиться читать вдумчиво, правильно и красиво. Пообщаемся с замечательным писателем, через его произведения, которые расскажут нам много нового и интересного. - Выберите кружок такого цвета, который соответствует вашему настроению. - Приятно видеть, что у большинства из вас прекрасное солнечное настроение. Надеюсь, оно сохранится до конца урока! |
Дети слушают организационное стихотворение. Дети выполняют просьбу учителя, психологически настраиваются на урок. 8 человек выбрали красный круг (Алексеев Е.,Павлова А., Афанасьева А., Пузанов И., Гордиенко Е., Лебедев М., Сережников М.,Иванова Д.); 6 человек – оранжевый круг (Меркер А., Рябов Я., Иванова Ж., Харламова А., Смирнов Е., Панов А..), 5 человек выбрали жёлтый круг (Белова Л, Логинов С.,Данилова В., Конопольская У,) У 2 человек (Киселёв.А., Данилов Н.,.) выбор пал на фиолетовый круг. | Личностные: формируем положительное отношение к обучению и целенаправленной познавательной деятельности | 2мин. | ||||||
2.
| Читательская разминка.
| Проводит систему упражнений на постановку правильного дыхания, развитие артикуляционного аппарата и дикции. -Как всегда, начинаем с читательской разминки, в ходе которой мы учимся правильно дышать, красиво говорить и читать. 1.Дыхательная гимнастика. Изображение цветка. - Вдохните аромат чудесного цветка. Вдох через нос, выдох через рот (4 раза). - Какие мысли и чувства посетили вас? - Может ребята знают? - Глядя на такую красоту, просто удивляешься, на что способна природа! 2. Артикуляционная гимнастика. - Переходим к артикуляционной гимнастике. Изображение улыбки. - Улыбнитесь друг другу, так, чтобы стали видны ваши красивые зубки. Вытяните губы вперёд трубочкой. Чередуйте улыбку с трубочкой. - Какое весёлое упражнение! 3. Работа с пословицей. Береги землю родимую, как мать любимую. - Прочитайте пословицу для себя. - Что можете сказать о прочитанном? - А какая мудрость здесь заключена? - Ребята, а какой литературный приём использован в пословице? - Интересно, почему? - Приятно слышать такие слова на уроке. Вы, безусловно, правы, друзья мои! Для каждого человека нет в этой жизни ничего ближе и роднее мамы и места, где он появился на свет, где родились его предки. - Какие ещё пословицы из этой группы вы знаете? - Молодцы! Вы меня радуете своими ответами. - Чтобы внести в работу дух соревнования поработаем в группах.(Дети заранее разделены на группы (10 и 11 человек). Группы «Мальчики» и «Девочки». Организует групповую работу учащихся. Подумайте, на какие слова пословицы падает логическое ударение, какую интонацию надо выбрать для чтения. - Послушаем мнение наших дорогих девочек. - Спасибо. Послушаем группу будущих мужчин. - Спасибо. - Вы показали, что умеете определять место логического ударения в пословице и выбирать подходящую интонацию для чтения. Обе точки зрения имеют право на существование. - Читательская разминка закончена. Работаете активно! Молодцы! Я надеюсь, что увижу поднятую руку Андрея, Лики, Веронички, Лёши и Никиты. Переходим к проверке домашнего задания. | Выполняют упражнения на постановку правильного дыхания, развитие артикуляционного аппарата и дикции. Афанасьева Анжелика: «Цветок очень красивый. Мне было приятно смотреть на него. Даже показалось, что чувствую его запах». Алексеев Евгений: «Мне понравились эти цветы! Как они называются?» Лебедев Максим: «Это васильки». Выполняют упражнение. Ожидаемый ответ: «Это пословица. Произведение устного народного творчества. Мудрое народное изречение. Тематическая группа – пословицы о Родине. Основная мысль: Родина для человека, как мать. Её надо любить и относиться бережно». Сережников Максим: «Это пословица. Краткое изречение, содержащее народную мудрость». Гордиенко Катя: «К Родине надо относиться бережно, как к маме». Пузанов Иван: «Родину надо защищать, оберегать от напастей». Иванова Даша: «Пословица относится к группе пословиц и поговорок о Родине». Смирнов Женя: «Я думаю, что здесь есть сравнение. Родина сравнивается с мамой». Рябов Ярик: « Мама – самый близкий, родной человек для каждого. Родина – место, где мы родились, ближе его и дороже нет». Афанасьева Анжелика: «Родина – мать, умей за неё постоять». Алексеев Женя: «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей!» Ожидаемый ответ: «Это побудительное предложение, поэтому интонация должна быть побудительная, призывная. Логическим ударением надо выделить слово «береги», «землю» и «мать». Идёт обсуждение в группах. Гордиенко Катя: «Мы думаем, что логическое ударение должно выделить слова «землю» и «мать». Интонация нужна побудительная». Группа хором читает пословицу. Сережников Максим: «Нам кажется, что надо выделить слово «береги». Мы выбрали интонацию спокойную, уверенную, убедительную». Группа хором читает пословицу. | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные: управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Личностные нравственно-этическая ориентация. Самоопределение: Формирование основ гражданской идентичности личности: чувства сопричастности своей Родине, народу и истории и гордости за них, ответственности человека за благосостояние общества; осознания этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России. Смыслообразование Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: — развития познавательных интересов, учебных мотивов; | 6мин | ||||||
3. | Проверка домашнего задания. | Поэтическая тетрадь № 1. Портреты С. Чёрного, С. Есенина, А. Блока. - Какое домашнее задание вы готовили к уроку? - Поднимите руки те, кто выучил стихотворение Саши Чёрного. - Очень приятно, что эти стихи нашли у вас отклик. - А кто отдал предпочтение стихам Сергея Есенина? - И поклонников Сергея Есенина в классе немало. - Остальные выбрали творчество Александра Блока. И я их понимаю. - К сожалению, мы не сможем всех послушать на уроке, но я обязательно найду время для этого и выслушаю всех желающих. - Мы послушаем стихи каждого автора в вашем исполнении. - Попросим Афанасьеву Анжелику прочитать стихотворение Саши Чёрного «Слон». - А почему, Анжелика, твой выбор пал именно на это стихотворение? - Спасибо, Анжелика. Ребята, давайте похвалим Анжелику за её прекрасное выступление. Организует работу по взаимной оценке выступлений учащихся. - Я согласна с Ваней, Анжелика, действительно, молодец. Она «пропустила стихотворение через себя», поставила себя на место героя и прочитала стих очень хорошо, с нужной интонацией, правильными паузами и логическими ударениями. Спасибо, Анжеличка! - Приятно видеть большое количество поднятых рук! Послушаем стихотворение Александра Блока в исполнении - Давайте оценим выступление Ярика. - Почему, Андрей? - Хорошо. Как тебе кажется, правильно ли твой друг выбрал интонацию для чтения? - Это существенное замечание. - У кого ещё есть мнение? - Мне, как и Андрею, понравилось то, что Ярик выучил стихотворение наизусть, обосновал свой выбор, передал при чтении нужную интонацию. Соглашусь я и с Катей, пауз было недостаточно, темп декламации должен быть помедленнее. Объясняется это волнением Ярика. - Спасибо, Ярик! Надеюсь, ты согласен с нашими замечаниями? - Послушаем стихотворение Сергея Есенина. Прочитает его выразительно Павлова Алёна.
- Пожалуйста, выскажитесь по поводу выступления.
- Не могу не согласиться с Дашей. Алёна читала проникновенно, подарила нам сегодня немного весеннего тепла. Спасибо,Алёна! - Ребята, как вы думаете, что общего в стихотворениях этой поэтической тетради?
- Молодцы! Этап урока прошёл отлично. Сегодня все готовы. Ребята замечательно прочитали стихи. Радует, что с каждым уроком вы всё лучше и лучше анализируете выступления ваших друзей. - Жаль, что нет возможности послушать все выступления. И всё же те, кого я не спросила, могут это сделать попозже. Я вас с удовольствием послушаю. Очень хочется рассчитывать на помощь экспертов Вани, Кати, Максима. | Логинов Сергей: «Мы учили наизусть понравившееся стихотворение». Руки подняли Афанасьева А.,Меркер А., Пузанов И, Лебедев М., Иванова Ж., Семёнов С., Гордиенко Е. Руки подняли Рябов Я., Иванова Д., Конопольская У., Смирнов Е., Харламова Н., Сережников М.,. Стихотворение Блока выучили Логинов С., Белова Л., Павлова А., Панов А., Алексеев Е., Киселёв А. Афанасьева А.: «Мне очень нравятся слоны. Они большие и добрые. Я видела слона в зоопарке. Мне было его жалко, ведь он был в клетке. И мне, как и герою стихотворения, очень хотелось сделать слонику что – нибудь приятное, чтобы отвлечь его от грустных мыслей». Афанасьева А. читает наизусть стихотворение Саши Чёрного «Слон». Оценивают выступления одноклассников. Пузанов Иван: «Мне очень понравилось то, как Анжелика прочитала стихотворение. Чтение было выразительным, ей удалось передать мысли и чувства, которыми поэт наполнил своё стихотворение» Рябов Ярик: «Я прочитаю стихотворение Александра Блока «Ветхая избушка». На зимних каникулах я отдыхал в деревне у бабушки. Мы с друзьями гуляли на улице и играли так же, как ребята из этого стихотворения». Рябов Ярик: читает наизусть стихотворение А. Блока «Ветхая избушка». Панов Андрей: «Мне понравилось, как выступил Ярик». Панов Андрей: «Он мне друг!» Панов Андрей: «Ярик читал выразительно и без остановок!» Гордиенко Катя: «Ярик выбрал нужную интонацию, но он торопился» Рябов Ярик: «Да, я волновался и заторопился поэтому». Павлова Алёна : «Мне очень понравилось стихотворение «Черёмуха», потому что, когда его читаешь, то представляешь весну, тёплое солнце, запах черёмухи. Я хочу, чтобы скорее кончилась холодная зима, и наступила весна». Павлова Алёна читает наизусть стихотворение Сергея Есенина «Черёмуха».
Иванова Даша: «Мне чтение Алёны понравилось. Она сумела передать чувство восхищения красотой черёмухи» Ожидаемый ответ: «Эти стихи написали люди, горячо любящие природу. Они умеют видеть необычное в обычном, ценят красоту родной природы и хотят научить и нас тому же». Сережников Максим: « Все стихи добрые и светлые. Они учат нас любить природу, родину, быть добрыми и отзывчивыми». Лебедев Максим: «Стихи красивые, они понятны нам и близки». | Личностные: смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом формируем положительное отношение к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Регулятивные: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий. Коммуникативные: управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | 6мин. | ||||||
4. | Динамическая пауза | В целях обеспечения сохранения здоровья учащихся на уроке проводит динамическую релаксационную паузу. - Пришло время отдохнуть. Дети по лесу гуляли. За природой наблюдали. Вверх на солнце посмотрели. И их лучики согрели. Солнце, выйди из-за тучки. Мы к тебе протянем ручки. Жить без солнышка нельзя! Ждёт тепло твоё Земля! | Физминутку проводят дежурные Семёнов Сергей и Данилова Вероника. | | 1 мин | ||||||
5. | Стадия вызова. | Создает учебную ситуацию, мотивирующую учащихся к учебной деятельности. Организует деятельность учащихся по актуализации имеющихся знаний. Организует учебную ситуацию, приводящую к осознанию неполноты или несовершенства знания - Ребята, напоминаю вам, что на нашей книжной полке организована выставка книг. - Какова её тематика? - Кто уже взял в библиотеке рекомендуемые книги? - Похвально, друзья мои! - Что тебя, Максим, смутило? - Какой ты, Максим, наблюдательный! Давайте все вместе подумаем, почему появилась эта книга на выставке. - Интересное предположение выдвинул Максим. Ещё гипотезы будут? - Все соглашаетесь с Максимом? И правильно делаете. Помните, в начале урока я обещала вам, что мы пообщаемся с замечательным писателем, который расскажет много нового и интересного. Так вот, как правильно предположил Максим, этим писателем сегодня будет Михаил Михайлович Пришвин. - Сейчас мы посмотрим, кто быстрее, мальчики или девочки, найдут фото Пришвина. Группам предлагается несколько портретов писателей. - Проверьте правильность выполнения задания по слайду.
Фотографии М. М. Пришвина.
- Молодцы! Отлично справились с заданием. - А что вы знаете об этом человеке?
- Всё верно. Признаться, мне хотелось услышать более содержательные ответы. -Давайте ещё раз прикоснёмся к жизненному пути Михаила Михайловича, узнаем новые факты его биографии. Группам раздаются карточки с текстами на каждого участника. - Сейчас вы прочитаете небольшие тексты, содержащие информацию о писателе. Ваша задача - извлечь эту информацию и поделиться ею с участниками другой группы, которые в свою очередь зададут вам вопросы по тексту. Читать тексты шёпотом, с фиксацией времени, начинаем по команде «Начали!», по сигналу «Стоп!» сделайте карандашом отметку в тексте и продолжайте чтение. - Попрошу мальчиков прочитать текст по цепочке. Стараемся читать выразительно. Девочки по ходу чтения обдумывают вопросы, которые можно задать ребятам по тексту.
Текст для мальчиков . Пришвин родился в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии (теперь Орловская область). Он провел здесь свое детство. Среди громадного сада с тополиной, ясеневой, березовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. Жилось в семье трудно. Мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, а до этого был длительный путь накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным краям. Пришвин был влюблен в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озера, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе. Приём «Взаимоопрос»
- Молодцы. Хорошо. Красиво прочитали текст, сумели ответить на грамотные вопросы одноклассников.
Текст для девочек. Михаил Михайлович Пришвин родился в 1873 году. Будучи ребёнком, он был убеждён, что все люди находятся во власти злого Кощея. Миша хотел быстрее вырасти и избавить людей от кощеева плена. Из первого класса гимназии мальчик убегает в солнечную и «золотую» страну Азию, чтобы найти место, где нет власти Кощея. Его, конечно, находят и возвращают в семью, но мечты о путешествии не оставляют будущего писателя. С дорожной сумкою и охотничьим ружьём он изучает сначала северные земли, затем азиатские степи. А вскоре рождаются и первые его книги о природе: « В краю непуганых птиц», « За волшебным колобком». Книги Пришвина – пример большой любви ко всему живому на Земле. Они интересны как взрослым, так и детям. Писать он мог только тогда, когда жил среди лесов и полей. Для детей вышли в свет его книги: «Матрёшка в картошке», «Ярик», «Ёж», «Луговка», «Лисичкин хлеб», «В краю дедушки Мазая», «Кладовая Солнца», «Зверь бурундук», «Журка», «Ребята и утята». - Послушаем чтение девочек. - Приятно, что с заданием справились обе группы. Молодцы! - Михаил Михайлович Пришвин один из любимых мною писателей. В своих произведениях он учит нас любить родную природу, видеть её незатейливую красоту, призывает понимать братьев наших меньших и помогать им. Я полностью согласна со словами Константина Паустовского, который сказал о Пришвине следующее. «Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то, прежде всего, эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина» Константин Паустовский. - По ходу нашей работы я прошла и посмотрела отметки, которые вы сделали в тексте по сигналу «Стоп!». Хочу отметить, показатели темпа чтения сегодня достаточно хороши. - Иванова Даша подготовила для вас выставку книг, которые можно взять в нашей школьной библиотеке. Сейчас она прорекламирует эти замечательные произведения.
- Спасибо, Даша. Я с тобой согласна, в произведениях Михаила Михайловича содержатся крайне интересные факты о природе, писатель помогает нам заметить необычное в обычных, казалось бы, вещах. Приём «Прогнозирование» - Вы были совершенно правы, когда выдвинули предположение о том, что сегодня мы познакомимся с произведением Михаила Пришвина. Именно оно и открывает новый раздел нашего учебника, который называется «Люби живое». - Кому непонятен смысл этих слов?
- Кто может объяснить их значение?
- Какие ещё будут мнения?
- Какие верные слова подобрали ребята! Трудно что-нибудь добавить. Всё правильно. - Как вы думаете, какие произведения встретятся в этом разделе?
- Давайте откроем учебник на странице 57. Иллюстрация к разделу и аннотация к нему поможет проверить предположение Ули. -Уля, о чём говорит тебе иллюстрация?
- Есть ли у кого – нибудь возражения? Все согласны с тобой, Уля. - Давайте прочитаем аннотацию к разделу. Используем чтение с пометами. Приём «Инсерт» - чтение с пометами.
- Друзья мои, есть ли в классе ребята, у которых была помета «новое»? - Очень приятно наблюдать за вашими диалогами, мои дорогие! Даша порадовала меня тем, уроки литературного чтения не проходят для неё даром! Молодец! Ты меня всегда внимательно слушаешь и, что самое главное, запоминаешь! Михаил Пришвин. «Моя Родина»(Из воспоминаний) - А вот как называется произведение, с которым мы сегодня познакомимся. - На какие размышления навёл вас этот заголовок?
- Интересные предположения. Насколько они верны, мы узнаем после прочтения произведения. - А какие у вас ассоциации со словом Родина? Составим кластер. - Отличные кластеры. Я тоже составила кластер. У меня есть совпадения с вашими понятиями. И есть дополнения: народ, душа, друзья, победа, мир. Родина начинается с нашего дома, с нашей семьи, с нашего города, со всего, что с ними связано, т.е. с Малой Родины – небольшой деревеньки Усадище. Наша деревня – часть большой страны России. Страна, прошедшая через многочисленные войны, одержавшая победу над многочисленными захватчиками, выступающая за мир во всём мире. Мы гордимся своей Отчизной, хотим быть её достойными гражданами. | Участвуют в учебной ситуации, осознают мотив и цель предстоящей деятельности, озвучивают цель, актуализируют имеющиеся знания, отвечают на вопросы учителя, выполняют предложенные задания, выявляют проблему и формулируют её. Ожидаемый ответ: «Выставка книг посвящена произведениям С. Чёрного, С. Есенина, А. Блока. Меркер Настя: «На выставке представлены поэтические произведения С. Чёрного, С. Есенина, А. Блока. Руки подняли Афанасьева А., Харламова Н., Павлова А., Пузанов И., Рябов Я., Лебедев М. Лебедев Максим: «Марина Владимировна! Почему появилась новая книга на выставке?» Лебедев Максим: «Это сборник рассказов Михаила Пришвина. Книга лишняя на выставке». Сережников Максим: «Наверняка, мы будем проходить рассказ Пришвина». Идёт обсуждение в группах.
Обе группы правильно находят портрет М. Пришвина. Ожидаемый ответ: «Михаил Михайлович очень любил природу. Все его произведения посвящены ей, проникнуты чувством любви ко всему живому. Мы читали такие его произведения, как «Ребята и утята», «Лисичкин хлеб», «Золотой луг» и др.» Иванова Даша: «Мы читали рассказ Пришвина «Ребята и утята». Писатель учит нас не обижать животных» Смирнов Женя: «Пришвин писал о природе». По команде «Начали!» учащиеся начинают одновременно читать текст с фиксацией времени. По истечении 30 секунд даётся команда «Стоп!». Учащиеся ставят помету на слове, которое прочитали последним и дочитывают текст до конца. После чтения мальчиков девочки задают вопросы. Гордиенко Катя: «Кем работал Пришвин до того, как стал писателем?» Пузанов Ваня: «Михаил Пришвин стал писателем в 30 лет, а до этого работал агрономом, учителем, библиотекарем» Павлова Алёна: «Где родился Михаил Михайлович?» Смирнов Женя: «Писатель родился в Орловской области» Меркер Настя: «О чём писал Пришвин?» Логинов Сергей: « Михаил Пришвин писал о родной природе».
Девочки читают текст по цепочке. Мальчики готовят вопросы. После чтения девочек мальчики задают вопросы. Сережников Максим: «В каком веке родился Пришвин?» Афанасьева Анжелика: «Пришвин родился в 1873 году. Это 19 век». Алексеев Женя: «Какая мечта была у писателя, когда он был маленьким?» Харламова настя: «Он мечтал освободить людей из плена Кощея». Панов Андрей: «Зачем Пришвин убежал из дома, когда учился в первом классе?» Иванова Женя: « Михаил Пришвин убежал в сказочную страну, чтобы найти место, где нет Кощея.
.
Иванова Даша: «Ребята, в нашей библиотеке есть много книг с произведениями Михаила Пришвина. Мне бы хотелось порекомендовать вам книги – сборники «Кладовая солнца», «Рассказы о животных», «Вася Весёлкин». В них вы найдёте много интересного, познавательного. Все произведения добрые, светлые и поучительные»
Руки поднимают Даниловы Вероника и Никита, Киселёв Алёша. Смирнов Женя: «Люби живое – это как просьба или совет. Люди должны с любовью относиться ко всему живому на Земле, беречь его и охранять» Гордиенко Катя: «Животные и растения нуждаются в помощи человека. Нельзя их уничтожать, они могут исчезнуть, а без них и человек погибнет».
Конопольская Уля: « Я думаю, что здесь мы прочитаем рассказы о растениях и животных». Учащиеся открывают учебник на странице 57. Конопольская Уля: «Она подтверждает моё предположение, ведь на ней изображены животные и растения». Учащиеся самостоятельно читают аннотацию к разделу и делают пометы. Афанасьева Анжелика: «Я сделала такую помету около слова «натуралистов»!» Панов Андрей: «А у меня здесь стоит помета «не понял»!» Иванова Даша: «Мы уже встречали это слово во 2 классе. Писатели – натуралисты пишут о природе»
Идёт обсуждение в группах. Сережников Максим: «Мы думаем, что в рассказе будет идти речь об Орловской области. Там родился Пришвин. Он расскажет нам о своём детстве». Гордиенко Катя: «Мы вспомнили, что сегодня на читательской разминке мы разбирали пословицу о Родине и говорили, что тема нового произведения будет такой же. По заголовку видно, что наша версия подтвердилась. Мы думаем, что Пришвин в своём произведении будет описывать красоту родных мест, которую он знает с детства».
В группах составляются кластеры. Группа девочек Группа мальчиков | Личностные: смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме смысловое чтение постановка и формулирование проблемы анализ объектов синтез выбор оснований и критериев для сравнения подведение под понятие формулирование проблемы установление причинно-следственных связей построение логической цепи рассуждений Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | 11 мин | ||||||
6. | Релаксационная пауза. | -Пришло время отдохнуть и расслабиться. Закройте глаза. Примите удобную позу. Можно встать. Представьте, что вы находитесь в самом дорогом вашему сердцу уголке природы. Слушайте музыку, отдыхайте. Звучит аудиозапись «Колыбельная природы». - Я надеюсь, что все отдохнули. Поднимите руки те, кому удалось мысленно перенестись из класса. - Вашему воображению можно позавидовать! | Дети слушают музыку. | | 1 мин | ||||||
7. | Стадия осмысления. | Организует деятельность учащихся; Отслеживает степень активности работы; Консультирует; Служит источником информации; Предлагает различные приёмы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном; Обеспечивает сохранение интереса к изучаемой теме.
- Сейчас вы прочитаете произведение Михаила Михайловича Пришвина про себя. Проверьте, подтверждаются ли выдвинутые гипотезы. Читаем вдумчиво. При возникновении вопроса делаем в тексте пометку карандашом. Выявление первичного восприятия. - Подтвердились ли ваши предположения?
- Для кого написано произведение?
Приём «Мозговая штурм». - Давайте определим жанр произведения.
Рассказ, басня, очерк, стихотворение в прозе, сказка, небылица, научно–познавательная статья. - Докажите ответ.
- Да, действительно понятие «очерк» вам незнакомо. - Как выйти из этой проблемной ситуации? - Я попрошу девочек найти значение слова «рассказ», а мальчики поищут в словаре лексическое значение слова «очерк».
На слайде даётся определение понятий «рассказ» и «очерк». - Какой же жанр выбираем?
- Вы совершенно правы, друзья. Данное произведение является очерком. В рассказе писатель изображает события, которые в действительности могли и вовсе не происходить или могли не происходить так, как он их изобразил. В очерке точно изображаются события, происходившие в реальной жизни, участники которых существовали в действительности. Поэтому произведение Пришвина «Моя Родина» является очерком. Аналитическое чтение. Анализ фактического содержания произведения. Приём «Чтение с остановками» - Читаем очерк Пришвина по цепочке. Ищем ответы на возникшие вопросы.
1 остановка. Мать вставала рано, до солнца. - Ребята, а как это «до солнца»? 2 остановка. - А кто из вас пробовал чай с молоком? - С чего же начинаются воспоминания писателя о Родине? - Как ты думаешь, почему? - Мама – человек, подаривший нам жизнь. Каждый из нас, вспоминая детство, думает, прежде всего, о маме, о её ласковых руках, добрых глазах, нежной улыбке. Вот и для маленького Пришвина воспоминания о родине начинаются с образа мамы. 3 остановка. Это угощение решило мою жизнь в хорошую сторону… - Кто поможет Андрею?
- Спасибо, Катя! Всё доходчиво объяснила. - Ребята, я думаю здесь можно закончить первую часть очерка. Предлагайте заголовки.
- Отличные заголовки. Продолжим чтение. 4 остановка. - Что рассказывает Михаил Михайлович Пришвин дальше?
Потом и в городе я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда весь животный и растительный мир пробуждается и тоже начинает по-своему работать. - Он пробуждался вместе с животным и растительным миром. О чём это говорит? 5 остановка. - Какое значение Пришвин придаёт раннему подъёму?
- Кто хочет поспорить с этим утверждением?
- Люди разные. Есть «жаворонки», которые встают рано, а есть и «совы», которые любят поспать. Лично я согласна с писателем, если вставать рано, будешь здоров, многое успеешь и сможешь. - Как можно озаглавить вторую часть очерка?
- Вы подобрали удачные заголовки. 6 остановка. После чаю я уходил на охоту… Моя охота была и тогда и теперь – в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел, и, может быть, и никто ещё в своей жизни с этим не встречался… - Действительно, ребята, как охотился писатель?
- Как можно озаглавить эту часть?
- Молодцы! - Следующую заключительную часть разрешите прочитать мне. Учитель выразительно читает заключительную часть. 7 остановка. - Что можете сказать о прочитанном?
- Помогите Насте разобраться.
Кладовая – место, где хранятся ценности. - Замечу, что писатель говорит, что природа – кладовая солнца. Солнце – источник жизни на Земле, без него не обойтись людям, животным и растениям. - А что такое «сокровища жизни»?
Сокровища – то, что представляет какую – то ценность. - Какое предложение из этой части можно использовать в качестве заголовка?
- Почему вы так решили? - А как вы поняли идею очерка Пришвина? - Ярик прав. Природа для каждого живого существа – мать. Мы её дети. Относиться к ней каждый из нас должен бережно, как к самому дорогому и родному. Писатель не только показывает красоту и своеобразие природы, он призывает нас внимательно изучать её и беречь всё живое. Ибо, оберегая природу, живое, мы сберегаем свою Родину. Анализ эмоционально – образного содержания произведения. - Подумайте и выберите ключевые слова для очерка Михаила Пришвина.
Лес, мама, животные, солнце, растения, природа, Родина, молоко, восход. - Друзья мои, а почему Пришвин объединил их в одном рассказе?
- Согласна с тобой. Трудно представить нашу жизнь без этих простых, казалось бы, вещей. Дороги они и для Пришвина. - Посмотрите следующий слайд. Выберите однокоренные слова. Родина, рождение, родители, продовольствие, родство, родимый, огород, родной, природа, пригород. - У вас одно несовпадение. Слово «природа». Каким корнем объединены слова? - Спорная ситуация! Давайте вы поищете информацию на этот счёт после урока. Завтра выясним, какая группа сделала правильный выбор. | Осуществляет контакт с новой информацией; Сопоставляет информацию с имеющимся знанием и опытом; Акцентирует внимание на поиске ответов на вопросы; Выявляет неясности и ставит новые вопросы; Отслеживают процесс знакомства с новой информацией; Проводят классификацию, градацию; Готовятся к анализу и обсуждению прочитанного и услышанного. Учащиеся читают текст самостоятельно про себя. Пузанов Ваня: «Наши предположения подтвердились. Пришвин рассказал нам о своём детстве. Он вспоминает маму». Рябов Ярик: «Михаил Пришвин написал его для детей. Он учит нас охранять природу, любить Родину». Идёт обсуждение в группах.
Семёнов Сергей: «Мы думаем, что это рассказ» Смирнов Женя: «Здесь идёт сообщение о событиях, которые были в реальной жизни писателя». Афанасьева Анжелика: «Нам тоже кажется, что это рассказ, но мы не знаем, что такое «очерк». Логинов Сергей: «Надо обратиться к словарю». Учащиеся в группе работают с Кратким словарём литературоведческих терминов. Меркер Настя: «Рассказ – небольшое произведение, посвящённое обычно отдельному событию в жизни человека, без детального изображения того, что с ним было до и после этого события». Рябов Ярик: «Очерк – один из видов повествовательной литературы, который отличается от других её видов (роман, повесть, рассказ) достоверностью. Это небольшой документальный рассказ о жизни, людях, природе, искусстве и т.д.» Афанасьева Анжелика: «Мы думаем, что определение очерка подходит больше к произведению Пришвина». Пузанов Ваня: «Мы согласны с девчонками!».
Учащиеся читают текст по цепочке, и попутно идёт обсуждение и комментирование. Павлова Алёна: « Мама вставала очень рано, ещё до восхода солнца, когда ёще было темно». Семёнов Сергей: «Пришвин говорит о маме». Семёнов Сергей: «Мама - самый родной и близкий человек». Панов Андрей: « Я не понял это предложение».
Гордиенко Катя: «Жизнь писателя изменилась в лучшую сторону. Он научился рано вставать и поэтому успевал переделать все дела». Обсуждение вариантов заголовков в группах. Мальчики: «Воспоминания о детстве». Девочки: «Вкусный чай».
Иванова Женя: «Пришвин сохранил привычку вставать рано на всю жизнь». Семёнов Сергей: «Пришвин жил в городе».
Конопольская Уля: «Писатель очень любит природу». Смирнов Женя: «Он говорит, что, когда люди встают рано, то они здоровые, радостные и счастливые».
Панов Андрей: «Я люблю спать долго. Если рано встаю, у меня плохое настроение».
Мальчики: «Восход солнца». Девочки: « Поднимайтесь с солнцем!»
Харламова Настя: «За чем охотился Пришвин? Я не поняла». Иванова Даша: «Мне кажется, что Пришвин искал в лесу красивые места, наблюдал за животными, любовался растениями». Белова Лика: «Он искал что – нибудь необычное в природе».
Мальчики: «Охота за находками». Девочка: «Необычная охота».
Павлова Алёна: «В этой части писатель обращается к читателям. Он просит нас охранять природу». Пузанов Ваня: «Пришвин говорит о том, что надо бережно относиться к животным». МеркерНастя: « У меня возникли вопросы по второму предложению. Что такое «кладовая солнца с великими сокровищами жизни»? Лебедев Максим: «Пришвин называет кладовой природу. Природа хранит всё, что нужно для человека».
Гордиенко Катя: « Я думаю, что это всё живое: растения и животные».
Обсуждение в группах. Мальчики и девочки: «Охранять природу – значит охранять Родину».
Лебедев Максим: «В этих словах заключена главная мысль всего произведения». Рябов Ярик: «Люди должны беречь родную природу, охранять её. Она для нас как мама, как Родина».
Идёт обсуждение в группах.
Мальчики и девочки: мама, солнце, природа, Родина.
Сережников Максим: «Эти слова важны для каждого человека. Природа и солнце – источники жизни. Родина – место, где человек родился. Мама – женщина, которая подарила жизнь». Мальчики: Родина, рождение, родители, родство, родимый, родной, природа. Девочки: Родина, рождение, родители, родство, родимый, родной. Иванова Даша: «Эти слова имеют корень «род». Нам кажется, что в слове природа корень «природ». | Личностные: смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом Регулятивные: планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; смысловое чтение самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область анализ объектов с целью выделения признаков синтез — составление целого из частей выбор оснований и критериев для сравнения подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия постановка вопросов разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | 12 мин | ||||||
8. | Стадия рефлексии. | Организует рефлексивную деятельность учащихся; Создает условия проведения рефлексии, обмена мнениями; Организует обсуждение, задает вопросы. Побуждает к дальнейшему расширению информационного поля (ближайший вектор развития). Создает условия для соотнесения новой информации и имеющихся знаний, выработки собственной позиции и оценки процесса. - Подводя итоги нашего общения, мне хочется, чтобы вы увидели определение слова «Родина», которое я нашла в толковом словаре Ожегова.
Родина - отечество, страна, в которой человек родился, гражданином которой он состоит. Отечество – страна предков (отцов) человека. - Предлагаю вам составить синквейн к сегодняшнему уроку. Правила написания синквэйна: 1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). 2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). 3. Третья строка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. 4. Четвертая строка - предложение из четырех слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней. 5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Отличные синквейны. Видно, что вы вложили душу в процесс их составления! А у меня родился вчера вечером такой стих: Родина! Любимая, святая! Горжусь, тружусь, не променяю! Мира, благоденствия желаю! Россия – сторона родная! - Надеюсь, друзья, что обращение Михаила Михайловича Пришвина дойдёт до вашего разума и сердца. Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину. Михаил Пришвин. - Подведём итоги. Поделитесь своими мыслями и чувствами. - Что показалось интересным на уроке? А что вызвало затруднения?
- А чем отличается рассказ от очерка?
- Что вынесли вы из заочного общения с Михаилом Михайловичем Пришвиным?
- Совершенно верно, Уля. Пришвин называет нас с вами хозяевами природы. Почему?
- Именно так! Запомните, друзья мои, сильный должен быть добрым. -Выберите круг, цвет которого отражает ваше теперешнее настроение.
- Я вижу, что настроение у вас хорошее, как и в начале урока. Я рада, что вы сумели сохранить его в ходе такого напряжённого урока. - Сегодня каждый из вас внёс вклад в общую работу. Особенно хочется отметить учеников, которые декламировали стихи замечательных русских поэтов. Это Афанасьева Анжелика и Рябов Ярик, Павлова Алёна. Ребята также активно работали весь урок. Они получили оценку «отлично». Пузанов Иван, Сережников Максим, Лебедев Максим, Гордиенко Екатерина отвечали на вопросы правильно, активно работали в группах, объективно оценивали друзей. Эти ребята достойны отметки «5». Я думаю, надо поблагодарить и Иванову Дашу, которая организовала на уроке отличную выставку книг, познакомила нас с ней и была готова ответить на любой вопрос. Даша также получает «5» . Смирнов Евгений, Меркер Анастасия, Семёнов Сергей, Конопольская Уля, Алексеев Евгений старались, активно работали, но их ответы не всегда были точны. Они получают отметку «4». - Я вижу, как светятся ваши глаза. Я верю в то, что каждый из вас станет заботливым хозяином кладовой солнца. Помните, что её сокровища принадлежат вам. Сберегите их для будущих поколений. Будьте достойными гражданами своей великой Родины! | Обмениваются мнениями; Отвечают на вопросы; Систематизируют новую информацию; Отбирают наиболее важную информацию; Высказывают оценочные суждения; Выражаю новые идеи собственными словами; Самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи; Ставят новые цели. Учащиеся в группах составляют синквейн. Мальчики: 1.Родина 2.Красивая, лучшая 3Растит, кормит, защищает. 4.Родину берегите и защищайте. 5.Отечество.
Девочки: 1.Родина 2. Заботливая, прекрасная. 3. Любить, гордиться, помнить. 4. Мы любим свою Родину. 5. Россия.
Семёнов Сергей: «Интересно было узнать о том, что маленький Пришвин хотел освободить людей от рабства Кощея!» Смирнов Жкеня: «Мы прочитали поучительное произведение Пришвина, ещё раз поговорили о том, что ко всему живому надо относиться бережно». Афанасьева Анжелика: « Сначала показалось простым определить жанр произведения, а всё оказалось не так просто. Мы узнали, что Пришвин написал очерк». Ожидаемый ответ: В рассказе имеет место вымысел. В очерке излагается достоверная информация. Пузанов Ваня: «Очерк и рассказ похожи, но в очерке нет придуманного, вымышленного. В очерке написано всё так, как было на самом деле». Конопольская Уля: «Пришвин хотел, чтобы люди, которые прочитали его очерк, стали бережно относиться к природе, помогали животным и растениям».
Лебедев Максим: «Люди очень сильные. У них есть всё, чтобы управлять природой».
Пять человек выбрали красный круг (Киселёв А., Алексеев Е., Белова Л., Данилов Н., Панов А.), 6 человек – оранжевый круг (Пузанов И., Афанасьева А., Иванова Ж., Семёнов С., Логинов С., Харламова Н.), 10 человек выбрали жёлтый круг (Иванова Д., Гордиенко К., Сережников М., Рябов Я., Меркер Н.. Конопольская У., Данилова В., Смирнов Е., Лебедев М., Павлова А.)
| Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется нравственно_этическая ориентация Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область анализ объектов с целью выделения признаков синтез — составление целого из частей выбор оснований и критериев для сравнения подведение под понятие, выведение следствий установление причинно-следственных связей доказательство выдвижение гипотез и их обоснование Коммуникативные: управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка | 5 | ||||||
9. | Информация о домашнем задании. | Предлагает домашнее задание в соответствии с результатами урока, целей следующего урока. Осуществляет дифференцированный и индивидуальный подход при выборе домашнего задания, учитывает деятельность учащихся на уроке, их способностей и возможностей. - Дома, друзья мои, постарайтесь найти информацию для разрешения нашего спорного вопроса. Это задание есть на странице 59 №5. - Я предлагаю выбрать один из посильных для вас вариантов домашнего задания. 1 вариант. Написать эссе «Моя Родина». 2 вариант. Нарисовать иллюстрацию к произведению М. Пришвина «Моя Родина». Отработать выразительное чтение очерка. 3 вариант. Выучить наизусть последнюю часть очерка М. Пришвина. - Урок окончен. Всем спасибо за содержательное общение и плодотворную работу! | Выбирают вариант домашнего задания в соответствии со своими интересами и возможностями. | | |
Самоанализ урока литературного чтения.
Тип урока: комбинированный урок с использованием ИКТ и применением элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Время реализации урока: 3 четверть. 63 урок.1 урок в разделе «Люби живое». Всего на раздел отводится 13 часов, на данное произведение – 1 час. Тема урока: Тема Родины в произведении М. М. Пришвина «Моя Родина» |
Цель урока: раскрытие темы Родины путём детального анализа произведения М. М. Пришвина «Моя Родина».
Задачи, направленные на реализацию поставленной цели.
Образовательные.
1.Продолжить знакомство с творчеством М.М.Пришвина.
2. Ввести в круг чтения новое произведение М.М. Пришвина из жанра «очерк».
3.Учить определять главную мысль произведения; комментировать значение заглавия произведения.
4.Развивать компоненты навыка чтения у учащихся, их творческую активность и фантазию.
5.Учить слушать и слышать художественное слово.
6.Учить видеть прекрасное, удивительное и необычное в окружающем нас мире, беречь всё живое; воспитывать бережное отношение к природе.
7.Совершенствование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности.
Развивающие.
1. Обеспечить условия для развития восприятия, воображения, мышления, памяти.
2. Развивать осмысленность и выразительность чтения.
Воспитательные.
1. Содействовать воспитанию патриотических чувств у учащихся.
2. Содействовать воспитанию бережного отношения к природе.
3. Создать условия для формирования навыков учебного сотрудничества.
4. Создать условия для формирования санитарно-гигиенических навыков.
5. Содействовать воспитанию интереса детей к чтению и обогащению их читательского опыта.
Формирование УУД
Личностные:
1.Содействовать формированию основы для эмоционального переживания художественного текста.
2.Содействовать формированию начальных представлений о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах.
3.Содействовать формированию положительного отношения к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные:
1.Формулировать учебную задачу урока в минигруппе, принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.).
2.Составлять план работы по решению учебной задачи урока в минигруппе , предлагать совместно с группой план изучения темы урока.
3.Определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока.
4.Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
5.Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
6.Умение определять цель деятельности на уроке
7.Умение принимать и сохранять учебную цель и задачу.
8.Умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
Познавательные:
1.Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.
2.Определять основную идею произведения.
3.Содействовать формированию умений читать текст, понимать его содержание, пользоваться толковым словарѐм, понимать вопросы к тексту; анализировать доступные по содержанию художественные тексты.
4.Осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
5.Умение извлекать информацию из текста.
6.Умение делать выводы в результате совместной работы.
Коммуникативные:
1.Умение слушать и понимать других.
2.Умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.
3.Умение оформлять свои мысли в устной форме.
4.Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения.
5.Проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Строить связное высказывание из 7-8 предложений по выбранной теме.
6.Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента.
7.Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать в соответствии с настроением и правилами синтагматического чтения, исправляя ошибки при повторном чтении текста; понимать художественный образ и способы его создания.
Учебно-методическое обеспечение | Учебник: Литературное чтение. Учебник для 3 класса начальной школы. В 2 частях. Часть 2 / [Сост. Л. Ф. Климанова и др.] – 2 изд.: - М.: Просвещение, 2013, -мультимедийное оборудование, - презентация к уроку, -карточки с текстами для каждого ученика, - цветные круги для цветописи настроения, -выставка книг -словари литературоведческих терминов, -аудиозапись «Колыбельные природы». |
|
|
Краткая психолого-педагогическая характеристика класса.
В классе 21 человек.
1.Алексеев Евгений.
2. Афанасьева Анжелика
3.Белова Лектория
4.Гордиенко Екатерина
5.Данилова Вероника.
6.Данилов Никита
7.Иванова Дарья.
8.Иванова Евгения.
9.Киселёв Алексей.
10.Конопольская Ульяна.
11.Лебедев Максим.
12.Меркер Анастасия.
13. Павлова Алёна.
14.Панов Андрей.
15.Пузанов Иван.
16. Сережников Максим.
17.Смирнов Евгений.
18. Рябов Ярослав
19. Семёнов Сергей
20. Логинов Сергей
21.Харламова Анастасия
В классе 10 девочек и 11 мальчиков. Возрастной состав: 2005 года рождения – 1 человек (Афанасьева Анжелика), 2006 года – 17 человек, 2005 года – 3 человек). Согласно медицинским показателям, из общего количества учащихся I группу здоровья имеют 17 человек (Афанасьева А., Алексеев Е., Белова Л., Данилов Н., Данилова В., Иванова Е., Киселёв А., Лебедев М., Конопольская У., Киселёв А., Логинов С., Павлова А., Панов А., Пузанов И., С., Сережников М., Смирнов Е., Рябов Я.), II группа здоровья - 4 человека (Гордиенко Е., Меркер А., Иванова Д., Харламова А.) В полных семьях воспитываются 13 человек ,неполные семьи с матерью у 8 человек .
По результатам успеваемости, проявлению познавательной активности, класс можно условно поделить на три группы. Первая группа это дети с достаточно высоким уровнем познавательной активности, отличающиеся повышенным интересом к обучению и сформированностью компонентов учебной деятельности (Афанасьева Анжелика, Гордиенко Екатерина, Лебедев Максим, Пузанов Иван, Сережников Максим, Иванова Дарья, Павлова Алёна, Рябов Ярослав, Алексеев Евгений, Конопрольская Ульяна). У этих детей доминирует продуктивный способ чтения, что проявляется в понимании прочитанного, хорошем уровне сформированности читательских умений.
Второй группе учащихся (Белова Лектория, Семёнов Сергей, Панов Андрей, Иванова Евгения, Меркер Анастасия, Смирнов Евгений, Харламова Анастасия) характерна невысокая познавательная мотивация, отсутствие стабильного интереса на уроках основного цикла (математика, чтение, русский язык), средний уровень развития познавательных процессов (память, восприятие, мышление). У этой группы детей преобладает непродуктивный способ чтения со всеми вытекающими отсюда последствиями: средним уровнем сформированности технической стороны навыка чтения и читательских умений.
Третью группу учащихся (Данилова Вероника, Данилов Никита, Киселёв Алексей, Логинов Сергей) отличает низкий уровень познавательной активности и, как следствие ограниченный кругозор, несформированность произвольной регуляции психических процессов (рассеянность внимания, непреднамеренное восприятие), несформированность мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование), низкий уровень зрительного и слухового сосредоточения. Это дети, так называемой, группы риска. Они воспитываются в неблагополучных семьях. Техника чтения, способ чтения, понимание прочитанного, способность к анализу и связному пересказу у них находится на невысоком уровне.
Атмосфера в классе и эмоциональный климат в целом положительные. Заслуженным авторитетом пользуются Пузанов Иван, Сережников Максим, Афанасьева Анжелика, Иванова Дарья. Павлова Алёна, Гордиенко Катя . Объясняется это хорошей эрудицией ребят, их коммуникативными и организаторскими способностями.
Класс достаточно дружный. Дети внимательны друг к другу, открыты к общению, доброжелательны, отзывчивы. У них складываются хорошие отношения и с другими учащимися школы, они редко являются инициаторами конфликтов, наоборот стараются избегать возникновения конфликтных ситуаций, либо сгладить уже имеющиеся. Мои ученики охотно принимают участие во внутришкольных мероприятиях.
В соответствии с типом урока предусмотрена следующая структура, наиболее рациональная для решения задач урока.
Этапы урока | Временная реализация |
1. Организационный момент. | 2мин |
2.Читательская разминка. | 6 мин. |
3. Проверка домашнего задания. | 6 мин. |
4.Динамическая пауза. | 1мин. |
5. Стадия вызова. | 11 мин. |
6.Релаксационная пауза. | мин. |
7.Стадия осмысления. | 12 мин |
8. Стадия рефлексии. | 5 мин |
9.Информация о домашнем задании | 1 мин |
Важнейшая задача урока – формирование универсальных учебных действий:
Через организацию пространства поиска, диалога, творчества;
Через обмен содержанием субъективного опыта между учениками;
Через общение с учениками на принципах сотрудничества;
Через включенность каждого ученика в работу класса.
Урок построен в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов технологии развития критического мышления учащихся.
На сегодняшний день современный урок немыслим без «тактики сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Чтобы вовлечь ребят в учебу, необходимы все новые и новые формы урока, где за основу берется формирование универсальных учебных действий учащихся.
Такая форма проведения урока существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечила работу всего класса, позволила учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» их мышление.
В основу построения данного урока положены коммуникативные универсальные учебные действия, наилучшим образом способствующие реализации одной из главных задач обучения: работе с различными видами информации. Для этого использованы следующие приемы:
-прием «Составление кластера»- учит принимать различные точки зрения на вопрос, договариваться, находить общее решение;
-творческий прием «Синквейн» - умение договариваться, убеждать, уступать, аргументировать, находить общее решение.
Познавательные универсальные учебные действия формировались на всех стадиях урока:
1. Стадия вызова – приемы «Взаимоопрос», «Прогнозирование», «Инсерт», «Кластер» - установление причинно-следственных связей, выбор наиболее эффективных способов решения проблемы, последующая рефлексия выбранных способов.
2. Стадия осмысления – прием «Мозговой штурм», «Чтение с остановками».
Здесь формируются целый блок познавательных УУД. Это:
общеучебные умения: структурирование и моделирование знаний, извлечение необходимой информации, умение строить речевое высказывание;
логические: анализ текста, выбор оснований, логические связи и доказательство.
3. Стадия рефлексии – прием «Синквейн».
общеучебные: умение строить речевое высказывание в письменной форме, контроль и оценка результата;
универсальные: анализ с целью выделения признаков.
В течение всего урока формировались регулятивные универсальные учебные действия:
прогнозирование темы урока;
целеполагание урока;
волевая саморегуляция при самостоятельной работе;
осознание качества и уровня усвоения учебного материала.
Методы обучения и используемые приемы ТРКМ(технологии развития критического мышления) послужили способом создания максимальных условий для активной мыслительной деятельности учащихся. Выбранные мною методы и приемы ТРКМ соответствовали, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся.
Постаралась, чтобы задания, которые предлагаются детям быстро сменяли друг друга, были яркими, запоминающимися, заставляли учащихся мобилизовать свои силы и все имеющиеся в арсенале знания, умения и навыки.
На протяжении всего урока использовала: практические, логические задания, мультимедийные средства для формирования интереса к предмету.
Для организации деятельности учащихся на уроке применила различные формы работы с детьми:
фронтальная (в ходе организационного момента, читательской разминки);
групповая (стадия вызова, стадия осмысления, стадия рефлексии);
работа в парах (в ходе психологического настроя);
индивидуальная ( в ходе читательской разминки, стадия вызова, домашнее задание).
Способы взаимодействия продуманы с учетом индивидуальных способностей учащихся и их интересов. При подготовке к уроку мною были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности, а также уровень развития учащихся, психологические особенности детей. Активность и работоспособность ребят на уроке хорошая.
В ходе организационного момента при использовании здоровьесберегающей технологии постаралась создать рабочую атмосферу и положительный эмоциональный настрой на уроке.
На этапе постановки цели урока включила приём цветописи настроения для поддержания благоприятного эмоционального фона. На заключительном этапе этот приём позволил мне получить информацию о степени комфортности психического состояния каждого ребёнка.
Учебный материал для читательской разминки связала с темой урока. Подобрала упражнения, направленные на активизацию познавательной деятельности учащихся, развитие интеллектуальной сферы каждого ребёнка и совершенствование компонентов навыка чтения. Использовала словесный, наглядный и практический методы обучения. Сочетала фронтальную и групповую формы организации учебно–познавательной деятельности.
При проверке домашнего задания организовала контроль над правильностью и полнотой выполнения домашней работы. В ходе индивидуального опроса удалось мотивировать и мобилизировать знания учащихся, стимулировать их на успех. С целью формирования умения анализировать качество выполнения задания, давать ему объективную оценку, аргументировано высказывать оценочные суждения, привлекала ребят к комментированию выступлений одноклассников.
Старалась реализовать в полной мере здоровьесберегающую образовательную технологию на протяжении всех этапов урока. В целях обеспечения сохранения здоровья учащихся на уроке проведены динамическая и релаксационная паузы, которые связала с содержанием учебного материала.
На основных этапах урока работу строила также на основе образовательной технологии формирования типа правильной читательской деятельности.
До начала чтения произведения была подготовлена проблемная ситуация, которая стала стыкующим звеном при переходе к изучению новой темы. Учащиеся обнаружили книгу, не соответствующую тематике организованной ранее выставки.
Далее они смогли спрогнозировать содержание дальнейшей работы на уроке.
Была проведена работа по актуализации знаний учащихся о биографии М. Пришвина.
При этом, использовались тексты, содержащие новые, неизвестные учащимся, факты жизни писателя. Для работы в группах было предложено 2 текста. Проведён замер темпа чтения учащихся. Слайды помогли познакомиться с содержанием текстов всем ребятам, предоставили возможность для дополнительного упражнения в чтении каждому ученику. Для активизации учебно-познавательной деятельности предложила учащимся задать вопросы по содержанию текста участникам другой группы. Этот приём способствовал нацеливанию учеников на вдумчивое чтение, совершенствованию у них навыков изучающего, поискового, просмотрового чтения.
При подготовке к уроку дала индивидуальное задание ученице организовать выставку книг с произведениями М. Пришвина, которые можно взять в школьной библиотеке, и познакомить ребят с ними. Считаю, что работа с книгой на уроке необходима. В данном случае она способствовала формированию у учащихся умения работать с книгами, расширению их читательского и культурного кругозора. Дети учились воспринимать информацию на слух. Значение же такого приёма индивидуальной работы переоценить трудно.
Урок оживляли игровые моменты, когда дети искали фотографию Пришвина.
Работа с текстом в ходе чтения была направлена на формирование у учащихся потребности во вдумчивом чтении, на совершенствование компонентов навыка чтения. Ребята читали текст про себя, делая необходимые пометки карандашом.
Удалось организовать диалог в ходе повторного чтения текста по цепочке. В разговоре приняли участие все ученики, у каждого возникли вопросы по содержанию, ответы на которые были найдены в ходе коллективного обсуждения.
Реализовалась на уроке проблемная ситуация, связанная с определением жанра произведения. Учащиеся, используя словари, не только нашли решение возникшей проблемы, но и познакомились с новым литературным жанром.
По ходу анализа произведения я предлагала учащимся проблемные вопросы и задания, тем самым активизируя их познавательную деятельность, создавая мотивацию к повторному обращению к тексту. Старалась обеспечить смену видов деятельности и форм работы на уроке.
Использование групповой формы работы способствовало формированию у учащихся важнейшего умения работать сообща, совместно принимать решение, учитывать другую точку зрения, находить правильный вариант ответа в споре.
Бесценное воспитательное содержание изучаемого произведения нашло живой отклик у моих учеников. Ребята активно обсуждали прочитанное, высказывали своё мнение, быстро определили идею очерка, поделились своими соображениями на этот счёт.
На уроке велась работа по совершенствованию читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности (определение темы и идеи текста, деление текста на смысловые части, подбор заголовков).
Подведение итогов урока организовала в виде рефлексии, предполагающей самооценку и суждения учащихся о своей деятельности на уроке, о том, какое сложилось у каждого ученика мнение об уроке и чем бы им хотелось поделиться. Урок прошёл в темпоритме, необходимом для оптимальной организации активной познавательной деятельности учащихся.
Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся осуществлялся на всех этапах урока методами само- и взаимоконтроля учащихся и корректного контроля за само- и взаимоконтролем учащихся со стороны учителя.
На заключительном этапе урока дала объективную оценку работе всего класса, прокомментировала и оценила работу отдельных учеников.
Провела информирование учащихся по домашнему заданию. Задание предложила 3 уровней трудности с целью обеспечения дифференциации учебного процесса. Предоставила ребятам возможность выбрать посильный вариант задания.
Исходя из поставленных задач, комбинировала различные методы и формы обучения.
Мною были использованы следующие методы обучения:
1) по источнику информации: словесные (беседа, активный диалог, при подготовке познавательной деятельности, при анализе эпизодов, на этапе рефлексии, когда делали выводы), наглядные (при подготовке к активной познавательной деятельности, при выводах урока, на основном этапе - как сопровождение), практические (работа со словарями);
2) по виду учебной деятельности: самостоятельная работа (самостоятельное чтение произведения, работа с эпизодами), проблемно-поисковый метод (при выполнении заданий на этапе изучения нового материала, при ознакомлении с литературным жанром «очерк», в ходе закрепления изученного материала при детальном анализе текста, на этапе рефлексии и домашнего задания).
Образовательные технологии (здоровьесберегающая, информационно - коммуникативная, элементы технологии развития критического мышления, коллективные формы обучения), используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.
Урок способствовал формированию читательского интереса, воспитанию патриотических чувств, формированию экологического сознания у учащихся.
Мне удалось организовать живое общение на уроке. В диалоге принимали участие все ученики. Активное обсуждение шло внутри групп. Но, по причине ограниченности времени урока, не удалось выслушать мнение каждого ребёнка. И я видела, как переживали по этому поводу мои мальчишки и девчонки. Все запланированные проблемные ситуации на уроке успешно реализовались и выполнили свои функции.
Психологическая атмосфера на уроке характеризовалась дружественностью, оптимизмом и равенством как учащихся между собой, так и между учащимися и учителем.
Считаю урок результативным. По окончанию урока были выставлены следующие отметки : отметку «5» получили - 8 человек ( Афанасьева Анжелика, Пузанов Иван, Сережников Максим, Павлова Алёна, Рябов Ярослав, Лебедев Максим, Иванова Даша, Гордиенко Екатерина); отметку «4» - 5 человек (Смирнов Евгений, Меркер Анастасия, Семёнов Сергей, Конопольская Уля, Алексеев Евгений). Воспитательные, образовательные и развивающие задачи урока успешно решены. Цели урок достиг.