Конспект урока литературного чтения «Семейное чтение. Русская сказка «Белая уточка», 3 класс.
Цели: познакомить с русской народной сказкой «Белая уточка»; учить делить текст на части, пересказывать; обогащать словарный запас; развивать внимание, память, творческие способности.
Планируемые результаты: осмыслять особенности волшебной сказки, давать характеристику героя волшебной сказки; метапредметные: составлять план урока, находить необходимую информацию в книге; личностные: работать с текстом повествовательного характера.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
(На доске записана пословица.)
Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай.
- Прочитайте жужжащим способом. Что это? (Это пословица.)
- Назовите знакомые части речи, которые здесь встретились.
(Имя существительное: кашу, сказку, умом, разумом, ус. Глаголы: кушай, слушай, смекай, мотай. Союзы: а, да. Предлог: на.)
— Молодцы. А сейчас прочитайте эту пословицу, выделяя голосом глаголы, т. е. произнося их с силой, а остальные слова более спокойно. (Кашу кушай, а сказку слушай: умом- разумом смекай да на ус мотай.)
— А сейчас прочитайте, выделяя голосом имена существительные. (Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай.)
— Прочитайте быстро.
— Прочитайте пословицу выразительно.
— Как вы понимаете смысл пословицы? (Сказки читать полезно. Мы можем многое узнать, читая их.)
III. Проверка домашнего задания
— Какие сказки в обработке А. Н. Афанасьева вы прочитали?
— Что вы знаете об этом собирателе русских народных сказок?
- Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете?
В какой семье любовь да совет, в той и горя нет.
IV. Работа по теме урока
Сегодня вы познакомитесь с еще одной русской народной сказкой. Она называется «Белая уточка».
— Подумайте над названием, рассмотрите иллюстрацию на с. 83 учебника. Как вы думаете, о чем эта сказка?
(Учитель читает сказку сам, без отвлечения на непонятные слова.)
— Ваши впечатления от прочитанного? Какие чувства вы испытывали, слушая сказку? (Радость, тревогу, огорчение и т. д.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
- Понравилась вам сказка?
— Смысл каких слов и выражений был неясен?
— Как вы поняли, в чем смысл сказки?
— С чего начинается сказка? Послушалась ли жена князя? Что с ней случилось? Зачитайте. Какой вывод можно сделать? (Сказка учит тому, что нельзя всем доверяться, в мире есть добро и зло.)
— Какой матерью мы видим княгиню? Легко ли ей жилось? Найдите и зачитайте эти строки.
— Вы, наверное, уже поняли, что никто лучше мамы о вас не позаботится. О чем же беспокоилась уточка, о чем просила детей? Зачитайте эти строки.
— Послушались ли дети матери? Что они сделали и что из этого вышло?
- В народе есть пословица «Дети - радость, детки и горе». Как вы ее понимаете? (С непослушными детьми всегда случается что-то плохое.)
— Как в сложной ситуации ведет себя младший сын? Каким он показан в сказке? (Смелым, сообразительным, находчивым.)
— Почему его назвали Заморышем, если он такой хороший? (Дело в том, что на Руси самых красивых, умных детей называли «дурак», «дурачок», «заморыш», чтобы уберечь от дурного глаза и злых сил. Заморыш — особый ребенок.)
— Сердце матери чует беду. Почуяла ее и уточка-мать и полетела на княжий двор, где и увидела своих деток, лежащих рядком. Как повела себя мать? (Жалобно запела, запричитала.)
— Рассмотрите иллюстрацию. Соотнесите ее с соответствующим текстом сказки. Прочитайте его выразительно.
— Дайте название иллюстрации. Подберите слова для ее описания. Какие цвета и оттенки использовал художник?
— Сравните, какой изображена белая уточка в сказке и на рисунке.
— Кто помог уточке в горе? (Князь.)
— Как, с помощью чего он разрушил колдовские чары? Что стало с детьми?
— Наконец семья воссоединилась, злые силы побеждены. Как бы вы сейчас ответили на вопрос: в чем смысл сказки? Добро победило зло? Сказка о непослушании?
VII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VIII. Подведение итогов урока
— С какой сказкой вы познакомились?
— К какому виду сказок она относится?
— Назовите положительных и отрицательных героев сказки.
— Посмотрите, как много положительных героев. Так и в жизни бывает: добрых людей намного больше, поэтому добро всегда побеждает зло.
Домашнее задание
Подготовить чтение без ошибок. Нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку.