СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения в 3 классе "Белая уточка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературного чтения в 3 классе  "Белая уточка"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения в 3 классе "Белая уточка"»

Конспект урока литературного чтения «Семейное чтение. Русская сказка «Белая уточка», 3 класс.

Цели: познакомить с русской народной сказкой «Белая уточка»; учить делить текст на части, пересказывать; обогащать словарный запас; развивать внимание, память, творческие способности.

Планируемые результаты: осмыслять особенности волшебной сказки, давать характеристику героя волшебной сказки; метапредметные: составлять план урока, находить необходимую информацию в книге; личностные: работать с текстом повествовательного характера.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

(На доске записана пословица.)

Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай.

- Прочитайте жужжащим способом. Что это? (Это пословица.)

- Назовите знакомые части речи, которые здесь встретились.

(Имя существительное: кашу, сказку, умом, разумом, ус. Глаголы: кушай, слушай, смекай, мотай. Союзы: а, да. Предлог: на.)

— Молодцы. А сейчас прочитайте эту пословицу, выделяя голосом глаголы, т. е. произнося их с силой, а остальные слова более спокойно. (Кашу кушай, а сказку слушай: умом- разумом смекай да на ус мотай.)

— А сейчас прочитайте, выделяя голосом имена существительные. (Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай.)

— Прочитайте быстро.

— Прочитайте пословицу выразительно.

— Как вы понимаете смысл пословицы? (Сказки читать полезно. Мы можем многое узнать, читая их.)

III. Проверка домашнего задания

— Какие сказки в обработке А. Н. Афанасьева вы прочитали?

— Что вы знаете об этом собирателе русских народных сказок?

- Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете?

В какой семье любовь да совет, в той и горя нет.

IV. Работа по теме урока

Сегодня вы познакомитесь с еще одной русской народной сказкой. Она называется «Белая уточка».

— Подумайте над названием, рассмотрите иллюстрацию на с. 83 учебника. Как вы думаете, о чем эта сказка?

(Учитель читает сказку сам, без отвлечения на непонятные слова.)

— Ваши впечатления от прочитанного? Какие чувства вы испытывали, слушая сказку? (Радость, тревогу, огорчение и т. д.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

- Понравилась вам сказка?

— Смысл каких слов и выражений был неясен?

— Как вы поняли, в чем смысл сказки?

— С чего начинается сказка? Послушалась ли жена князя? Что с ней случилось? Зачитайте. Какой вывод можно сделать? (Сказка учит тому, что нельзя всем доверяться, в мире есть добро и зло.)

— Какой матерью мы видим княгиню? Легко ли ей жилось? Найдите и зачитайте эти строки.

— Вы, наверное, уже поняли, что никто лучше мамы о вас не позаботится. О чем же беспокоилась уточка, о чем просила детей? Зачитайте эти строки.

— Послушались ли дети матери? Что они сделали и что из этого вышло?

- В народе есть пословица «Дети - радость, детки и горе». Как вы ее понимаете? (С непослушными детьми всегда случается что-то плохое.)

— Как в сложной ситуации ведет себя младший сын? Каким он показан в сказке? (Смелым, сообразительным, находчивым.)

— Почему его назвали Заморышем, если он такой хороший? (Дело в том, что на Руси самых красивых, умных детей называли «дурак», «дурачок», «заморыш», чтобы уберечь от дурного глаза и злых сил. Заморыш — особый ребенок.)

— Сердце матери чует беду. Почуяла ее и уточка-мать и полетела на княжий двор, где и увидела своих деток, лежащих рядком. Как повела себя мать? (Жалобно запела, запричитала.)

— Рассмотрите иллюстрацию. Соотнесите ее с соответствующим текстом сказки. Прочитайте его выразительно.

— Дайте название иллюстрации. Подберите слова для ее описания. Какие цвета и оттенки использовал художник?

— Сравните, какой изображена белая уточка в сказке и на рисунке.

— Кто помог уточке в горе? (Князь.)

— Как, с помощью чего он разрушил колдовские чары? Что стало с детьми?

— Наконец семья воссоединилась, злые силы побеждены. Как бы вы сейчас ответили на вопрос: в чем смысл сказки? Добро победило зло? Сказка о непослушании?

VII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VIII. Подведение итогов урока

— С какой сказкой вы познакомились?

— К какому виду сказок она относится?

— Назовите положительных и отрицательных героев сказки.

— Посмотрите, как много положительных героев. Так и в жизни бывает: добрых людей намного больше, поэтому добро всегда побеждает зло.

Домашнее задание

Подготовить чтение без ошибок. Нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку.