Конспект урока математики в 1 А классе.
Учитель Татарова Т.Н.
Тема. Единицы измерения длины. Дециметр. Метр.
Цель. Познакомиться с новыми единицами измерения длины: дециметром, метром.
Задачи.
Предметные:
1)выявить путем практической работы соотношение сантиметр-дециметр, дециметр-метр, сантиметр-метр;
2)учить измерять отрезки, сравнивать их длину разными способами: «на глаз», наложением, измерением с помощью мерки.
3)учить переводить числовые данные из одних единиц измерения в другие;
4)дать представление об использовании дециметра и метра на практике.
Метапредметные:
1) уметь определять и формулировать цель деятельности на уроке;
2) высказывать свои предположения по теме урока;
3) планировать свое действие в соответствии с задачей.
Познавательные:
ориентироваться в своей системе знаний;
отличать новое от изученного;
находить ответы на вопросы с помощью учителя, одноклассников, учебника.
Регулятивные:
слушать и понимать речь других;
строить свое высказывание в соответствии с ситуацией общения.
Коммуникативные:
Учиться работать в группе, паре, слушая других и отстаивая свое мнение.
Личностные:
Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности к учебной деятельности.
Ход урока.
Организация урока.
Ребята, пора нам урок начинать,
Ведь новое так интересно узнать.
От известного к новому знанию отправимся в путь.
Все готовы? Внимание!
Тетрадь открыть не забудь.
Оформление работы: число, классная работа.
Какое число у вас прописано? (10) Напишите. Что о нем можете рассказать? Слайд 2.
(Самое маленькое двузначное число, следующее за числом 9, предыдущее числу 11. 10 можно получить, если сложить: 5и5, 6 и 4, 7 и 3) Сегодня это число будет у нас волшебным, почему вы узнаете позже.
Актуализация знаний учащихся.
Посмотрите на чертеж на доске. Какая фигура лишняя? (Лишняя прямая, остальные отрезки. Стереть прямую с доски.)
А что такое отрезок? (Это часть прямой, ограниченная двумя точками.)
Можем ли мы сравнить эти отрезки по длине? (Да.) Как догадались? На глаз. Это один способ измерения.
У вас на парте ленточки. Как удобнее сравнить их длину? (Наложением - это второй способ измерения.) Измерьте. Какая ленточка длиннее? Какая короче?
У вас на карточке начерчены два отрезка. Как они называются? ВС и ДК. Можете сказать какой длиннее? Нет. А чтобы сравнить, что нужно сделать? Измерить с помощью линейки. Умеем это делать? (Да.) Какой отрезок длиннее? Какой отрезок короче?
Вывод: Слайд 3. Мы умеем сравнивать отрезки на глаз, наложением, измерением длины в сантиметрах. Что такое сантиметр? (Это мерка)
Открытие нового знания.
Работа с ленточкой и секундомером.
Возьмите синюю мерку. Чему она равна? (1см) Проверьте с помощью линейки. Измерьте желтую ленточку. А я засеку время, за которое вы это сможете сделать. Включаю секундомер.
Сколько мерок получилось? Почему ответы разные? Может ленточки разные? Нет, одинаковые. В чем же дело? Мерка слишком маленькая. Неточно прикладывали. А математика-наука точная,- говорил великий русский математик Н.И.Лобачевский.
Возьмите другую мерку. Измерьте эту же ленточку. Засекаю время.
Сколько раз уложилась эта мерка в ленточке? (2) Поднимите руку, у кого так же. Результаты получились одинаковые. Вы измерили эту же ленточку гораздо быстрее. За 20 секунд, а маленькой меркой за 60 секунд.
Почему? (Большей меркой удобнее измерять более длинные отрезки.)
А знаем ли мы как называется большая мерка? Нет. А хотите узнать? Слайд 4. Она называется: «Дециметр». Запишем это слово в тетрадь.
Что же такое дециметр? Можем определить? Измерьте с помощью линейки длину большой мерки. Сколько в дециметре сантиметров?
Запись: 1дм =10 см. Вы догадались, почему число 10 является сегодня на уроке волшебным? (Оно даёт нам понимание, что такое дециметр.)
Что означает это слово? Деци в переводе означает 10.
А что такое метр? Слышали ли вы такое слово? Метр-это ещё одна мерка, с помощью которой можно измерять длину предметов.
Показ метра. Запись. Как вы думаете, что удобнее измерять метром?
( Длину доски, ткань, длину и ширину комнат)
Как вы думаете, сколько дециметров будет составлять метр? Давайте проверим. 2 ученика у доски. Начертить метр на доске.
Какую часть метра составляет дециметр? (Десятую.) Это и есть точный перевод слова. Дециметр-десятая часть метра.
Итак, какова же тема нашего урока? (Дециметр. Метр.)
Запись в тетрадь: 1м=10дм.
Начертите в тетради отрезок АО длиной 1дм.
Почему же число 10 на нашем уроке волшебное. (Оно даёт нам понимание, что такое метр, дециметр.) Повесить табличку на доску.
Определите цель и задачи нашего урока. Чему мы будем учиться на уроке? ( Слайд. Измерять, сравнивать, чертить отрезки с помощью новых мерок: дециметра и метра.)
Откройте с. 72 учебника № 184. Каким цветом начерчен дм? А см? Какое число надо вставить вместо точек? (10) Прочитаем задание для работы в парах. Когда удобно использовать см? дм? М? Какое буквосочетание есть во всех единицах измерения длины? (метр) От него ведут отсчет все единицы длины. Дециметр десятая часть метра, а сантиметр сотая часть метра.
Посмотрите видео, а после просмотра скажите, кто и когда придумал метр.
Слайд 7.Показ видеоролика «Чем измеряли на Руси?»
После просмотра: метр придумали во Франции в XIХ веке. Он составляет основу всех единиц длины или всей метрической системы.
В старину дециметру соответствовала такая единица измерения, как пядь. Измерьте свою пядь. У кого 10 см? У кого больше?
А метру соответствовала сажень. Покажите сажень. Сравните друг с другом, встаньте парами, руки в стороны. У кого больше, чем у соседа? У кого одинаково?
А теперь сравним с метром. (2 ученика у доски) Совпадает? Нет, у всех разная. Можно ли отмерить одинаковое количество ткани, пользуясь такой меркой? (Нет.)
Работа в группах.
Людям какой профессии чаще всего требуется умение измерять ?(Строителям) Слайд 8.
Вы сегодня тоже будете измерять, как настоящие строители. Прикрепите себе эмблемы. Перекличка групп.
Сейчас вы попробуете изготовить модель метра, работая в группе.
Для этого каждая группа получит полоску картона. Сколько дм необходимо отложить, чтобы получить длину 1м? (10)
Как надо откладывать, чтобы получилось точно метр? (Прикладывая каждую следующую полоску к концу предыдущей.) Потом мы проверим с помощью деревянной модели, у кого получилось точно 1м. Работать надо дружно, прислушиваясь друг другу.
Проверка изготовления моделей.
Давайте измерим с помощью наших моделей ширину нашего класса.
Представители от каждой группы со своей моделью подойдите к окнам и приложите друг за другом модель метра.
Коллективный подсчет количества метров. Запись в тетрадь.
Ш.кл. 6м=60 дм.
Физминутка.
Мы строителями были,
Вместе домик мастерили.
Вот немножко отдохнем,
Строить мы опять начнем.
Тук-тук молотком,
Строим, строим новый дом.
Работа над закреплением нового материала.
Какие предметы удобно измерять с помощью дм? (Учебник, парту)
Измерьте 1вариант ширину парты, а 2 вариант длину парты.
Запись в тетрадь: Ш.п.- 5дм, Д.П.-12дм
Точное количество дм получилось? Нет.
На практике очень часто при измерении выделяют сначала большую мерку, а потом называют оставшееся расстояние в меньших единицах измерения. Длина крышки парты 12дм и 3см, а ширина 5дм и 2см , а всего 52см.
Измерьте длину учебника математики с помощью линейки.
Запись в тетрадь.
Д. 25см = 2дм 5см
Ш. 19см = 1дм 9см
Сравните с такой записью. 25=2дес. 5ед. 19= 1дес.9ед.
Сделаем вывод: чтобы определить, сколько дм в двузначном числе, надо определить количество десятков.
Закрепим умение выделять целое количество дм на интерактивной доске задание на соответствие. 9 тема Числа от 1 до 20. Часть 1. Задание…
Самостоятельная работа на карточках с использованием дифференцировнного подхода.
Возьмите конверт с карточками разного цвета. Просмотрите все задания. Выберите то, которое вы сможете сделать правильно.
Самопроверка по слайдам 9, 10, 11.
Кто не допустил ошибок? У кого 1 ошибка? У кого больше одной ошибки?
Итог урока. Какие задачи мы ставили? Чему новому мы научились на уроке? Что такое см, дм, м? Слайд 12.
Рефлексия. Слайд 13.
Кто считает, что хорошо научился измерять, сравнивать, чертить отрезки с помощью новых мерок, поставьте свой смайлик на самую верхнюю ступеньку лесенки.
У кого пока что-то не получилось, поставьте смайлик на ступеньку пониже.
Кому трудно ещё измерять, сравнивать и чертить отрезки, поставьте смайлик на нижнюю ступеньку.
Молодцы! Спасибо за урок.