ГКОУ «Снежнянская СШИ № 42»
Конспект урока
по математике
«Сложение и вычитание чисел
в пределах 20
без перехода через десяток
(урок-игра)»
(2 класс)
Подготовила:
учитель-дефектолог
Заватина А.С.
2024-2025 уч.г.
Тип урока: закрепление полученных знаний
Цель: способствовать актуализации и закреплению полученных на предыдущих уроках знаний, совершенствовать умения детей выполнять различные задания на сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток.
Задачи урока:
Обучающие: отработать приёмы сложения и вычитания в пределах 20, закрепить знание чисел второго десятка.
Коррекционно-развивающие: развивать внимание, память, логическое мышление, творческие способности, коррекция мыслительных операций (анализа и синтеза).
Воспитательные: воспитывать чувство дружбы, взаимовыручки, интерес к урокам математики через игру.
Оборудование: презентация, учебник, тетради, карточки с заданиями, атрибуты игры.
Ход урока
Организационный момент:
1.Будь внимательней, дружок!
Начинаем мы урок.
Предстоит тебе опять
Решать, отгадывать, считать.
2. «Для нас на уроке важнее всего!» - дети отвечают на вопросы словами «да» или «нет»:
Лениться - …
К знаниям стремиться - …
Сладко зевать - …
На вопросы отвечать - …
Быть невнимательным - …
Очень старательным - …
Соседу по парте мешать - …
Если трудно ему – помогать - …
Хихикать, без дела болтать - …
Слушать, смотреть, размышлять - …
Психологический настрой.
Учитель: Ребята, у нас сегодня с вами не совсем обычная для вас обстановка. У нас в классе много гостей. И как говорит старая русская пословица, «Пустыми словами гостя не накормишь», так что вы, пожалуйста, соберитесь с мыслями, постарайтесь быть собранными и активными.
Установка на урок:
– Ваша спина говорит: «Я молодая, прямая».
– Ваши плечи говорят: «Мы развернулись, распрямились».
– Ваше лицо говорит: «У меня хорошее настроение!».
Дыхательная медитация. Прошу вас сесть прямо, не скрещивая руки, ноги. Мы сейчас будем делать упражнение на дыхание.
Когда мы концентрируемся на дыхании, у нас успокаивается ум. При вдохе мы будем вбирать в себя покой и радость. А при выдохе будем выдыхать из себя все беспокойства. Давайте приготовимся, ребята. Закроем глаза… спинки прямо…, руки можно положить на колени…
Вдо-о-ох…, вы-ы-ыдох… (5 раз, медленно)
3. Актуализация знаний.
Учитель: Ребята, вспомните, что нового мы узнали на предыдущих уроках и чему научились? (мы познакомились с числами больше 10; считали до 20 и обратно; узнали, что двузначные числа состоят из десятков и единиц; научились решать примеры и задачи в пределах 20 и т.д.)
4. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Сегодня я предлагаю вам стать участниками увлекательной игры «Форт Боярд». Ходят легенды, что много лет назад, один мудрец, живущий в высокой башне старого заброшенного форта, создал самую загадочную игру всех времён «Форт Боярд». Что же такое Форт? Форт-Боярд – это укрепление в виде крепости, окруженное со всех сторон водой. Подземелья и темницы Форта хранят много тайн и секретов. Чтобы преодолеть все испытания и приключения, необходимо повторить приёмы сложения и вычитания в пределах 20, уметь решать задачи, логически мыслить. Для того чтобы овладеть сокровищем Форта, нам помогут дружба и взаимопомощь.
Девиз нашего урока:
Лень долой!
Долой зевоту!
Принимайся за работу!
5. Работа по теме урока.
Учитель: Форт начинает свою игру. Нас ждут 7 испытаний и 7 ключей. Каждый заработанный ключ открывает вам новое испытание. Выполнив все 7 испытаний, вы доберетесь до сокровища Форта.
Учитель: Давайте начнем с Минутки чистописания. Так как 7 испытаний ждут нас впереди, давайте запишем дату и пропишем цифру 7. Но перед этим проведем «Пальчиковую Гимнастику».
Учитель: Чтобы попасть в Форт Боярд и приступить к испытаниям, нужно получить пропуск, выполнив задание «Устный счет».
1.Назови число, которое состоит из 1дес.5 ед.
2.Назови любое однозначное число.
3.Назови число, которое меньше 19.
4.Назови число, которое больше 10.
4. 10 «прибавить» 6
5. 7 «плюс» 3
6. Какое число больше 5 на 2?
7.13 «вычесть»13
8. 8 «минус» 4
9. Какое число меньше 12 на 1.
Испытание 1 «Заморочки из бочки». Дайте правильный ответ!
Варит отлично твоя голова: пять плюс один получается …
Вышел зайчик погулять: лап у зайца ровно …
Ты на птичку посмотри: ног у птицы ровно …
Говорил учитель Ире, что два больше, чем …
Ходит в народе такая молва: шесть минус три получается …
На уроках будешь спать – за ответ получишь …
У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (круг, овал)
У мамы дочка Даша, сын Саша, собачка Дружок и кот Пушок. Сколько детей у мамы?
Четыре яйца варятся четыре минуты. Сколько варится одно яйцо?
В тарелке лежало три морковки и четыре яблока. Сколько фруктов было в тарелке?
Сколько орехов в пустом стакане?
Сколько частей в сутках? Назовите их.
Какой день недели стоит перед четвергом?
Сколько лап у двух медвежат?
Учитель: Молодцы! Хорошо справились с работой и заработали 1-ый ключ.
Испытание 2 «Комната Чисел»
Учитель: Мы попадаем в комнату Чисел. На стене комнаты высвечиваются числа:
15, 11, 14, 2, 19, 10, 17
Учитель: Ребята, перед вами числа, определите лишнее число.
Дети: Это число 2.
Учитель: Почему вы думаете, что число 2 лишнее?
Дети: Число 2 – однозначное, а остальные – двузначные.
Учитель: Что необходимо сделать, чтобы из однозначного это число превратилось в двузначное?
Дети: Увеличить его на 10.
Учитель: Какое число получилось? Сколько у него единиц, десятков?
Дети: 2 единицы, один десяток.
Учитель: Расположите эти числа в порядке возрастания (10, 11, 12, 14, 15, 17, 19,)
Учитель: Молодцы! Отлично справились с испытанием и заработали 2-ый ключ.
Испытание 3 «Темница примеров»
Учитель: И теперь мы попадаем в Темницу примеров. Самостоятельная работа. Ребята, у вас на парте лежат конверты. Вам предстоит решить примеры по вариантам. Горбунова А. и Бимбад А., у вас 2 вариант.
1 вариант
13+5 = 17-4=
3+16= 20-6=
12+8= 18-12=
2 вариант
14+2= 14-4=
13+4= 20-10=
Дети получают еще 1 ключ.
Физпауза № 1 «Рыбы в море»
Испытание 4 «Книгохранилище»
Учитель: А теперь мы попадаем в книгохранилище, где собраны старинные рукописи, книги. Откроем и мы свою мудрейшую книгу под названием Математика.
Откройте Ваши учебники на стр. 9 и найдите задачу № 27 (дети вместе с учителем разбирают условие и решают задачу).
Учитель: Вы заслужили ключ от следующего задания.
Испытание 5 «Математическая рыбалка»
Учитель: Поспешим дальше. Продукты в Форте закончились и, чтобы не умереть с голоду, нам необходимо заняться математической рыбалкой.
Сейчас вам предстоит поработать в группах.
Учитель: Молодцы, ребята, получаете еще один ключ.
Физпауза 2 «Зрительная Гимнастика»
Испытание 6 «Башня знаков».
Учитель: У вас на столах сигнальные карточки со знаками «верно» и «неверно». На экране будут высвечиваться примеры на сравнение. Если стоит правильный знак – вы поднимаете сигнальную карточку «Верно», если неправильный знак – «Неверно».
Учитель: Еще один ключ у вас в кармане.
Испытание 7 «Потерянное время».
Учитель: Для выполнения следующего испытания нам необходимо пройти в «коридор времени». Предстоит поработать в парах. Итак, я сейчас раздам вам макеты часов. Ваша задача поставить стрелки на часах таким образом, чтобы они показывали нужное время. Поехали!
Учитель: Ребята, вы готовы отправиться в гости к самому загадочному жителю форта? Тогда предлагаю это сделать прямо сейчас. Старец готов отдать вам сокровище форта, но ему так тяжело с ними расставаться и поэтому он приготовил для вас непростые задания и загадки. Вам следует быть предельно внимательными, чтобы их выполнить и угадать. Удачи!
Задание: Дополни до 20.
Загадки:
Что за птицы пролетают по семёрке в каждой стае? Вереницею летят, не воротятся назад (Ответ: дни недели).
На руке и на стене, и на башне в вышине. Ходят, ходят ровным ходом, от восхода до восхода (Ответ: часы).
Проживают в умной книжке хитроумные братишки. Десять их, но братья эти сосчитают всё на свете (Ответ: цифры).
Учитель: Ребята, вы очень понравились старцу и он дарит вам сокровище Форта. Вы слышите эти звуки? Это открывается сокровищница форта.
6. Подведение итогов.
Учитель: Сегодня мы очень много успели сделать.
- Чем мы занимались?
- Какую тему мы с вами закрепили и повторили?
- Что помогло вам при преодолении трудностей? (Знания, дружба, взаимовыручка)
7. Рефлексия.
8. Оценивание. Д/з.