СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Морфология:причастие"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Морфология:причастие"»

УРОК В 7 КЛАССЕ. Морфология: причастие.

Цели: Познакомить учащихся с понятием «причастие» как особой формой глагола. Значением причастия, показать связь причастия с прилагательным и глаголом,

Задачи: сформировать умение различать причастия и прилагательные; находить причастие в тексте. Развивать словесно-логическое мышление, умение обобщать, развивать операции синтеза, анализа, сравнения.

Тип урока: введение новых знаний.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности;

Предметные: получение знаний о причастиях, их особенностях, умение распознавать причастия в текстах и различать причастия и прилагательные;

Метапредметные:

познавательные: овладение умениями и навыками нахождения причастий в тексте и различия их от слов других частей речи;

регулятивные: умение осуществлять анализ и выделять существенные признаки, делать выводы;

коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с заданной темой, приобретение навыков самоконтроля и самооценки в результате учебной деятельности.

Оборудование: проектор, тетради для записи правил (ТП), карточки с заданиями, презентация, учебник.

Ход урока

  1. Организационный этап

Слово учителя: Доброе утро дорогие мои учащиеся и уважаемые гости нашего урока! С пожеланиями всем хорошего дня начинаем наше занятие.

- Ребята, возьмите свои рабочие листы и запишите число (Двенадцатое октября)


  1. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

- Вам знакома империя под названием «Лингвистика», где существует несколько стран. Вспомните, в какой стране проживают части речи? (Морфология)


- Верно. Сегодня мы отправимся в эту страну и познакомимся с новой частью речи. Пока тему урока отметьте - "Морфология", а часть речи допишем позже.


- Обратите внимание на экран. Перед вами картина. Кто знает её название, художника.

(Решетников «Опять двойка», оригинал которой хранится в Третьяковской галерее)

- Я уверена в том, что ситуация, описанная на этом полотне, вам знакома. Почему же?

Возможные ответы учащихся: потому что мы так же, как герой этой картины, получаем двойки; мне знакомо состояние души этого мальчика, так как тоже получал плохую отметку.


- А сейчас, чтобы не оказаться на месте этого героя, продолжая нашу работу, будем активно участвовать на уроке.

- Ребята, перечислите все существительные, которые видите на этой картине:


    1. Существительные: мальчик, девочка, мама, собака, комната, стол, стул, стена, пол, окно, ковер, велосипед, …

    2. Числительные: одна, два, один, четыре, …

    3. Местоимения: он, она, они, его, ему, ей,…

4. Наречия: светло, грустно, весело, печально,…

5. Прилагательные: большой, маленький, светлый, красный, белый, …

6. Глаголы: стоит, сидит, смотрит, смеется, думает, играет, висит, виднеется,…

- Умницы! Очень хорошо!

1.А сейчас запишите в свои рабочие листы несколько глаголов по картине (в столбик):

Стоит

Сидит

Смотрит

Думает

Играет

Лежит

Висит

Катается

- На какие вопросы отвечают глаголы? (Ответы учащихся)


Теперь образуйте от данных глаголов слова, которые будут отвечать на вопросы «какой?» или «что делающий?».

Стоит – стоящий (мальчик)

Сидит – сидящая (мама)

Смотрит – смотрящая (сестра)

Думает – думающая(девочка)

Играет – играющий (братик)

Лежит – лежащий (ковер)

Висит – висящая (картина)

Катается – катающийся (мальчик)

Слова какой части речи вы записали?

  • - (прилагательные): да похоже на прилагательное, почему так решили?

Владимир Даль об этой части речи говорил так: «Часть речи, причастная к глаголу». Даль обратил внимание не только на содержание, но и на форму причастия, поскольку своим «внешним видом» оно действительно напоминает прилагательное.

  • это( причастие).

3.Объяснение нового материала.

Как вы поняли? А что такое причастие? Что вы знаете о причастии?

- Замечательно! Перед нами новая часть речи. Речь пойдёт о причастии. Слова, которые вы образовали, есть та новая часть речи, которая называется «причастие». Знакомо ли вам это слово? Приходилось ли его слышать раньше? Ее вы будете изучать в течение месяца, встретите ее в заданиях ОГЭ, ЕГЭ. Допишите тему нашего урока! (Морфология: причастие)

Какие цели вы сегодня поставите перед собой?

( познакомиться с причастием, дать определение, узнать чем отличается от прилагательного). Допишите тему нашего урока! (Морфология: причастие)

- Как вы думаете, название этой части речи на что-то намекает, как оно образовано?

При-част-и-е

Возможные ответы учащихся: Намекает на то, что оно причастно к чему-либо; стоит при какой-то части речи; и т.д.

У одного из ваших одноклассников было индивидуальное задание обратиться к словарю и дать определение этому слову. Посмотрим, что ему удалось выяснить.

(читает заранее подготовленный ученик):

Работа со статьёй словаря Ожегова. (индивидуальное задание)

Причастие1 –В грамматике: форма глагола, слово, имеющее наряду с признаками глагола(время, залог, вид), признаки прилагательных (измен. по родам, склонение).

Причастие2 – 1. У верующих: вино с кусочками просвиры в чаше, употребл. В церкви во время обедни для причащения.

2. То же, что причащение.

Все дети похожи на своих родителей. А кто является родителями причастия? Посмотрите на картинки, подумайте. Как можете объяснить этот рисунок.

(папа глагол, мама прилагательное)

Посмотрите на этот рисунок.


Глагол Прилагательное












Посмотрите на слайд, перед вами три предложения.

1.Стройный клен под   окошком желтеет.2. Мелькает желтый лист  на зелени деревьев.  3. Волнуется желтеющая нива.

Что общего у слов? Чем похожи? (однокоренные слова, общее лексическое значение)- значение цвета.

Выделяем корень.

Грамматическое значение разное у этих слов. Докажите

(Желтеет – действие предмета (что делает?)

Желтый – признак предмета (какой?)

Желтеющая – что обозначает? (обозначает признак действия)

Желтый и желтеющая похожи друг на друга, но желтый – это признак постоянный, его цвет не изменится.

Желтеющая – признак непостоянный, находится в процессе действия, т.е. признак по действию. Желтеющая, которая желтеет.

Давайте сейчас попробуем сформулировать определение

Такая часть речи особенная, которая совмещает двух родителей.

Чем причастие похоже на папу глагол (образовано от глагола, вопрос – что делавший?)

Чем причастие похоже на маму прилагательное? ( вопрос какой? окончание, можно определить падеж, род) (проговорить).

Ребята, на основе всего вышесказанного, попробуйте дать определение причастию, записав его.

Запишите в определение, вставляя пропущенные слова: Причастие — особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы «какой?» или «что делающий?».


Причастие — особая форма ….., которая обозначает …… предмета по …….. и отвечает на вопросы «……?» или «что ………..?».

. (можно работать в паре)


Ребята, есть сходства с родителями, как мы сказали, но есть и различия.

Игра в мячик .

У меня в руках мяч. Назовите признаки этого мяча.

по форме – круглый;

по величине – большой, маленький;

- Какие части речи мы использовали для этого (Прилагательные)

Какие признаки приобретает мяч? Мяч какой? Итак, если наш мяч летит, то он какой? (летящий)

  • А если он падает, то он какой в этот момент?( падающий)

  • Если мяч уже упал на землю, то он какой? (упавший)

  • А если наш мяч уже в воротах, то он какой? (забитый)

(Летящий, падающий, упавший, пойманный, катившийся, прыгающий…).

- Что можно сказать об этих словах

СДЕЛАЕМ ВЫВОД: причастие обозначает признак предмета по действию, проявляющийся во времени, он не является постоянным.

Чем отличаются причастия от прилагательных? (причастие: признак по действию)

СДЕЛАЕМ ВЫВОД: причастие обозначает признак предмета по действию, проявляющийся во времени, он не является постоянным.

Есть отличительные признаки по которым легко найти причастия. Хотите узнать какие? Может вы заметили какая морфема помогает узнать причастие? (суффиксы)

Давайте вернемся к нашим предложениям, найдем причастие, выделим суффикс. (желтеющая , суффикс ющ), а какие еще суффиксы есть, вспоминайте причастия.

на стр. 25 учебника все суффиксы записаны, прочитайте их.

По какому еще признаку можно найти причастие? Давайте выведем формулу, по которой вы будете искать причастие. Признак по действию! Формула: Причастие = Какой? Тот, который «делает» (работа в паре, составляют )


Формула: Причастие = Какой? Тот, который «делает»

Посмотрим, как работает формула. желтеющая нива– нива, которая желтеет;

Формула: Причастие = Какой? Тот, который «делает» (работа в паре, составляют )

5.Закрепление материала. Работа с текстом .Перед вами (на слайде )текст, отрывок из стихотворения А.С. Пушкина. Ваша задача - распределить в две корзины причастия и прилагательные.

Редеет облаков летучая гряда;

Звезда печальная. Вечерняя звезда,

Твой луч осеребрил увядшие равнины,

И дремлющий залив. И черных скал вершины;

Люблю твой слабый свет в небесной вышине:

Он думы разбудил, уснувшие во мне. (А.С. Пушкин)

причастия

прилагательные

увядшие

летучая

дремлющий

печальная

уснувшие

Вечерняя


черных


слабый


небесной



Выделить суффиксы прич. Проговорить по формуле (уснувшие. которые уснули).

Ребята, посмотрите внимательно на прич. Какова же синтаксическая роль причастия? (определение)

Молодцы. Сейчас, ребята, возвращаемся к картине нашего урока и устно составим по ней предложения, используя причастия в своей речи. Каждое предложение должно начинаться с причастия! Я начинаю.

(Образец: висевшая на стене картина, достающая учебные принадлежности девочка, катающийся на велосипеде мальчик, стоящий в центре комнаты мальчик, сидящая возле стола мама, сидящая на стуле мама, смотревшая на брата сестра, и т.д.)

Замечательно!

Итоги урока.

А сейчас подведем итоги нашего урока. Что нового вы узнали сегодня?

Что такое причастие?

Закрепляя полученные знания, напишем самостоятельную работу, чтобы проверить , как вы усвоили материал. (взаимопроверка). Ответы на слайде

1.Причастие обозначает…. 
А) признак предмета по действию. Б) добавочное действие. В) признак предмета. Г) действие предмета. 

2. Свойства каких частей речи имеет причастие? 
А) глагола и наречия. Б) глагола и прилагательного. В) прилагательного и существительного. 

Д)глагола и местоимения. 

3.Укажите причастие:

А) синий Б) синеет В) синеющий Г) синеватый

4.Укажите причастие:

А) умница Б) умный В) поумнеешь Г) поумневший

5. Укажите лишнее слово

А) вымытый Б) могучий В) написанный Г) желающий

Взаимопроверка Ответы (1А, 2Б, 3В, 4Г)5Б)

5б – 5

4б – 4

3б – 3

2б – 2

Какой вывод вы сделали, выполнив тест .

Домашнее задание: 1) из учебника литературы для 7 класса выписать из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» пять предложений, где есть причастия (выделить суффикс) ИЛИ

2)упр. 57, 59

3) учи. ру (задание от учителя) (для всех)


Какое впечатление произвела на вас картина «Опять двойка»? Давайте сейчас посмотрим на картину . Вам она знакома? На самом деле эта картина входит в трилогию Федора Решетникова. Я желаю вам покинуть этот класс с таким же настроением, как у мальчика на картине. Ну а дома вы можете поискать особенность в этих картинах. и узнаете почему они называются трилогия.


Урок окончен, спасибо за активное участие!

9