СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки в 5 классе "Маэстро, музыку!"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока музыки в 5 классе "Маэстро, музыку!"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки в 5 классе "Маэстро, музыку!"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»










Конспект урока



«Маэстро, музыку!»

( 5 класс)


Номинация: Современный урок








Авласенко Кристина

Александровна,

учитель музыки










г. Абакан

2021

Тема урока: «Маэстро, музыку!»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: создать условия для ознакомления с жизнью и творчеством выдающегося композитора Сергея Прокофьева; показать многогранность его музыки.

Задачи урока:

- познакомить учащихся с творчеством Сергея Прокофьева;

- развивать умение логически мыслить, проявлять собственную инициативу и творчество в процессе занятий;

- закреплять навык творческого интонирования мелодии, правильного дыхания и точной артикуляции слов при пении;

- формировать устойчивый интерес к творчеству великого русского композитора;

- воспитывать навык вдумчивого вслушивания в музыкальное произведение, способности анализировать его содержание и средства выразительности.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: воспринимают музыку и размышляют о ней, открыто и эмоционально выражая свое отношение; проводят интонационно-образный анализ инструментального произведения – чувства, характер, настроение; используют элементарные умения и навыки при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности.

Метапредметные УУД:

познавательные: опираются на имеющий жизненный опыт в процессе знакомства с новой информацией; решают проблемы в процессе анализа музыки; извлекают необходимую информацию из прослушанного произведения; умеют строить речевые высказывания в устной форме: размышляют о музыке в форме диалога с учителем; дают оценку результатам деятельности;

регулятивные: организовывают свою деятельность, определяют ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике; дают оценку результатам деятельности;

коммуникативные: умеют слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем в процессе все видов работы на уроке; умеют анализировать, сопоставлять и делать коллективные выводы.

Музыкальный материал:

  1. «Вариация Феи весны» из балета «Золушка»

  2. «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта»

  3. «Сказочка» из цикла «Детская музыка»

  4. «Сладкая песенка»

  5. «Марш» из симфонической сказки «Петя и волк»

  6. Л. Скрягина «Маэстро».

Оборудование: ноутбук, слайдовая презентация, раздаточный материал (карточки № 1, № 2, карточки для работы в парах).


Ход урока

Дети входят под музыку Сергея Прокофьева «Вариации Феи весны» из балета «Золушка»

  1. Мотивация учебной деятельности.

Учитель: Прозвенел для нас звонок, нам пора начать урок! Здравствуйте!

Дети: Прозвенел для нас звонок, нам пора начать урок! Здравствуйте!

Раздается стук в дверь. Учитель открывает ее и получает красиво оформленный свиток.

Учитель: Ребята, кто-нибудь из вас догадался, кто к нам приходил? Не удивляйтесь – это добрая Фея музыки. Видимо, она что-то хочет сообщить нам. Давайте посмотрим, что это за послание.

Учитель демонстрирует свиток и зачитывает послание.

«Дорогие друзья! Вот уже долгое время я внимательно наблюдаю за вами. Мне нравится, с каким интересом вы занимаетесь музыкой. Поэтому я решила сегодня сделать вам сюрприз – приглашение на виртуальный юбилейный концерт выдающегося композитора, фамилию которого вам необходимо определить, прослушав его музыкальное произведение. Но чтобы на этом концерте вам было интереснее, необходимо к нему тщательно подготовиться. Удачи вам, ребята!

Фея музыки»

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Учитель: Ребята, давайте попробуем определить, на концерт какого композитора нас пригласила Фея музыки, прослушав музыкальное произведение?

Слушание: С. Прокофьев «Джульетта-девочка».

Дети: Сергей Прокофьев.

Учитель: Молодцы! Конечно это замечательный композитор Сергей Сергеевич Прокофьев, которого называют «солнцем русской музыки XX века»! 23 апреля 2021 года будет 130 лет со дня рождения этого великого музыканта.

III. Постановка учебной задачи.

Учитель: Вот мы и узнали имя композитора. А что же еще нам нужно знать о Сергее Прокофьеве, чтобы его концерт нам был понятен и интересен?

Дети: Нам нужно познакомиться с биографией композитора, узнать названия его произведений, особенности написания музыки .

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель: Знакомиться с жизнью композитора мы будем через работу в группах. На столах у вас лежат карточки-задания, в них прописана инструкция выполнения. Работаем с карточкой № 1. Время выполнения заданий 5 минут.

Работа по группам с карточкой № 1

Представление результатов работы.

Учитель: Вот такими были страницы жизни Сергея Прокофьева. Еще раз обратите внимание, столько прекрасных произведений было сочинено этим композитором в разные периоды жизни. В его сочинениях оживают перед нами русская история (в кантате «Александр Невский», опере «Война и мир» и современность (оперы «Повесть о настоящем человеке), шекспировская трагедия (балет «Ромео и Джульетта»), и – сказка (балет «Золушка», опера «Любовь к трем апельсинам»). Обратите внимание, Сергей Прокофьев сочинял музыку практически во всех жанрах (вокальных и инструментальных) и как для взрослых, так и для детей. С биографией Сергея Прокофьева ознакомились, перечень произведений установили, что же еще нам нужно определить?

Дети: особенности написания музыки.

Учитель: Ребята, сейчас вы услышите три прекрасных музыкальных произведения Сергея Прокофьева. После прослушивания каждого из них, работая в парах, вам необходимо в соответствии с планом, представленным на экране, определить характер прозвучавшей музыки и подобрать слова, характеризующиеся средства музыкальной выразительности, которые использует композитор в музыке. В этом вам помогут карточки для работы в парах. Слушаем первое музыкальное произведение, после чего выполняем задание.

Слушание: «Сказочка» из цикла «Детская музыка» в исполнении учащегося.

Учитель: Ребята, что вы можете сказать об этом музыкальном произведении?

Дети: Это произведение по характеру спокойное, задумчивое, лад минорный, мелодия резвая, ритм ровный, регистр средний, темп умеренный, динамика forte (громко) и piano (тихо).

Учитель: Это произведение называется «Сказочка» из цикла «Детская музыка». Здесь не ничего страшного. Тихая, нежная и трогательно простая мелодия делает сказочку таинственной и задумчивой. Цикл «Детская музыка» состоит из 12 пьес для фортепиано. Там есть картинки природы под названием «Утро» и «Вечер», сценки из детского быта «Прогулка» и «Раскаяние», танцевальные пьесы «Вальс» и «Тарантелла», живые сцены детских игр «Марш» и «Пятнашки». Для фортепиано Сергей Прокофьев написал очень много музыкальных произведений. Среди них 10 сонат, 2 сонатины, токката, циклы «Мимолетности» и «Мысли». Ну а теперь, слушаем второе музыкальное произведение.

Слушание: «Сладкая песенка» в исполнении учителя музыки.

Работа в парах с карточками.

Учитель: Какие особенности музыки вы определили при прослушивании музыкального произведения?

Дети: Второе произведение по характеру игривое, лад мажорный, мелодия резвая и плавная, ритм ровный, регистр высокий, темп умеренный, динамика forte (громко).

Учитель: Молодцы! Называется это произведение «Сладкая песенка» на стихи советской поэтессы Нины Саконской. Вокальных произведений в творчестве композитора очень много. Для голоса и фортепиано Сергей Прокофьев написал такие произведения, как «В моем лесу» на стихи К. Бальмонта», «Румяною зарею» на стихи А. Пушкина, «Солнце комнату наполнило» на стихи А. Ахматовой. Также композитора привлекали русские народные песни, на которые он делал обработки. Особое место в творчестве Сергей Прокофьева занимают оперы, их у него 9. Это «Война и мир», «Огненный ангел», «Игрок» и другие. Но самым масштабным вокальным жанром в творчестве композитора являются кантаты: такие как «Семеро их», «Расцветай, могучий край», «Кантата к 20-летию Октября».

Учитель: Слушаем следующее музыкальное произведение.

Слушание: «Марш» из симфонической сказки «Петя и волк» в исполнении учащихся детской музыкальной школы (квартет струнно-смычковых инструментов)

Работа в парах с карточками.

Дети: Это произведение по характеру строгое, лад мажорный, мелодия плавная и резвая, ритм ровный, регистр средний, темп умеренный, динамика forte (громко).

Учитель: Молодцы! Это произведение называется «Марш» из симфонической сказки «Петя и волк». Фрагмент прозвучал для вас в исполнении скрипок и фортепиано. Ребята, а в каком большом составе есть группа струнно-смычковых инструментов?

Дети: Симфонический оркестр.

Учитель: Правильно! Эта сказка об удивительном случае, который произошел в мальчиком Петей в гостях у дедушки. Каждого героя сказки показывает определенный инструмент, каждый герой имеет свой голос. Так вот, тему Пети как раз исполняют струнно-смычковые инструменты. Так же, для симфонического оркестра Сергей Прокофьев написал балеты «На Днепре», «Стальной скок», «Сказка про шута», «Сказ о каменной цветке», 7 симфоний; симфонические сюиты и даже симфониетты. Произведения, о которых вы сегодня узнали – это лишь небольшая часть творчества Сергея Прокофьева. Ребята, познакомившись с тремя музыкальными произведениями великого композитора, что вы можете сказать о музыке Сергея Прокофьева?

Дети: Она жизнерадостная, светлая, добрая.

Учитель: В каких жанрах писал композитор?

Дети: оперы, балеты, симфонии, песни, романсы, кантаты, музыка для детей.

Учитель: Наследие Сергея Прокофьева впечатляет как разнообразием жанров, так и количеством созданных им произведений. Он передал в своем творчестве строй чувств современников, острые драматические столкновения эпохи и веру в победу светлого начала в жизни.

V. Первичное закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учитель: На карточке № 2 представлен кроссворд, который каждому из вас необходимо решить.

Учащиеся индивидуально выполняют задание, а затем проверяют правильность его выполнения по эталону на слайде.

Учитель: Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. Какое слово при выполнении кроссворда получилось по вертикали?

Дети: Солнце.

Учитель: «Солнце русской музыки XX века…» - так говорил советский композитор Дмитрий Кабалевский о Сергее Прокофьеве. И ведь действительно, его смело можно так назвать, ведь творчество этого композитора наполнено могучей силой, ослепительным светом, проникнуто безграничной любовью к жизни, к человеку, к природе. А как вы думаете, можно ли Сергея Прокофьева назвать маэстро?

Дети: Да, конечно.

Учитель: А почему?

Дети: Потому что он является выдающимся композитором, дирижером и пианистом.

Учитель: Да, действительно! Сегодня мы чествуем композитора, чья музыка стала классикой XX века и до сих пор волнует сердца людей.

Исполнение учащихся: Л. Скрягина – «Маэстро»


Однажды сердце сильней забилось

И значит рядом хороший друг

Страна мелодий тебе открылась

Преобразился мир вокруг

Всё стало ярким и необычным

В тиши запела на голоса

Маэстро в руки взял ключ скрипичный

Сейчас начнутся чудеса.


Припев:

На рассвете звёзды гаснут

Чтобы каждый мог зажечь свою.

Песня дружбы ты прекрасна

Я тебе её дарю


  1. Разбудит струны скрипач кузнечик

Квартет лягушек споёт куплет

Припев подхватит смышлёный птенчик

И песня облетит весь свет

Зажгутся звёзды призы симпатий

Маэстро выйдет из-за кулис

И будет муза в воздушном платье

Всю ночь солировать на "бис".


VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Учитель: Сегодня мы познакомились с творчеством С.С. Прокофьева и принимаем приглашение Феи музыки на виртуальный концерт композитора, который состоится на следующем нашем уроке. Ну, а теперь, я предлагаю отблагодарить Фею музыки за столь необычный подарок, создав для нее красивый букет цветов. Выберите цветок, цвет которого наиболее подходит к цвету вашего настроения. Если ваше состояние восторженное и радостное, то выберите цветок оранжевого цвета; если ваше состояние спокойное и приятное, то выберите цветок зеленого цвета; если ваше состояние напряженное и грустное, то выберите цветок желтого цвета.

Проводится рефлексия «Букет для Феи»

Учитель: Я думаю, Фея музыки будет рада нашему подарку! Спасибо за работу! До встречи на виртуальном концерте!






































Приложение

Карточка № 1


  1. Прочитайте фрагмент биографии Сергея Прокофьева (у каждой группы этап жизни композитора)


Сергей Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в деревне Сонцовка. Так как музыку в доме в исполнении мамы он слышал с самого детства, музыкальное дарование раскрылось рано. В пять с лишним лет Сережа уже сочинил фортепианную пьеску под названием «Индийский галоп», а в 9 лет написал свою первую оперу «Великан» на собственный сюжет. Образованием Сережи вначале занимались родители, которые были очень умными людьми. Они приучили его к сосредоточенности и постоянному труду. Первоначальное музыкальное образование так же получил дома: занимался с матерью, брал уроки Рейнгольда Глиэра. Живые, интересные занятия с Глиэром оказали благотворное влияние на развитие таланта Прокофьева.


  1. Подготовьте свой рассказ о композиторе.


  1. Выпишите на карточку произведения, которые сочинил композитор в этот период жизни.



Карточка № 2


Прослушав музыкальное произведение, определите характер и средства музыкальной выразительности. Подчеркните правильный вариант.


Музыкальное произведение № 1


Характер музыки: величавый, игривый, таинственный

Лад: мажор, минор

Мелодия: плавная, резвая

Регистр: низкий, средний, высокий

Ритм: ровный, скачкообразный

Темп: медленный, умеренный, быстрый

Динамика: piano, forte


Музыкальное произведение № 2


Характер музыки: величавый, игривый, таинственный

Лад: мажор, минор

Мелодия: плавная, резвая

Регистр: низкий, средний, высокий

Ритм: ровный, скачкообразный

Темп: медленный, умеренный, быстрый

Динамика: piano, forte



Музыкальное произведение № 3


Характер музыки: величавый, игривый, таинственный

Лад: мажор, минор

Мелодия: плавная, резвая

Регистр: низкий, средний, высокий

Ритм: ровный, скачкообразный

Темп: медленный, умеренный, быстрый

Динамика: piano, forte



Карточка № 3


  1. В какой учебном заведении Сергей Прокофьев получил свою профессию?

  2. Какую премию получил Сергей Прокофьев по окончанию консерватории?

  3. Название первой оперы Сергей Сергеевича Прокофьева?

  4. К какому жанру относится произведение «Александр Невский»?

  5. В какой стране долгое время прожил композитор?

  6. К этому цитрусовому в количестве трех штук была выражена любовь в опере С. Прокофьева?




к

о

н

с

е

р

в

а

т

о

р

и

я









р

о

я

л

ь




в

е

л

и

к

а

н




к

а

н

т

а

т

а

ф

р

а

н

ц

и

я







а

п

е

л

ь

с

и

н




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!