СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему: Научно популярная статья "Валдайский национальный парк". Аркадий Тишков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения на тему: Научно-популярная статья "Валдайский национальнвй парк". 4 класс. УМК "Планета знаний".

Данная разработка поможет провести урок литературного чтения в соответствии с требованиями ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: Научно популярная статья "Валдайский национальный парк". Аркадий Тишков»

Урок литературного чтения в 4 «А» классе

Тема:   Работа с научно – популярной статьей «Валдайский национальный парк»

Цель: научить детей работать с научно - популярной статьёй, находить главную мысль, учить краткому пересказу, отличать художественную литературу от научно – популярной, чтобы они полноценно воспринимали произведения в их видородовой специфике.

Задачи:

  • формировать у обучающихся интерес к научным знаниям и потребность в них;

  • учить размышлять над содержанием текста, выражать своё отношение;

  • развивать речь обучающихся посредством ответов на вопросы, навыки правильного осознанного чтения, учить выделять детали, необходимые для характеристики героя; научить выделять детали, с помощью которых строится портретная характеристика (составление синквейна);

  • воспитывать милосердие, любовь и сострадание к ближнему.

Проблемы, решаемые обучающимися:

Определить тему урока, используя межпредметную интеграцию, применить знания по окружающему миру по описанию назвать явление в природе, называть имеющие знания об изучаемом предмете, определить значение выполняемых заданий, называть особенности научно-популярных текстов, внимательно перечитывать текст, уметь ориентироваться в тексте, озаглавливать части, делать обобщение, сравнивать произведения.

Планируемые результаты

Личностные:

  • развивать эстетическое чувство на основе статьи;

  • прививать бережное отношение к природе;

  • оценивать свое поведение в природе, поступки людей в природе.

Регулятивные УУД

  • прогнозировать содержание произведения по его заголовку;

  • координировать собственную позицию с позицией партнеров при выработке решения

  • видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию учителя;

Познавательные УУД

  • формулировать познавательной цели;

  • анализ объектов с целью выделения признаков;

  • поиск необходимой информации;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи;

  • рефлексия деятельности;

  • смысловое чтение;

  • извлекать необходимую информацию из изучаемого текста.

Коммуникативные УУД

  • сотрудничать с учителем и сверстниками;

  • учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

  • формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания; строить монологическое высказывание; слушать собеседника.

Информационно - методическое обеспечение:

для учащихся: учебник литературного чтения 4 класс УМК «Планета Знаний» 2 ч.

для учителя: презентация по теме, смайлики радости, удивления, грусти.



Ход урока

1.Мотивация деятельности: 1-2 мин

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой учащихся:

  • Пожелайте друг другу удачи. Выберите настроение.

(на доске 3 смайлика - радость, удивление, грусть).

  • Судя по вашей улыбке вы выбрали смайлик радости.

(смайлик вешается на классную доску сбоку от даты)

Добрые пожелания ученикам:

Вы выбрали хорошее настроение, но не забываем и про удивление.

2. Актуализация усвоения знаний: 5-7 мин

Так с хорошим настроением проведем проверку д./з.

  • Что было задано на дом?

  • Прочитайте отрывок М. Пришвина «Моя Родина» (из воспоминаний детства)

  • Расскажите последний абзац наизусть.

Определение темы урока:

  • Это фото вам поможет определить тему урока. (слайд презентации)

Тема урока: Работа с научно – популярной статьей «Валдайский национальный парк»

Систематизация имеющих знаний.

  • Расскажем, что вы знаете об охраняемых природных объектах.

3. Принятие учебной задачи. 2 мин

  • Откроем стр.119.

  • В каком разделе находится текст?

  • Вспомните, что такое научно-популярная статья?

Научно-познавательная литература не только описывает признаки, явления, излагает суть исторического события, но и указывает на связь с другими фактами и явлениями, даёт им научное обоснование, а иногда даже учит практическому применению предметов. Бывают научно-популярные статьи и научно-художественные. 

Особенности научно-познавательной статьи : ей свойственен особый языковой характер: простота и строгость синтаксического строя предложения; точность и однозначность словоупотребления; специальное употребление научных терминов. Художественное произведение в первую очередь воздействует на эмоции и чувства.

  • Предположите, о чем пойдет речь в статье?

Нацеливание на чтение:

  • Зачем мы будем читать статью?

  • Что нам сделать, чтобы узнать новое из статьи?

4. Совместное открытие знаний. 5-6 мин

  • Проведем словарную работу.

  • Зачем надо это сделать?

Объяснение значения слов.

Проводится работа над правильной расстановкой ударения и тренировка произношения слов

Флора - исторически сложившаяся совокупность видов растений, распространённых на конкретной территории.

Фауна - исторически сложившаяся совокупность видов животных, обитающих в данной области. Домашние животные, животные в зоопарках и т. п. не входят в состав фауны

Национальный парк - территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека

Первичное чтение:

Чтение детьми по частям.

Проверка восприятия:

  • Угадали ли мы содержание?

  • Узнали ли что-то новое?

Физминутка

5. Первичное закрепление изученного.

Повторное чтение и анализ по абзацам:

Нацеливаю на повторное чтение.

  • Давайте подробнее поговорим об этом уникальном заповедном месте.

Чтение 1 и 2 абзаца.

Ответьте на вопросы:

  • Где находится Валдайский национальный парк?

  • Когда он был создан и для чего?

  • Чем уникален данный парк?

  • Какие ещё достопримечательности есть в данном парке?

Чтение 3 и 4 абзацев.

  • Расскажите о флоре парка. Какие деревья там преобладают?

  • Какие природные зоны встречаются там?

  • Расскажите о фауне парка. Какие животные его заселяют?

  • Каких птиц можно встретить в парке?

  • Какие рыбы водятся в заповедных водоёмах?

Комплекс упражнений для глаз

Посмотрите влево, вправо, вверх, вниз.

Нарисуйте глазами круг, квадрат, треугольник.

Быстро поморгайте.

Закрыли глаза.

6.Включение нового знания в систему закрепления изученного-5мин

Закрепление находить главные мысли частей:

составление плана статьи

- Какие вопросы мы ставим, чтобы составить план?

Самостоятельная работа.

Составьте план статьи (работа в парах)

1. Место положения парка.

2. Достопримечательности парка.

3. Флора парка.

4. Фауна парка.

Оценка работы учащихся.

7.Рефлексия деятельности. 4-5 мин

Определение главной мысли.

  • Что автор хотела донести до нас в этой статье?

  • Расскажите о правилах поведения в природе.

8 Итог урока.

Продолжи фразу:

На уроке мне понравилось …

Мне было трудно …

Мне было интересно…

Как оцените свою работу?

9. Д./з. с. 119 – 120 на пересказ