СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему политическая власть

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему политическая власть»

Тема «Власть»

Образовательная цель: что такое власть, сила, авторитет, их соотношение и значение в жизни общества.

Развивающая цель: продолжить формирование умений соотносить понятия.

Воспитательная цель: продолжить воспитание гражданского начала в учениках.

Переход к новой теме: написать на доске название, учащиеся записывают в тетради.

Цель – понятия сила, власть, авторитет, влияние, иерархия, связь силы, власти и авторитета, власть как цель и как средство.

Начнём с основных понятий, входящих в эту тему. Можно задать учащимся вопрос: Что такое власть по их мнению? Ответы только по инициативе учеников.

Далее перейти к объяснению того, что понимают под властью в повседневной жизни. Привести примеры. На основе этих примеров перейти к компонентам понятия власть: сила, власть, авторитет. Ученики записывают эти компоненты. Привести небольшие примеры по каждому компоненту, чтобы ученики примерно поняли суть деления.

Далее перейти к изложению понятий: сила, власть, авторитет.

Сила – применение физического воздействия с целью навязать свою волю другим людям помимо их желания.

В таком значении сила выступает как принудительное влияние. Привести примеры, начиная с животной природы и заканчивая преступными формированиями. Указать какие средства использует сила для влияния. Ученики записывают понятие сила и ее средства.

Власть – это влияние на основе закона или традиции, то есть не физическое воздействие, оказываемое на других людей в рамках закона или обычая.

Указать, что такое влияние проявляется в обществе как в организованной группе, живущей по определённым законам. На основе власти, как влияния, существуют все государства мира. В определённый период в государствах власть делится на три ветви: исполнительную, законодательную и судебную. Охарактеризовать эти ветви. Привести примеры в разных странах. Далее указать, что власть становится в обществе политическим институтом, который оформляет своё влияние в законных решениях, принимающих различный вид: от царских указов до приказов директора или генерала.

Далее необходимо указать, что власть более широкое понятие, нежели сила, потому что она может осуществляться без применения силы. Ученики записывают: понятие власти, разделение властей, политический институт общества – власть.

Авторитет – в широком смысле – общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте; в узком – одна из форм осуществления власти.

Основой авторитета является уважение: к знаниям, опыту, достижениям, личным качествам и т.д. Ученики записывают понятие авторитета, его основы.

Далее необходимо указать, что, исходя из указанных определений, сила, власть и авторитет являются видами влияния. Но это лишь с одной стороны. Если внимательно вчитаться в определения понятий, то можно заметить, что сила и авторитет как бы противостоят друг другу, потому что за основу берут противоположные категории: с одной стороны страх, с другой уважение. Они могут сочетаться лишь в извращённой форме в мире организованной преступности.

А вот власть прекрасно сочетается как с силой, так и с авторитетом. Поэтому можно сказать, что сила и авторитет – это источники власти. Ученики записывают связи силы, власти и авторитета.

Указать, что власть существует там, где есть некая организованная система, позволяющая меньшинству управлять большинством. Такая система плюс власть рождают понятие Иерархия.

Иерархия – расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Термин употребляется для характеристики организации христианской церкви; в социологии – для обозначения социальной структуры общества; в теории организации – принцип управления. Ученики записывают определения иерархии.



Во всех государствах мира верхушку властной пирамиды занимает меньшинство. Меньшинство добивается власти различными способами, как мирными, так и вооружёнными. И так же это меньшинство пытается удержаться у власти как мирными так и не совсем мирными способами. Привести примеры из истории и повседневной жизни. ученики записывают эту особенность и записывают один пример.



Из этих примеров прейти к вопросу о власти как ценностной категории. Сказать, что власть может выступать как цель и как средство. Указать разницу между этими подвидами. Сказать о негативной и позитивной стороне вопроса. Привести примеры из истории. Ученики записывают власть как ценность и власть как средство.

В итоге повторить соотношение трёх понятий (сила, власть, авторитет) в различных вариантах. Задать вопрос классу: Считают ли они власть необходимым элементом общества и почему? Как они относятся к источникам власти: сила и авторитет? Стр 11практикум устно

В качестве домашнего задания дать на повторение пройденный, на уроке, материал. Повторить понятия власть, сила, авторитет, их соотношение друг с другом. Предложить найти ещё примеры из истории и повседневной жизни, кроме тех, что указаны в учебнике.

Параграф 24.