Урок изобразительного искусства в 5 классе
Связь времен в народном искусстве. Народная игрушка
Тип урока: Изучение новых знаний
Форма урока: на уроке используется индивидуальная, парная и групповая работа, сообщения учащихся
Цели урока: научить находить сходство и различия в росписи наиболее известных промыслов народной игрушки (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская),
научить выполнять кистевую роспись игрушки в традициях русских мастеров.
Задачи:
Образовательная:
Закрепить знания о промыслах России. Дать знания о промыслах нашего края.
Углубить знания о русской народной глиняной игрушке, технологии
изготовления и росписи.
Познакомить с характерными особенностями формы и росписи игрушек
из Дымкова, Филимонова, Каргополья.
приобщение учащихся к истокам мировой и национальной культуры
через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном,
через изображение декоративной символики как обозначении жизненно важных
для человека смыслов.
Развивающая:
Развивать умение у учащихся анализировать, сравнивать, правильно
обобщать данные и делать выводы в работе с таблицами.
Развивать мелкую моторику руки, глазомер, аналитическое мышление, образное воображение;
формировать навыки в создании единства формы и декора игрушки, композиции и ритма цветовых пятен и элементов;
Развивать способность использовать в собственной художественной деятельности различные материалы графики для создания символических образов: солярные знаки, древо жизни, образ матери - земли и др, совершенствовать навыки кистевой росписи.
Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность
учащихся
Воспитательная:
Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Воспитывать чувство взаимоуважения, сотрудничества, толерантности.
Планируемые результаты:
Предметные:
ученики будут
- знать наиболее известные промыслы народной игрушки России, Самарской области,
- осознанно понимать условно - символический характер народного декоративного искусства;
- уметь самостоятельно определять характерные качества знаков и символов в искусстве;
- изображать знаки - символы, выполнять вариации орнаментальных композиций на основе традиционных росписей.
- уметь объяснять, чем похожи и чем отличаются игрушки известных промыслов
Личностные: у обучающегося будет сформировано:
-- интерес к культуре своего народа, своего края;
- мотивация к изучению данной темы для понимания орнаментальной символики
славянского народа, в процессе рефлексии умение проводить самооценку;
-готовность и способность к саморазвитию, самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
-способность предвидеть результат своей деятельности;
-эмоциональное удовлетворение от продуктивности собственной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные:
-соотносить свои действия с планируемыми результатами;
-осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
-определять способы действий в рамках предложенных условий;
-осознавать трудности, стремиться их преодолевать, пользоваться различными
видами помощи.
Познавательные:
ученик научится
-находить и выделять главную информацию;
- выделять познавательные цели о характерных особенностях славянской
символики
-находить различие и сходство в форме и росписи наиболее известных промыслов;
- выполнять кистевую роспись на плоскостной форме в технике письма мазком, печаткой-тычком в традициях народных мастеров.
- выбирать способы решения: поиск композиции, выбор графических материалов, знаково - символических изображений;
- анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, составлять цельный образ из характерных элементов - символов.
.
Коммуникативные УУД:
ученики научатся
-самостоятельно выполнять творческую работу, используя информацию,
полученную на уроке;
-высказывать, собственное мнение, приводить убедительные
аргументы формулировать свою точку зрения и отстаивать ее;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками;
-работать индивидуально, в парах, в коллективе.
Целеполагание:
1)будет уметь планировать свою учебно - познавательную и практическую деятельность;
2)будет иметь возможность прогнозировать и предвидеть конечный результат.
Понятийный аппарат: солярные знаки, народные промыслы, орнамент
Оборудование для учителя: компьютер, мультимедийный проектор.
Дидактическое сопровождение:
-наглядные пособия к теме « Связь времён в народном искусстве»: плоскостные образцы росписи дымковской, филимоновской, каргопольской игрушки, таблички «Дымково», «Филимоново», «Каргополье», «Народная игрушка»
-таблицы с элементами узоров дымковской, каргопольской и филимоновской росписи.
-фотографии промысловых городов с названием промысла
-тёпловская игрушка-свистулька.
Видеоматериалы:
- Фрагмент фильма «Как лепят игрушки»
Музыкальный ряд:
Мелодия к песне «Выглянуло солнышко» муз. Чичкова
Музыкальная зарядка «Солнышко»
Литературный ряд:
стихи-загадки о народной игрушке, стихотворение –приветствие
Материалы для познавательной деятельности:
-карточки «Дополни предложение»;
-учебные таблицы «Особенности росписи игрушки»;
-ленточки-повязки;
-раздаточный материал плоскостные формы игрушек, дополнительный лист-черновик;
- гуашь, палитры, стаканчики непроливайки, салфетки, кисточки разных размеров, ватные палочки.
ЭОР: презентация «Народная игрушка»
Индивидуальная работа: во время самостоятельной практической работы учащихся учитель проводит показ и комментирование удачных и ошибочных моментов в детских работах, показывает и комментирует варианты исправления ошибок и композиционные приемы росписи.
Оценочное ориентирование: перед практической частью учитель озвучивает, какую оценку ученик может получить за правильно выполненную работу и что для этого необходимо.
Дата проведения: 08.11.2015
Учитель: Соколова Марина Алексеевна
Регламент урока
№ п/п | Этапы урока | Время (мин) |
-
| Организационный. | 1 |
-
| Мотивационный. Актуализация знаний. Завязка. | 3 |
-
| Подготовка к восприятию нового материала | 2 |
-
| Открытие нового знания | 5 |
-
| Первичное усвоение новых знаний | 3 |
-
| Первичная проверка понимания | 3 |
-
| Физминутка | 1,5 |
-
| Включение нового знания в систему знаний и повторение Практическая работа | 7 |
-
| Контроль усвоения новых знаний | 1 |
-
| Информация о домашнем задании | 1 |
-
| Рефлексия. | 3 мин |
Продолжительность урока | 30мин |
Организационный момент-1 мин.
Вернисаж. На доске образцы народных игрушек расположены в три группы, без названия, названия промыслов внизу доски расположены не по порядку. В центре слово прикреплено обратной стороной, отгадав загадку, дети откроют ключевое слово «народная игрушка». - Здравствуйте, ребята. Пусть символом сегодняшнего дня будет солнышко . ( Слайд1) И оно вас сегодня приветствует.
Солнце вышло из – за тучки,
помахало вам ручкой,
обняло, поцеловало и удачи пожелало.
(Слайд 2) – Сейчас я прочту вам фрагмент стихотворения, а вы подумайте, о чём в нём говорится:
А в печи – не калачи, а в печи - не куличи,
Не кастрюли, чугуны – а лошадок табуны.
За лошадками – козел, из печи – и прыг на стол!
Вылезай скорей, медведь! В печке можно угореть.
Друг за дружкой выплывают утушек – свистулек стаи,
А за ними в свой черед – кукол пестрый хоровод.
А в печи – не калачи, а в печи - не куличи,
Не пышки, не ватрушки, в печи – игрушки!
(перевернуть табличку с названием «Народная игрушка»)
- Ребята, посмотрите наш Вернисаж.
Что вы видите? (изображения глиняных игрушек)
Верно! Скажите, пожалуйста, только ли для игры существуют игрушки? - Не всегда игрушки были только игрушками. Раньше некоторые из игрушек считались оберегами. Что такое оберег? (Оберег - это предмет или символ, призванный защищать своего владельца и его дом от бед, приносить в дом счастье и достаток.) В каких темах прошлых уроков нам встречались уже такие символы? Назовите их. Глиняные игрушки в старые времена тоже были оберегами. Мне кажется, что вы уже готовы назвать тему нашего урока. (Ученики высказывают свои предположения, учитель открывает (Слайд 3) «Древние образы в современных народных игрушках». А вы хотите подарить своим близким игрушку-оберег как символ здоровья и благополучия? - Что для этого нужно знать и уметь?(знать особенности росписи игрушек, уметь их расписывать) (Слайд 4) Сегодня на уроке мы узнаем много интересного о народной игрушке, научимся различать игрушки по их форме и росписи, составлять для них узоры. Ваши расписные игрушки украсят нашу выставку в конце урока. А потом вы их подарите своим близким. (Слайд 5) Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Народные игрушки - всегда яркие, радостные, как будто из сказок. Они любимы и детьми, и взрослыми. Глиняные игрушки словно хранят тепло рук создавших их мастеров. Это косолапые мишки, птицы и барашки - свистульки, всадники, барыни в нарядных одеяниях. Кто-нибудь из вас, ребята, знает, когда и как появилась на Руси глиняная игрушка? (Слайд 6)Об этом вы узнаете из фильма «Как лепят глиняную игрушку», посмотрите внимательно фильм и дополните первые пять предложений на ваших карточках (Слайд 7). Три последних предложения вы заполните позже. (3 мин).
(Содержание фильма: История игрушки началась с эпохи палеолита, когда в глубочайшей древности только зарождалась человеческая культура. Древнейшие глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей страны, относятся ко II тысячелетию до Рождества Христова. Это маленькие глиняные топорики, посуда, погремушки, свистульки (кони, птицы, фигурки людей). Позднее игрушки из глины стали предметом продажи. Их стали делать специально для весенних ярмарок, коротая долгие зимние вечера за изготовлением свистулек, гудков, коней, барынь, всадников и прочей игрушечной армии. Игрушками стали заниматься целые семьи, передавая секреты изготовления, заготовки и обжига глины от поколения к поколению. Взрослые хранили традиции изготовления и росписи, передавали эти знания своим детям. У каждого мастера вырабатывался свой стиль, своя манера лепки и оформления изделий. Дети помогали своим родителям лепить и красить игрушки. Игрушки лепили женщины и девочки, начиная с 7-8 лет. Занимались этим в свободное от сельских работ время - большей частью зимой и весной до покосов. У каждого промысла есть отличительные черты, свои особенности, свой
цвет. Это получается потому, что глина в разных местах нашей страны разная – есть плотная и жесткая, а есть очень мягкая и податливая. А расцветка игрушек тоже разная –какие краски есть в природе этого края, такие цвета мастера и используют мастера. В древности игрушечные предметы были далеки от забавы, они несли глубокий магический смысл, были элементом магических обрядов. Игрушка всегда сопутствовала человеку. Для детей она игра, забава, возможность перенестись в мир фантазий. Взрослые с радостью смотрят на красивые, забавные игрушки, которые доставляют им удовольствие формой и цветом, переносят в Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства глиняных и деревянных игрушек. Передаются в народе знания и история.)
.(Слайд 7 Тёпловская игрушка) Во многих городах есть свои интересные, неповторимые сувениры, игрушки. Оказывается, и в Самарской области есть такие. Развивается этот промысел в селе Тёпловка Пестравского района. Юные мастера, создающие из глины настоящую сказку, участвуют не только в региональных, но и во Всероссийских выставках - ярмарках и фестивалях, конкурсах "Жигулевская палитра", "Ладья" в Москве, Всероссийском фестивале "Современная рукотворная игрушка" в Кирове. Показ игрушки. Сегодня мы глубже узнаем о традициях, формах и росписи, которые используют народные мастера для достижения большей живописности, изделий, а поможет вам в этом таблица « Отличительные особенности народных игрушек»( Слайд 8). Я предлагаю вам поработать с таблицами в парах и определить, к какому промыслу относится каждая группа игрушек на выставке, затем, правильно разместить таблички с названиями. Своё решение нужно обосновать.
Отличительные особенности народных глиняных игрушек
| форма | орнамент росписи | основные цвета, используемые в росписи |
Филимоновские игрушки | имеют вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят изящными, стройными | чередующиеся полоски, точки, круги, овалы, звездочки, треугольники; бывают и сложные узоры, особенно на юбках у барынь: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка» или яркое «солнышко» | малиново-красный, лимонно-желтый, темно-синий, изумрудно-зеленый |
Каргопольские игрушки | приземисты; они кажутся неуклюжими и тяжеловатыми | древние символы Солнца – большие огненно-красные круги, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев, веточек растений, точки, перекрещивающиеся линии, разноцветные черточки | черный, красный, желтый, бледно-зеленый, синий |
Дымковские игрушки | монолитны, силуэт фигурок отличается мягкой плавностью и округлостью | кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки | малиновый, красный, зеленый, желтый, оранжевый, синий и даже золотой |
Работа в парах (3 мин). Ответы детей.
1.Филимоновские игрушки имеют вытянутую форму, мастера используют в основном лимонный, малиновый, изумрудный и тёмно-синий цвет, в росписи используют ёлочки, полоски, точки, круги, овалы.
2. Дымковская игрушка фигурки монолитны, отличаются мягкой плавностью, используемые цвета красный, зелёный, жёлтый, оранжевый, синий, золотой, элементы росписи круги, клеточки, волнистые линии, точки.
3.Каргопольские игрушки приземисты, кажутся неуклюжими, используемые цвета черный, красный, желтый, бледно-зеленый, синий. Элементы росписи большие огненно-красные круги, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев, веточек растений, точки, перекрещивающиеся линии. Ученики ставят названия к нужному промыслу, обосновывают свой ответ.
- (Слайд 10-13) Самые знаменательные глиняные игрушки, конечно, дымковские. Игрушечники много работали, печи дымились круглосуточно, поэтому село назвали Дымково, а игрушки дымковские. Промысел зародился в далеком прошлом. Самое раннее описание относится к 1811 году, о народном празднике « Свистопляске» (позднее стали называть «свистунья»). Традиционными для дымковской игрушки считаются: всадники, индюки, барышни, няньки.
( Слайд 14,15) - Знаменита своими глиняными игрушками и деревня Филимоново под Тулой. Деревня была построена еще при Петре I. По легенде деревня была названа в честь деда Филимона – мастера - игрушечника. По данным археологов филимоновскому промыслу более 700 лет.
Стилистические особенности остаются неизменными. В лепке - вытянутые пропорции фигур, длинные шеи у людей и животных, в росписи - трехцветный геометрический орнамент. Глина здесь белая. Она легко тянется, как пластилин. Поэтому филимоновские игрушки такие вытянутые – это коровы, олени, козы с длинными полосатыми шеями и большими цветными рогами. Мастера больше всего любили малиново-красный цвет, зеленый и фиолетовый. Наложили краски на жёлтый фон в виде штрихов, черточек. Этим и отличается игрушка от других. Это самый древний орнамент в геометрическом стиле.
Слайд 16-20) - На севере России, недалеко от Архангельска, в городе Каргополе, делают совсем другие игрушки. Каргопольские мастера любят лепить крестьянок в платьях и барынь в шляпах, идущих с базара с покупками, мужиков – гармонистов в лаптях и кафтанах. У них широкие лица и приземистые фигуры. В работе каргопольских мастеров было свое разделение труда: лепили игрушку, как правило, мужики, а расписывали – женщины. Бородатый полкан символ Бога Солнца.
(Слайд 21) Символические образы Игрушка была своеобразной моделью мира, в которой были заложены основные представления о природе и человеке. Во всех росписях встречаются похожие символы:
Символы в росписи вертикальные полосы – знак падающего дождя,
волнистые линии – земля, напоенная
дождем;
пятна – знаки зерна,
двойные кресты – солярные знаки (солнце). «Мать – Сыра земля» - это земля, способная дать жизнь всему живому.
А также встречаются похожие образы: Мировое дерево –древо жизни, Женский образ-образ матери-земли, конь-символ солнца, птица-символ счастья. (Слайд 22-29)
Физминутка « Солнышко»( слайд 30)
Последовательность выполнения работы.
-Ребята, перед работой повяжите ленточки, как настоящие мастера-игрушечники. Сегодня на плоскостных формах вы составите орнамент росписи для глиняной игрушки.
Внимательно рассмотрите формы, которые у вас на столе, подумайте к какому промыслу относится эта игрушка, и распишите её соответствующим узором.
У вас есть так же дополнительные листочки-черновики для пробы руки и цвета
Перед выполнением практического задания, обучающиеся внимательно рассматривают знаки орнамента; осваивают принцип их настроения (при помощи слайдов); обращают внимание на то, как они строят расписной узор на поверхности игрушки
-Вначале распределите по поверхности игрушки цветовые пятна, сохранив, где это возможно, белую основу. Белый в сочетании с другими цветами придаст игрушке праздничную нарядность. Все мелкие детали росписи выполняйте после того, как основные цветовые пятна уже будут найдены. Украшая игрушку декоративными элементами, ритмически выстраивая их, фантазируйте, но старайтесь делать роспись в традициях промысла. Перед работой хочу пожелать вам, чтобы ваша игрушка была не только красивой, а еще доброй и веселой, чтобы вашим близким была надёжным оберегом. Украсьте так, чтобы глядя на нее, душа радовалась.
-Все вместе мы сделаем красивую выставку «Мастер золотые руки», на которой будут игрушки народных промыслов. Обучающиеся выполняют роспись на белой плоскостной форме. Учитель заготавливает заранее фигурки разных силуэтов (индюк, барышня, конь…)
Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
контроль организации рабочего места;
контроль правильности выполнения приемов работы;
оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
контроль объема и качества выполненной работы.
-Посмотреть мультфильм «Глинька»;
-Вылепить из пластилина одного понравившегося героя или сюжет.
V. Итог урока
Итоги урока. Рефлексия
Продолжи предложение
Меня удивило…
Мне запомнилось…
Мне понравилось…
Я научился…
Теперь я могу
Обобщение
Хороша игрушка расписная!
Вся поет, бесхитростна, светла.
И видна в ней радость молодая,
Ставшего искусством ремесла.

14