СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока обобщения знаний на тему правописания предлогов и приставок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект был создан для открытого урока к конкурсу "Учитель года 2023". Урок в формате игры-путешествия.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обобщения знаний на тему правописания предлогов и приставок»

«Правописание приставок и предлогов»

Термины, понятия: приставка, предлог, части речи, глагол. ВЫУЧИТЬ!!!

Формы работы: фронтальная работа, групповая, индивидуальная работа.

Оборудование к уроку: классная доска, презентация, учебник Канакиной В. П. «Русский язык» 3 класс, цветные автобусы для рефлексии, тест, раздаточный материал (ДОМИНО), маршрутный лист.


Ход урока

I. Организационный момент

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. У нас в классе присутствуют гости. Поздоровайтесь с ними, пожалуйста.


Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.


II. Самоопределение к деятельности

- Ребята, вы хотели бы найти клад? А что это такое?

-  Клад - это богатство, деньги, золото.

-  Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Это знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся. Нас ждут трудности и опасности, но мы с ними обязательно справимся. Итак, в путь!


- Чтобы найти клад, нам нужна карта! А получим мы её, когда разгадаем кроссворды.

Разбиваемся на две группы (1,5 ряда). Капитаны команды проверяют работу своих соперников по образцу на доске.

По горизонтали:

1.Сшили их из черной кожи,
В них теперь ходить мы можем.
И на слякотной дороге
Не промокнут наши ноги. (Сапоги)

2.Куда бежит — сама не знает.
В степи ровна, в лесу плутает, 
Споткнется у порога.
Что это? (Дорога)

3. Утром он приходит в школу,

Днем — в кружок по баскетболу,

Он старается учиться,

И нисколько не лениться.

4.Что за комната такая!
Очень светлая, большая.
Парты ровными рядами,
А за партами мы сами. (Класс)

5.Рядом с дворником всегда я.
Разгребаю снег кругом.
И ребятам помогаю
Делать горку, строить дом. (Лопата)

По вертикали:

6.Перед корнем подставляем
Эту часть как называем? (Приставка)



По горизонтали:

1.В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, кисти, скрепки, кнопки — 
Что угодно для души. (Пенал)

2.Многолюден, шумен, молод,
Под землей грохочет город. 
А дома с народом тут
Вдоль по улице бегут. (Метро)

3.Назовите-ка , ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его — всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем новый год. (Декабрь)

4.Сверху ряска,
А наступишь — вязко. (Болото)

По вертикали:

1.Такое вам признание:

Всем людям тем я услужу,

Что вместе с окончанием

Дружно слова свяжу. (Предлог)

- Кто может сформулировать тему урока? О чем мы будем говорить на уроке? (Правописание приставок и предлогов.)

- Правильно, тема сегодняшнего урока «Правописание приставок и предлогов».

- Какую цель мы поставим перед собой? (умение находить и различать в написании приставки и предлоги)

- Тетрадь - это наш дневник кладоискателя. Откройте его. Запишите число, классная работа.

- Посмотрите, на карте обозначено начальное место – это один из городов страны Грамматики, город Приставок и Предлогов. В городе есть остановки: чтобы доехать до следующей остановки, нужно выполнить задание. У вас есть маршрутные листы, которые в конце путешествия вы должны будете сдать заполненными.

- Теперь в путь! Готовы ли вы?


III. Актуализация знаний

- Жители страны Грамматики очень чистоплотны. Они любят чистоту и порядок во всем, особенно в своих записях.

- Остановка первая «Чистописание»: угадайте, что вы будете сегодня писать на минутке чистописания?

- Запишите буквы и буквосочетания: по, с, у, к, под, до, про.

- Я считаю, что каждая буква и буквосочетание, написанное вами, может быть и приставкой, и предлогом. А как вы считаете?

- Обратите снимание, что в русском языке есть только предлог с, но не з.

- Отметьте в маршрутном листе под остановкой №1, как вы оцениваете свою работу.


IV. Работа по теме урока

- Что такое приставка? Как она пишется со словом? Почему

(Приставка — это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставка пишется со словом слитно, так как это часть слова.)

- Что такое предлог? Как он пишется со словом? Почему?

(Предлог — это часть речи. Предлог пишется со словом раздельно, так как это часть речи.)


- Следующая остановка улица «Памятка».

  • На доске карточки «ПРЕДЛОГ» и «ПРИСТАВКА» и карточки, которые нужно распределить (часть слова, часть речи, отдельно, слитно, для связи слов в предложении, для образования новых слов)

- Распределите карточки, которые относятся к приставке и предлогу.

Добавляются еще две карточки со надписями: «написал» и «на доске».

- Какое из данных слов можно отнести к предлогу, а какое к приставке?

- Запишите слова, выделите приставку и отметьте предлог в треугольник.

- Правописание приставок и предлогов — это орфограмма!

- Откроем стр.133 учебника. Прочтите сведения о языке.

- Перед какими словами никогда не стоит предлог? (перед глаголами).

- Отметьте в маршрутном листе под остановкой №2, как вы оцениваете свою работу.


- Третья остановка, на которую мы прибываем, называется «Узнайка».

Алгоритм определения приставки/предлога.


  • На доске пустая таблица, заполняем вместе с детьми. Всплывающие окошки.


- Прочитайте стихотворение.

А потом ты покатился

И назад не воротился

Покатился в огород

(До)катился (до)ворот

(Под)катился (под)ворота

(До)бежал (до)поворота

Там попал под колесо

Хлопнул, лопнул… вот и все.

- Запишите по вариантам, раскрывая скобки.

1 вариант записывает (До)катился (до)ворот.

2 вариант записывает (Под)катился (под)ворота.

3 вариант записывает (До)бежал (до)поворота.

- Чем похожи предлоги и приставки? (буквенным составом)

- Перед какими частями речи предлоги не пишутся? (глагол)

!!! Запомните! С глаголами предлоги никогда не употребляются.

- Правильно, между предлогом и словом можно вставить либо вопрос, либо другое слово. В этом и есть отличие предлога от приставки.

- Отметьте в маршрутном листе под остановкой №3, как вы оцениваете свою работу.



ОТДЫХАЙКА

Физминутка «У ОЛЕНЯ ДОМ БОЛЬШОЙ…».

(1 мин.)


ПОИГРАЙКА (На доске, 2 мин.)

Зашел, забег, запад, заход.

- Найдите лишнее слово. Почему? Запишите слова с приставками, выделите приставки. (Запад, так как там нет приставки.)

- Придумайте предложение, где за — предлог (устно). Докажите.

- Отметьте в маршрутном листе под остановкой №4, как вы оцениваете свою работу.


ВЫБИРАЙКА

Творческая работа

- Составьте несколько предложений на тему: «Зима» используя в них слова с приставками и предлоги.

- Прочитайте.

- Приставки выделите, а предлоги обведите в треугольник.

  • Один ребенок записывает своё предложение у доски, выполняем его разбор.

- Отметьте в маршрутном листе под остановкой №5, как вы оцениваете свою работу.


Проверяйка

- И последнее задание на этой остановке:

- Водитель автобуса хочет проверить, кто был внимательным во время путешествия, все запоминал. Для этого нужно заполнить проездной билет — тест. Перед тем, как заполнять его, вспомним:

- Что такое приставка?

- Как она пишется со словом? Почему?

(Приставка — это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставка пишется со словом слитно, так как это часть слова)

- Что такое предлог? Как он пишется со словом?

(Предлог — это часть речи. Предлог пишется со словом раздельно, так как это часть речи.)

- Со словами какой части речи предлоги никогда не употребляются? (С глаголами.)

- Как отличить приставку от предлога?

(Между предлогом и словом можно вставить либо вопрос, либо другое слово.)

Инструктаж, выполнение теста.

Тест.

  1. Подчеркни слово, в котором неправильно выделена приставка

Осмотр, ЗАдачник, ПОездка, ПОДоконник.

  1. Отметь в словах правого столбика ту часть, при помощи которой они образовались.

Пень – пенек Хлеб – нахлебник

Смотр – осмотр Ход – подход

  1. От данных глаголов образуйте глаголы, которые обозначают, что действие закончено. Отметьте приставки.

Считал - …………………

Рисовал - ……………….

Читал - …………………..

  1. Выбери и подчеркни слова с приставкой по- .

Посадка, помощь, полка, покрасить, полный.


- Отметьте в маршрутном листе под остановкой №6, как вы думаете, на сколько вы справились с данной работой.


V. Подведение итогов урока

- Вот и закончилось наше путешествие по городу Приставок и Предлогов. Много остановок было на нашем пути. Жители города Приставок и Предлогов довольны вами, ведь вы чаще всего верно их различали и правильно писали со словами. Прошу сдать проездные билеты и маршрутные листы.

- Обычно после путешествия рассказывают, что видели, делали, запомнили. - Что вы запомнили о правописании приставок.

- Что вы запомнили о правописании предлогов?


VI. Рефлексия

(У детей сигналы с цветными автобусами)

- Ребята, оцените свою работу на уроке. Перед вами автобусы разного цвета: зеленый, желтый, красный. Поднимите тот, как вы оцениваете свою работу на уроке и впечатление от урока.

Зеленый-все понравилось, я хорошо поработал.

Желтый-Было интересно, но остались вопросы.

Красный-я плохо поработал, мне было не интересно.


Оценки за урок.



РЕЗЕРВ. Игра домино.