ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ТРУДА. ГИПОДИНАМИЯ
Предмет: ОБЖ.
Класс: 5.
Дата: «___» ____________ 20___ г.
Учитель: Седов Артём Владимирович
Цели:
Познакомить обучающихся с организацией учебного труда в школе и дома: с условиями, обеспечивающими высокую работоспособность; с правилами выполнения домашних заданий.
Показать роль двигательной активности, физических усилий в укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни.
Оборудование: таблицы, рисунки, иллюстрирующие разные формы двигательной активности.
Ход урока
Организация класса.
Работа над новым материалом.
Учитель. Без движения нет жизни. В той или иной форме движение присуще любому живому существу, независимо от степени его сложности.
Обучающиеся. Они болеют больше, чем люди, которые занимаются спортом, ведут активный образ жизни.
Учитель. Занятия спортом способствуют достижению высоких результатов в развитии двигательной системы, кровообращения и дыхания, развивают ценные моральные качества – смелость, настойчивость в достижении цели, чувство товарищества.
Для большинства обучающихся наилучшими видами спорта являются плавание, лыжи и коньки, при этом в работу вовлекаются почти все виды мышц тела.
И. М. Сеченов установил, что во время труда и после него утомление быстрее снимается не полным покоем, а активным отдыхом. Смена рода деятельности приводит к возбуждению ранее бездействовавших к более глубокому торможению утомлённых центров.
Ещё в древности было замечено, что физическая активность способствует формированию сильного и выносливого человека, а неподвижность ведёт к снижению работоспособности, заболеваниям и ожирению. Всё это происходит вследствие нарушения обмена веществ.
Некоторые люди предпочитают отдыхать, лёжа на диване с книгой и посматривая телевизионные программы. Правильно ли они поступают?
Обучающиеся. Нет, так как без движения снижается работоспособность, это приводит к заболеваниям.
Учитель. Гиподинамия – недостаточная двигательная активность, малая физическая нагрузка.
Последствия гиподинамии: ослабляется деятельность сердца, обмен веществ и как следствие – накапливается избыточная масса тела, снижается устойчивость организма к инфекциям, снижается работоспособность, ускоряется процесс старения.
Двигательный режим школьников способствует предупреждению гиподинамии.
Обучающиеся. Утром делать гигиеническую гимнастику; посещать уроки физкультуры; во время уроков делать физминутки; играть в подвижные игры на переменах; гулять после уроков, пред сном; заниматься спортом.
Учитель. Учение – это умственный труд. И от того, насколько правильно выполняют ученики гигиенические рекомендации по организации труда в школе и дома, зависит состояние их здоровья.
Самостоятельная работа.
Проверьте с помощью таблицы, соответствует ли размер стола и стула вашему росту (в школе и дома).
Рост | Высота крышки стола над полом | Высота края сидения над полом |
До 130 см | 54 см | 32 см |
130-145 см | 60 см | 36 см |
145-160 см | 66 см | 40 см |
Проверьте, правильно ли вы сидите за столом во время письма. Соблюдаете ли вы следующие правила? Покажите сигнальную карточку зелёного цвета в том случае, если правило вами выполняется, и красную карточку, если не выполняется.
Ноги опираются всей стопой о пол;
ноги согнуты под прямым углом;
спина прямая;
расстояние от глаз до верха и низа тетради должно быть 30-35 см;
стул заходит под крышку стола на 3-5 см;
между туловищем и краем стола остаётся расстояние в ширину ладони.
Закрепление изученного материала.
Учитель. Как правильно организовать учебный труд в школе и дома?
Обучающиеся. При выполнении домашних заданий и в школе через каждые 40-45 минут делать перерыв, открывать форточку, выполнять во время уроков физминутки.
Вывод. Чтобы правильно организовать свой день и не навредить здоровью, необходимо учитывать не только социальные, но и биологические ритмы.
Человеческий организм – огромный «хор», в котором каждый орган, каждая клеточка исполняют свою партию, а вместе поют чудесную песню жизни. Основной дирижёр этого хора – суточный ритм.
В нём изменяются все функции организма: ритм температуры тела, пульса, дыхания и др.
Итог урока.
Учитель. Какие правила надо соблюдать, чтобы не переутомляться?
Обучающиеся. Во время перемены надо хорошо проветривать свой класс; на переменах можно поиграть в подвижные игры; при выполнении домашних заданий обязателен перерыв через каждые 30-45 мин; во время уроков делать физминутки; прогулки после уроков и перед сном; занятия спортом и т. д.